-Обратите внимание на осеннее дождливое небо. Такое небо называют свинцовым. Как вы думаете – почему? -Сравните свинец и небо. Какого они цвета? Учитель демонстрирует свинец. -Попробуйте подержать свинец в руке. Учитель предлагает нескольким ученикам подержать свинец. -Что вы можете сказать? Слайд 5. -Вот и тучи на осеннем небе кажутся тяжелыми, готовыми в любой момент пролиться холодным дождем. 4) Посмотрите на фотографии летнего дождя, послушайте. Какие слова подойдут для описания этого явления природы? 5) Очень часто летний дождь приходит не один, а вместе с другим явлением природы, которое я сейчас предлагаю вам угадать. Раскаленная стрела Дуб свалила у села. Слайд 6. -Посмотрите на фотографию, послушай приближение грозы. В какое время года мы можем наблюдать грозы? На доске под иллюстрациями весны и лета вывешиваются карточки со словом «гроза» -Дожди с грозами характерны именно для лета, но первые первые грозы приходят к нам весной. -Послушайте, как о первой весенней грозе сказал известный русский писатель Федор Иванович Тютчев: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. -Почему о первом громе говорится, что он грохочет «как бы резвяся и играя»? 6) А мы продолжаем знакомство с явлениями природы. Что это? И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. -Для какого времени года характерно это явление природы? Слайд 7. Прикрепляется карточка со словом «иней» под иллюстрацией с изображение зимы. -В какую погоду появляется иней?
7) О каком явлении природы говорится в этой загадке? Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. -Для какого времени года характерно это явление природы? Слайд 8. Прикрепляется карточка со словом «снег» под иллюстрацией с изображение зимы. -В какую погоду идет снег? Снег зимой может идти весь день или несколько дней. И тогда говорят, что на улице… Слайд 9. Прикрепляется карточка со словом «снегопад» под иллюстрацией с изображение зимы.
9) Но вот пригрело ласковое весеннее солнышко. Под его теплыми лучами снег дрогнул и начал … -Для какого времени года характерно это явление природы? Слайд 10. Прикрепляется карточка со словами «таяние снега» под иллюстрацией с изображение весны. -Посмотрите на фотографию, послушайте звуки наступающей весны. -Что вы в них услышали?
Слайд 11. Прикрепляется карточка со словом «ледоход» под иллюстрацией с изображение весны.
10) Посмотрите на следующий слайд. -Как называется это природное явление? -Для какого времени года оно характерно? -Послушайте, как трещат льдины, сталкиваясь между собой, напирая друг на друга. 11)Работа по учебнику с. 42. (Произведение читают хорошо читающие дети). -Послушайте, о каком явлении природы говорится в рассказе? Слайд 12. На доске под иллюстрацией с изображением лета вывешивается карточка со словом «радуга». -Это радуга. В какое время года бывает радуга? -Что вы узнали из рассказа, когда на небе появляется радуга? -Кто из вас знает сколько цветов у радуги? Название этого явления природы произошло от двух слов – листья падают. Как оно называется? Слайд 13. На доске под иллюстрацией с изображением осени вывешивается карточка со словом «листопад».
-Когда бывает?
И еще об одном явлении природы мы с вами сегодня узнаем. Слайд 14. На доске под иллюстрациями с изображением весны, лета, осени и зимы вывешиваются карточки со словом «туман».
-Посмотрите на слайд. -Что это? Туманы бывают в каждом из времен года. |