Этап/время | Цель этапа (планируемый результат) | Деятельность учителя (прямая речь + действия) | Сопровождение (методические материалы) | Деятельность обучающихся (действия +примерные ответы) |
Орг. момент | Организация внимания всех учащихся; создание комфортной атмосферы для успешной работы; проверка готовности к уроку. | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Васильевна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Проверьте свою готовность к уроку, на ваших партах должен лежать тетрадь и пенал. -Присаживайтесь. | | Приветствие. Проверка готовности к уроку. |
Актуализация знаний (предварительная беседа) | М: К: воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде при изучении темы «Изложение». | -Послушайте внимательно стихотворение: «Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой». -О каком времени года нам рассказывает поэт в своем стихотворении? -А знакомы ли вы с этим стихотворением? Может быть знаете автора и название. -А вам нравится это время года? Почему? -Об этом замечательном времени года написано много стихотворных, прозаических текстов. -Давайте вспомним, что же такое текст? | | -В своем стихотворении поэт рассказывает про осень. -Да/нет. -И.А. Бунин «Листопад». Высказывают свое мнение. -Текстом называется два и более предложений, связанных по смыслу и объединенных одной темой. |
Построение проекта выхода из затруднения | | -Ребята, есть ли у вас предположения, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? -Мы сегодня с вами напишем изложение по тексту об осени. -Какую цель мы можем сегодня поставить перед собой на данном уроке? | | Высказывают свои предположения. -Цель: |
Реализация построенного проекта | М: П: анализирует текстовую/звуковую информацию в соответствии с учебной задачей при изучении темы «Изложение». К: воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде при изучении темы «Изложение». Л: Проявляет познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. | Первичное восприятие текста. -Сейчас я предлагаю вам прослушать текст «Листопад». Слушаем внимательно, чтобы ничего не упустить. Учитель читает текст. Анализ содержания. -О чем же этот текст? -О чём свидетельствуют жёлтые листья на деревьях? -Почему дождливой осенью деревьям не хватает воды? -Сколько частей в данном тексте? (можно проанализировать каждую часть текста) Составление плана. -Чтобы было проще писать изложение, что нам нужно сделать? -Верно. Мы с вами уже сказали о том, что в тексте 3 части, значит и в плане у нас будет 3 пункта. Учитель может еще раз прочитать текст. -Как мы можем назвать первую часть текста? Учитель читает 2 часть текста. -Как мы можем озаглавить 2 часть? Учитель читает 3 часть текста. -А 3 часть? Словарно-орфографическая работа. -Чтобы разобрать орфограммы я предлагаю вам для начала поработать на карточках в парах. После этого учитель совместно с учащимися проверяет и еще раз проговаривает орфограммы в предложенных словах. -О чем также не стоит забывать, что каждое предложение пишется с заглавной буквы, а в конце ставится точка. -Прежде чем перейти к написанию изложения, я предлагаю вам устно пересказать текст. У вас есть пару минут на подготовку. Учитель спрашивает желающих пересказать текст. | Прил. 1 Прил. 2 Учитель на доске фиксирует план. Прил. 3 | Первичное восприятие текста. -Про осень, листопад. -О засухе. -Осенняя земля холодная, а холодную воду не всасывают корневые волоски. -3 части. -Составить план текста. -Осенью листья опадают. -Засуха осенью. -Почему дерево не может взять воду? Работа в парах. Подготовка к устному пересказу текста. Желающие устно пересказывают текст. |
Динамическая пауза | Физическая разгрузка. | -Давайте разомнем наши пальчики перед ответственной работой. Повторяйте за мной. Перед нами ёлочка: (Пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка ёлочки.) Шишечки, иголочки, (Руки сжимают в кулачки, указательные пальчики выставлены.) Шарики, фонарики, («Шарики» из пальцев вверх, вниз.) Зайчики и свечки, («Ушки» из указательного и среднего пальцев.) Звёзды, человечки. (Ладони сложены, пальцы расправлены.) | | Повторяют за учителем. |
Написание изложения | П: Умеет писать подробное изложение. | -Послушайте текст еще раз, будьте внимательны, приготовьтесь писать текст самостоятельно. Учитель читает текст еще раз. -Приступайте к написанию. Соблюдайте красную строку в начале каждой части. | | Повторное слушание. Письменная работа учащихся. |
Самопроверка | М: Р: корректирует свои учебные действия для преодоления ошибок при изучении темы «Изложение». | -Ребята, я сейчас последний раз прочитаю текст, ваши задача проверить ваше изложение. Если заметите какие-то ошибки, аккуратно их исправьте. Учитель читает текст. | | Слушают текст и вносят корректировки в свои изложения. |
Подведение итогов, рефлексия | М: К: воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде при изучении темы «Изложение». | -Наш урок подходит к концу. -Давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались? -А что мы делали перед тем, как написать изложение? -Сейчас я предлагаю вам поработать с незаконченными предложениями: Я узнал… Мне понравилось… Я хотел бы… Я смог… Я понял… -Спасибо за урок! До свидания! | | -Писали изложение. -Анализировали содержание текста, составляли план, устно пересказывали текст. Работа с незаконченными предложениями. -До свидания! |
Прил. 1
Прил. 2
Осенью падают жёлтые листья с деревьев.
Они – сигналы засухи. Корни забирают из земли воду и подают дереву. Листья её испаряют. Если воды мало, листья опадают.
Но ведь осенью часто идут дожди. Какая может быть засуха? Неужели дереву не хватает воды? Воды – то много, да взять её дерево не может. Осенняя земля холодная, а холодную воду не всасывают корневые волоски.
Вот и начинается листопад.
Прил. 3
Карточка №1.
Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание: из з___мли, исп___ряют, в___ды, оп___дают, д___жди, не хватает, ___се___яя, х___лодная, к___рневые, в___л___ски, лист___я, д___рев___ев, осен___ю.