СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по физике 10 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по физике для 10 класса вечерней школы.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по физике 10 класс»

14



Технологическая карта по курсу физики. 10 класс. 72 часа (2 часа в неделю)

Учебник 10 класса: авторы: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский. М.: Просвещение, 2018

Название раздела

№ урока

Тема урока

Элементы обязательного минимума содержания

Уровень В

Требования к уровню выпускников


Уровень В

Знания и умения

Методы

Средства

Формы контроля

Межпредметные связи

Дата проведения

Основные особенности физического метода исследования

1

Физика и познание мира.

Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. Роль математики в физике. Физические законы и границы их применимости. Принцип причинности

1. Понимать сущность метода научного познания окружающего мира.

2. Раскрывать влияние научных идей и теорий на формирование современного мировоззрения.

3. Учитывать границы применимости механики Ньютона (Классической механики)

Предмет физики. Экспериментальный и теоретический методы изучения природы

Словесный:

Лекция «Метод научного познания окружающего мира»

Наглядный: таблица

Таблица «Метод научного метода познания»

Физический диктант

Роль математики, биологии, химии в физике


2

Классическая механика Ньютона и границы ее применимости.

Фронтальный опрос


Повторение основ механики

3

Движение точки и тела. Положение в пространстве. Векторные величины. Действие над векторами.

Механическое движение и его относительность. Уравнения прямолинейного равноускоренного движения. Криволинейное движение точки на примере движения по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение

1. Приводить примеры ответов, обосновывающих относительность механического движения.

2. Указывать границы применимости представления тела материальной точкой.

3. Измерять ускорение свободного падения.

4. Владеть основными понятиями и законами физики.

5. Вычислять скорость и путь при ускоренном прямолинейном движении; центростремительное ускорение; дальность полета тела, брошенного горизонтально и высоту подъема тела, брошенного вертикально.

6. Определять характер прямолинейного движения по графикам зависимости скорости (координаты) от времени.

Механическое положение. Относительность движения. Траектория. Материальная точка. Система отсчета. Координаты. Радиус-вектор. Вектор перемещения.

Словесный: беседа

Наглядный: таблица

Плакат «Действия над векторами»

Фронтальный опрос

Векторная геометрия


4

Равномерное прямолинейное движение. Уравнение равномерного прямолинейного движения.

Знать, физическую величину скорость, физический смысл скорости, единицы ее измерения. Уметь решать задачи

Словесный: беседа

Наглядный: фрагмент фильма

Фрагмент фильма «Механическое движение»

Физический диктант



5

Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение.

Знать, физическую величину ускорение, физический смысл ускорения, единицы ее измерения. Уметь решать задачи

Словесный: беседа

Наглядный: фрагмент фильма, таблица

Фрагмент фильма «Механическое движение», таблица «Движение с ускорением»

Фронтальный опрос



6

Движение тела в поле силы тяжести.

Свободное падение тел. Знать об ускорении свободного падения, о движение тела.

Словесный: беседа

Практический: решение задач


Фронтальный опрос



7

Равномерное движение по окружности.

Криволинейное движение точки на примере движения по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение Угловая скорость. Уметь решать задачи

Словесный: объяснение, рассказ

Практический: решение задач


Физический диктант



8

Первый закон Ньютона. Сила.

Взаимодействие тел. Законы Ньютона. Принцип суперпозиции сил. Принцип относительности Галилея. Закон всемирного тяготения. Закон трения скольжения. Закон Гука.

1. Приводить примеры опытов, позволяющих проверить закон всемирного тяготения.

2. Используя теоретические модели, объяснять независимость ускорения от массы тел при их свободном падении.

3. Указывать границы применимости закона Гука.

4. Измерять:

Коэффициент трения скольжения, жесткость пружины.

5. Раскрывать смысл закона всемирного тяготения, закона Гука.

6. Знать зависимость тормозного пути от скорости транспортных средств и коэффициента трения.

Знать первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Инерция. Знать физическую величину - сила. Ее физический смысл, единицы измерения.

Уметь отличать инерциальные СО от неинерциальных.

Словесный: объяснение, рассказ

Практический: решение задач

Наглядный: демонстрация

Лист бумаги из-под груза

Фронтальный опрос

Алгебра: использование математического аппарата при решении задач

Алгебра: использование математического аппарата при решении задач

История: пример с лошадьми с магдербургским шаром


9

Связь между ускорением и силой. Второй закон Ньютона. Масса тела.

Связь между силой и ускорением. Масса. Уметь решать задачи

Словесный: объяснение, рассказ

Практический: решение задач

Сборник задач

Фронтальный опрос


10

Третий закон Ньютона. Понятие о системе единиц. Принцип относи­тельности в механике

Третий закон Ньютона

Словесный: объяснение, рассказ

Практический: решение задач

Наглядный: таблица

Сборник задач, таблица «Законы Ньютона»

Физический диктант


11

Практикум по решению задач.

Уметь решать задачи

Практический: решение задач

Сборник задач



12

Силы в природе.

Силы в природе: сила тяготения, сила трения, сила упругости

Словесный: лекция

Практический: тестирование


Тест



13

Закон всемирного тяготения.

Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести. Вес. Не­весомость.

Словесный: лекция

Практический: тестирование


Тест



14

Силы упругости и трения

Сила упругости. Сила трения.

Практический: решение задач

Наглядный: демонстрация модели

Сборник задач, таблица «Силы электромагнитной природы», механическая модель кристалла

самостоятельная работа



15

Лабораторная работа «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяже­сти»

Отработка практических умений по данной теме. Умение планирования при проведении опыта, пользоваться измерительными приборами.

Практический: лабораторная работа

Штатив, нитка, грузик, секундомер

Проверка лабораторной работы




16

Законы сохранения в механике. Импульс тела.

Законы сохранения импульса и энергии в механике.

1. Приводить примеры опытов, позволяющих проверит закон сохранения импульса.

2. Указывать границы применимости закона сохранения импульса, закона сохранения энергии.

3. Раскрывать смысл законов сохранения импульса и энергии.

4. Вычислять:

Скорости тел после неупругого столкновения по заданным скоростям и массам сталкивающихся тел; скорость тела, используя закон сохранения механической энергии.

Импульс. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая, потенциальная энергии Импульс тела, импульс силы, ЗСИ, ЗСМЭ

Практический: тестирование

Словесный: лекция

Две тележки, грузики

Фронтальный опрос, тестирование



17

Механические колебания и волны. Практикум по решению задач.

Практический решение задач

Сборник задач

Кратковременная самостоятельная работа

Алгебра: использование математического аппарата при решении задач



18

Контрольная работа по теме «Ме­ханика».




Практический: контрольная работа

Контрольные задания

контрольная работа



Основы МКТ и термодинамики

19

Основы молекулярно-кинетической теории газа

Опыты Перрена. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро. Идеальный газ. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул идеального газа.

1. Приводить примеры опытов, обосновывающих непрерывный и хаотический характер движения частиц вещества.

2. Указывать границы применимости модели идеального газа.

Знать основные положе­ния МКТ, основные фи­зические характеристики газов и основные фор­мулы. Уметь использо­вать полученные знания при решении типичных и нестандартных задач (межпредметного со­держания)

Словесный: рассказ об этапах развития молекулярной физики; напоминание ранее пройденного материала по химии посредством беседы

микрофотографии молекул

Вводный тест,

Химия: атомно-молекулярное учение, периодическая система Менделеева, молекулярная и относительная атомные массы химических элементов.

История: рассказ о роли Ломоносова в создании учения о строении вещества.

Математика: степень числа

Биология: молекулы ДНК и РНК как носители биологической информации


20

Масса молекул. Количество веще­ства.




21

Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.

Знать понятия диффузия, броуновское движение; о строении вещества, о зависимости молекулярных сил от расстояния между молекулами

Словесный: рассказ об открытии броуновского движения.

Таблица: «Диффузия в живой природе» и «Химические связи»

индивидуальный письменный опрос

Биология: проявление диффузии в процессах питания и дыхания организмов.

Химия: химические связи

История: историческая справка об истории открытия броуновского движения


22

Строение газообразных, жидких и твердых тел.

Знание особенностей строения тел в различных состояниях, основных свойств жидкостей, газов и твердых тел. Уметь объяснять особенности строения тел в различных агрегатных состояниях на основе МКТ

Словесный: беседа о свойствах жидких, газообразных и твердых тел

Проблемный: выяснить почему одно и то же тело может находиться в трех различных состояниях

Репродуктивный: работа с учебником

Наглядный: использование таблиц, схем

Модели кристаллических решеток, видеофильм «кристаллы»

Физический диктант

Химия: формула воды, химические связи, основные элементы содержащиеся в воздухе

Биология: вода – самое распространенное неорганическое соединение в живом организме


23

Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории.

Знать определение идеального газа, механизма возникновения давления газа с точки зрения МКТ, определение среднего значения проекции скорости молекулы, изменение импульса молекулы при ее соударении со стенками. Уметь математически преобразовывать векторные величины

Словесный: лекция об идеальном газе и его свойствах, демонстрация давления газа на стенки сосуда, Практический: тестирование

Плакаты математических преобразований над векторами. Механическая модель для демонстрации давления газа на стенки сосуда.

тестирование при актуализации знаний. Фронтальный опрос

Геометрия: понятие о векторах и действиях с ними


24

Основное уравнение МКТ.

Знать основные положения МКТ, формулировку и математическое выражение основного уравнения. Уметь выводить основное уравнение МКТ и формулу, связывающую давление со средней квадратичной энергией молекул. Применять данные формулы при решении задач

Словесный: вывод основного уравнения МКТ, формулы, связывающую давление со средней квадратичной энергией молекул.

Практический: решение задач, работа с учебником

Плакаты с математическими преобразованиями, учебник

индивидуальный устный опрос

Математика: использование математического аппарата при работе с формулами, решении задач.

Природоведение: температура, термометр.

История: историческая справка об изобретении термометра

Биология: температура в жизни растений и организмов

География: суточный и годовой ход температур


25

Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Абсолютная температура. температура – мера средней кинетической энергии молекул.

Опыт Штерна. Тепловое равновесие. Абсолютная температура. Связь температуры со средней кинетической энергией частиц вещества.

1. Приводить примеры опытов позволяющих проверить связь скорости теплового движения частиц тела с его температурой.

2. Указывать границы применимости научной теории прямо пропорциональной зависимости энергии теплового движения частиц вещества от абсолютной температуры.

3. раскрывать смысл физического закона связи давления газа с его температурой и концентрацией частиц, температуры газа со средней энергией хаотического движения его частиц.

4. Знать значение температуры тела здорового человека, физические условия на Земле, обеспечивающие существование жизни человека.

Знать макроскопические параметры, определяющие тепловое равновесие, температуру; принципы действия различных термометров. Уметь определять температуру. Знать какую роль играет температура в жизни организмов и растений.

Словесный: повторение и обобщение первоначальных сведений о температуре, формирование понятия о температуре в процессе беседы

Наглядный: демонстрация работы с термометром

термометр

фронтальный устный опрос


26

Измерение скоростей молекул газа. Практикум по решению задач.

Опыт Штерна. Решение задач

Практический: работа с учебником

Тесты, учебник

Письменный тест

Математика: использование математического аппарата при решении задач


27

Уравнение состояния идеального газа.

Уравнение Клапейрона-Менделеева. Изопроцессы.

1. Используя теоретические модели, объяснять повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде.

2. Раскрывать смысл уравнения Клапейрона-Менделеева.

3. Вычислять неизвестный параметр идеального газа по заданным его параметрам с помощью уравнения Менделеева-Клапейрона или основного уравнения МКТ газов.

4. Определять характер изопроцесса по графикам в координатах (Р,V), (Р,Т) и (V,Т).

5. Знать точки замерзания и кипения воды при нормальном давлении.

Знать значение универсальной газовой постоянной, формулировку и математическую запись уравнения Менделеева-Клапейрона. Уметь определять макроскопические параметры тел, наблюдать и делать выводы

Проблемный: найти общую зависимость, связывающую между собой все три макроскопические величины, характеризующие состояние идеального газа

Наглядный: экспериментальная проверка уравнения состояния

Технические: Герметический гофрированный сосуд, манометр, линейка, термометр. Сосуд с горячей водой.


Алгебра: решение линейных уравнений, приближенные вычисления, запись числа в стандартном виде.


28

Газовые законы.

Газовые законы. Знать определения и основные характеристики изопроцессов, знать их графическое изображение. Уметь применять уравнение состояния идеального газа к различным изопроцессам, объяснять газовые законы на основе МКТ

Словесный: объяснение,

Практический: работа с учебником

Учебник

Письменная проверочная работа

Алгебра: функция и их графики

История: краткие рассказы о жизни Гей-Люссака, Бойля, Мариотта, Шарля


29

Практикум по решению задач на применение уравнения состояния идеального газа и газовых законов.

Знать уравнения состояния газов, основные характеристики изопроцессов

Словесный: объяснение

Плакат обобщающего характера, тесты

тестирование

Алгебра: применение математического аппарата при решении задач.

Химия: задачи межпредметного содержания


30

Решение задач по теме «Основы МКТ»


31

Лабораторная работа «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

Умение планирования при проведении опыта, пользоваться измерительными приборами, определять цену деления, оценивать погрешности

Словесный: инструктаж

Практический: выполнение работы

Барометр, укороченный манометр, стакан с горячей водой, термометр

Оценка выполнения работы

Математика: измерение величин, работа с дробями и степенями


32

Контрольная работа по теме «Основы МКТ»


Знание основных положений и законов МКТ, уметь применять полученные знания

практический

Контрольные задания

Оценка выполнения работы



33

Насыщенный пар. Зависимость давления и плотности насыщенного пара от температуры.

Насыщенные и ненасыщенные пары.

Знание определении насыщенного и ненасыщенного паров, знание их свойств, уметь объяснять влияние свойств насыщенных паров на климат, решать качественные задачи. Знать процесс испарение

Словесный: беседа практический: работа с учебником, решение качественных задач



Биология: транспирация: испарение воды листьями, круговорот воды в природе

География: влияние свойств насыщенных паров на климат территорий

Анатомия: роль кожи в терморегуляции организма


34

Кипение жидкости. Критическая температура.

Кипение. Знать условия кипения жидкости, температуры кипения, определение критической температуры. Знать о зависимости кипения от температуры

Проблемное изложение нового материала,

Наглядный: наблюдение процесса кипения

Колба с водой, электроплитка

Тестирование, фронтальный опрос

История: предсказание Менделеева о существовании критической температуры


35

Влажность воздуха и ее измерение.

Относительная влажность –знать определение, знать способы определения относительной влажности воздуха, принцип действия волосного и конденсационного гигрометра, психрометра. Знать о влиянии влажности воздуха на растительный и животный мир. Уметь решать качественные задачи

Беседа, объяснение

Практические: работа с приборами для определения влажности воздуха

Приборы для определения влажности


Биология: влияние влажности на рост и развитие растений, на самочувствие человека.

Медицина: использование низкой влажности воздуха при высоких температурах для лечения почек.


36

Строение и свойства кристаллических и аморфных тел.Деформация. Их виды.

Кристаллические и аморфные тела.


Определение деформации, упругой и пластичной, знание различных ее видовуметь приводить примеры деформации в жизни и технике

Беседа, показ деформированных тел

Резиновый шнур, пластилин, металлическая линейка, модель деформации сдвига, таблица: «Виды деформации» кинофрагмент

фронтальный опрос

Биология: деформация в природе значение деформации для жизни живых организмов

Трудовое обучение: Применение и учет деформации в технике


37

Применение и учет деформации в производстве, технике, быту.




38

Внутренняя энергия.



Внутренняя энергия.

Словесный: беседа

Практический: тест

Наглядный: таблица

Таблицы «Внутренняя энергия тела», «Способы изменения внутренней энергии тела»

Тест



39

Работа в термодинамике.



Работа в термодинамике.

Практический: работа с учебником

Таблицы «Виды теплопередачи» и «Расчет количества теплоты», учебник

Фронтальный опрос



40

Количество теплоты.



Количество теплоты, теплоемкость

Практический: работа с учебником

учебник




41

Первый закон термодинамики.

Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. КПД теплового двигателя.

1. Приводить примеры опытов, позволяющих проверить первый закон термодинамики.

2. Используя теоретические модели, объяснять физические явления: необходимость теплопередачи для осуществления изотермического процесса; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение газа при его быстром расширении.

3. Измерять идеальную теплоемкость вещества.

4. Раскрывать смысл закона термодинамики.

5. Вычислять установившуюся температуру, используя уравнение теплового баланса; изменение внутренней энергии вещества при теплопередаче и совершении работы; КПД теплового двигателя.

6. Описывать преобразование энергии при изменении агрегатного состояния вещества; работе тепловых двигателей.

7. Иллюстрировать роль физики в создании и совершенствовании важнейших технических объектов: тепловых двигателей.

8. Знать экономические проблемы, связанные с работой тепловых двигателей.

Первый закон термодинамики для различных изопроцессов.

Словесный: беседа



Фронтальный опрос



42

Применение первого закона термодинамики к различным процессам.

Практический: решение задач

Сборник задач

Физический диктант



43

Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики.


Словесный: лекция


Фронтальный опрос



44

Статистическое истолкование необратимости процессов.


Практический: работа с учебником

учебник




45

Принципы действия тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.

Тепловые двигатели. Преобразования энергии в тепловых двигателях

Словесный: беседа



Фронтальный опрос

Математика: проценты


46

Практикум по решению задач

Закрепление знаний, формирование умений применять полученные знания

Практический: решение задач



Алгебра: использование математического аппарата при решении задач




47

Контрольная работа по теме «Основы термодинамики»



Знание основных законов и понятий по теме.

Практический: контрольная работа

Контрольные задания

Оценка выполнения контрольной работы

Алгебра: использование математического аппарата при решении задач



электрстатика


48

Электрический заряд и элементарные частицы.

Электрические взаимодействия. Элементарный электрический заряд. Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия электрического поля конденсатора.

1. приводить примеры опытов, обосновывающих существование двух видов электрического заряда, закона Кулона.

2. используя теоретические модели, объяснять электризацию тел при их контакте

3. раскрывать смысл принципа суперпозиции, законов сохранения электрического заряда, Кулона

4. вычислять: силу взаимодействия между двумя точечными зарядами в вакууме; силу, действующую на эл/заряд в эл/поле; напряженность э/поля, созданного несколькими точечными зарядами, используя принцип суперпозиции; работу по перемещению эл/заряда между двумя точками в эле/поле; напряженность однородного Эл/поля по известной разности потенциалов между точками, отстоящими друг от друга на известном расстоянии; заряд и энергию конденсатора по известной электроемкости и напряжению на его обкладках

5. определять вид движения эл/заряда в однородном эл/поле.


Электризация тел. Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Два вида электрического заряда. Закон сохранения электрического заряда

Наглядный: демонстрация

Словесные: лекция, объяснение





49

Основной закон электростатики –закон Кулона.

Словесный: рассказ, беседа

Наглядный: таблица

Таблица «Спектр»: «Закон Кулона»




50

Практикум по решению задач.

Практический: решение задач

Карточки с заданиями

Проверка выполнения работ

Алгебра: использование математического аппарата при решении задач


51

Электрическое поле. Силовая характеристика электрического поля.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды.

Словесный: лекция

Наглядный: таблица

Таблица «Спектр»: «напряженность Электростатического поля»

Фронтальный опрос

Биология: Влияние постоянного электрического поля на живые организмы, на жизнь и рост растений.


52

Принцип суперпозиции полей. Силовые линии электрического поля.

Принцип суперпозиции полей.

Словесный: лекция



Алгебра: использование математического аппарата при решении задач


53

Практикум по решению задач.

Закрепление знаний, формирование умений применять полученные знания

Практический: решение задач

Карточки с заданиями

Проверка выполнения работ


54

Проводники в электростатическом поле.

Проводники в электрическом поле

Словесный: рассказ, беседа

тест

тестирование



55

Диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков.

Диэлектрики в электрическом поле

Поляризация диэлектриков

Словесный: рассказ, беседа


Фронтальный опрос



56

Потенциальная энергия заряженного тела в однородном электростатическом поле.

Потенциальная энергия

Словесный: лекция


Фронтальный опрос



57

Потенциал электростатического поля. Разность потенциалов.

потенциал Разность потенциалов.

Словесный: лекция


Фронтальный опрос



58

Связь между напряженностью электростатического поля и напряжением. эквипотенциальные поверхности.

потенциал

Закрепление знаний, формирование умений применять полученные знания

Словесный: лекция,

Практический: работа с учебником

учебник

Фронтальный опрос

Алгебра: использование математического аппарата при решении задач


59

Практикум по решению задач.

Практический: решение задач

Карточки с заданиями

Проверка выполнения работ


60

Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы.

Электрическая емкость, конденсаторы

Практический: работа с учебником

Словесный: объяснение

Тест, учебник

тестирование



61

Энергия электрического поля конденсатора. Конденсаторы и их применение.

Энергия электрического поля конденсатора

Практический: работа с учебником

Словесный: объяснение

Тест, учебник

тестирование



62

Практикум по решению задач.

Закрепление знаний, формирование умений применять полученные знания

Практический: решение задач

Карточки с заданиями

Проверка выполнения работ

Алгебра: использование математического аппарата при решении задач


63

Контрольная работа по теме «Электростатика»



Знание основных законов и понятий по теме.

Практический: контрольная работа

Контрольные задания

Оценка выполнения контрольной работы

Алгебра: использование математического аппарата при решении задач



64

Итоговое обобщение.










65-72

Резерв.