Тема урока: «Свойства числовых неравенств».
Курник Л.М.
8 класс
Цели урока:
образовательная: формирование умений применять теоремы, выражающие свойства числовых неравенств;
развивающая: развитие внимания, познавательной активности, памяти, мышления;
воспитательная: воспитание аккуратности, внимательности, культуры математической речи.
Тип урока: применения знаний, навыков и умений.
Методы обучения: дедуктивно-репродуктивный
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебник.
Литература:
Алгебра : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. – 15-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2007. – 271 с.
Поурочное планирование Алгебра по учебнику Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова, С. Б. Суворова. – Издательство «Учитель». – 2010 – 395 с.
Саранцев, Г. И. Методика обучения математике: методология и теория: учеб. пособие для студентов бакалавриата высших учебных заведений по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Математика») / Г. И. Саранцев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 292 с.
План урока:
1. Организационный момент (2 минута)
2. Актуализация опорных знаний и умений (7 минут)
3. Формирование умений и навыков (30 минут)
4. Подведение итогов (4 минуты)
5. Домашнее задание (2 минуты)
Ход урока:
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Дежурный, кто отсутствует на уроке?
Учитель: Запишите число, классная работа и тему урока. Сегодня на уроке мы продолжим тему «Свойства числовых неравенств».
Запись на доске и в тетрадях:
дата
Классная работа.
Свойства числовых неравенств.
Актуализация опорных знаний
Учитель: Вспомним определение числового неравенства.
Ученик: Число
больше числа
, если разность
- положительное число ; число
меньше числа
, если разность
- отрицательное число.
Учитель: Сформулируйте теоремы, выражающие основные свойства числовых неравенств. Для каждого свойства приведите примеры.
Ученик: Теорема 1. Если
, то
; если
, то
.
Пример: Если
; если
.
Ученик: Теорема 2. Если
и
, то
.
Пример: Если
и
, то
.
Ученик: Теорема 3. Если
и
- любое число, то
.
Пример:
и
, то
,
.
Ученик: Теорема 4. Если
и
– положительное число, то
. Если
и
– отрицательное число, то
.
Если обе части верного неравенства умножить или разделить а одно и то же положительное число, то получится верное неравенство; если обе части верного неравенства умножить или разделить на одно и то же отрицательное число и изменить знак неравенства на противоположный, то получится верное неравенство.
Пример:
и
, то
,
.
Пример:
и
, то
,
.
Ученик: Следствие. Если
и
- положительные числа и
, то
.
Пример:
,
и
, то
.
Формирование умений и навыков.
Учитель: Открываем учебник на странице 160 и выполняем номера 754 устно.
Ученик: Номер 754.
, а)
(по теореме 4); б)
(по теореме 4); в)
(по теоремам 3 и 4); г)
(по теоремам 3 и 4); д)
(по теоремам 3 и 4); е)
.
Учитель: Теперь решаем номер 755.
Ученик:
- положительные числа, значит, если:
, то
;
, то
;
, то
.
Имеем:
.
Ответ:
.
Запись на доске и в тетрадях:
- положительные числа, значит, если:
, то
;
, то
;
, то
.
Имеем:
.
Ответ:
.
Учитель: А теперь давайте выполним следующее задание. Записываем под диктовку. Известно, что
. Расположите в порядке возрастания числа:
.
Запись в тетрадях: Известно, что
. Расположите в порядке возрастания числа:
.
Ученик: Решение.
, так как
;
, так как
;
, так как
;
, так как
.
Имеем:
Ответ:
.
Запись на доске и в тетрадях:
Решение.
, так как
;
, так как
;
, так как
;
, так как
.
Имеем:
Ответ:
.
Учитель: Решаем № 757.
Ученик: № 757.
а)
;
.
б)
;
.
в)
.
г)
, значит,
;
.
д)
;
;
.
Запись на доске и в тетрадях:
№ 757.
а)
;
.
б)
;
.
в)
.
г)
, значит,
;
.
д)
;
;
.
Учитель: Теперь № 759.
Ученик: № 759.
.
а)
;
.
б)
;
.
в)
;
;
;
;
.
Запись на доске и в тетрадях:
№ 759.
.
а)
;
.
б)
;
.
в)
;
;
;
;
.
Учитель: № 762.
Ученик: № 762. Данный номер мы будем решать с помощью следствия из теоремы 4.
а)
, значит,
, то есть
.
б)
;
, значит,
, то есть
.
Запись на доске и в тетрадях:
№ 762.
а)
, значит,
, то есть
.
б)
;
, значит,
, то есть
.
Учитель: № 761.
Ученик: № 761.
а) Пусть
см – сторона квадрата, тогда
см – периметр квадрата.
;
;
.
б) Пусть
см – периметр квадрата, тогда
см – сторона квадрата.
;
;
.
Запись на доске и в тетрадях:
№ 761.
а) Пусть
см – сторона квадрата, тогда
см – периметр квадрата.
;
;
.
б) Пусть
см – периметр квадрата, тогда
см – сторона квадрата.
;
;
.
Подведение итогов
Учитель: Подведем итоги. Помните, что числовые неравенства одного знака
и
можно записать в виде двойного неравенства
. Не забывайте, что при умножении числового неравенства на отрицательное число, знаки неравенства меняются.
Учитель выставляет отметки учащимся, кто отвечал на уроке и работал у доски.
Домашнее задание
Запись на доске и в дневниках: № 758, № 760
№ 758.
а)
;
.
б)
;
.
в)
.
г)
;
;
.
№ 760.
.
а)
;
.
б)
;
;
;
;
.
3