СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по окружающему миру на тему "Водные богатства" (2 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по окружающему миру на тему "Водные богатства" (2 класс)»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 2 «Б»

Тема урока: «Водные богатства»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: первичное усвоение новых знаний при изучении темы водные богатства

Планируемые результаты

Задачи урока

Предметные:

- узнать, что составляет водные богатства нашей планеты;

- описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления;

- распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

Дидактические:

Формировать знания: знать, что составляет водные богатства нашей планеты;

Формировать умения: описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;

Метапредметные:

Познавательные:

- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;

- с помощью педагога формулировать цель;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- делать выводы;

- проводить по предложенному плану опыт по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами;

- анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

Коммуникативные:

- соблюдать правила ведения диалога;

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Регулятивные:

- выстраивать последовательность выбранных действий;

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок;

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

Формировать умения (познавательные): определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; с помощью педагога формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; делать выводы; проводить по предложенному плану опыт по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

 



Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.



Формировать умения (регулятивные): выстраивать последовательность выбранных действий; планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Личностные:

- познавательный интерес к изучению стран – соседей России, активность и самостоятельность в их познании;
 - первоначальные представления о системе окружающего мира как одной из составляющих целостной научной картины мира.


Воспитательные:

  1. Способствовать формированию познавательного интереса к изучению водных богатств , активности и самостоятельности в их познании.

  2. Формировать первоначальные представления о системе окружающего мира как одной из составляющих целостной научной картины мира.



Форма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Дидактические средства: презентация

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска


Характеристика этапов урока


Этапы урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

П-познават.,

К-коммуникат.,

Р-регулятивные

Личностные

Мотивация учебной деятельности

Словесный (беседа)

Организует мотивацию учебной деятельности.


- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вита Дмитриевна и урок окружающего мира сегодня проведу я.

- Для начала проверим готовность к уроку. У вас на партах должны лежать учебники, листы исследователя и пенал.

- Ребята, а для того, чтобы урок был успешным, какие умения и качества мы возьмем?


Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.











- Быть наблюдательными, внимательными, заинтересованными, уметь работать в парах и группах.




Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный (беседа)

Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения через фронтальную и индивидуальную работу.

- Над какой темой вы работали на прошлом уроке?

- Верно.


-  Чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать загадку.

- Лес на берегах стоит,

Под мостом она бежит,

И течёт вода куда-то,

Догадались вы, ребята?

Умолчу ответ пока,

Под мостом течёт...


- Верно.

- Ручей, река, море – каким общим словом можно назвать это?

Отвечают на вопросы учителя.






- Холм и гора










- Река






- Водоёмы.














К: соблюдать правила ведения диалога


Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)

Организует деятельность по формированию темы и постановке цели урока.

- Предположите, о чем мы сегодня будем говорить? Чем же богата наша планета?

- А как вы думаете, почему богатства?

- Верно.



- Предположите, какие цели вы с вами должны поставить перед собой? Что нового мы можем узнать о водных богатствах?

- Молодцы!

- Также мы с вами познакомимся с частями реки, по схеме научимся о них рассказывать.

Определяют тему и формулируют цель урока.


- О водоёмах.

- Водные богатства


- Потому что наша страна богата водными ресурсами. Потому что без воды не было бы жизни на Земле.

- Узнаем, что составляет водные богатства








К: соблюдать правила ведения диалога








П: с помощью педагогического работника формулировать цель







познавательный интерес к изучению вопроса, активность и самостоятельность в его познании

Построение проекта выхода из затруднения

Словесный (беседа)

Организует деятельность по составлению плана урока.


-Чтобы достичь цели урока необходимо составить план. Только наш план весь перепутался и вам нужно соотнести начало и конец.

Составляют план урока.




ПЛАН:

1. Узнать о частях реки

2. Научиться показывать и находить части реки

3. Определить значимость водных богатств







Р: планировать действий по решению учебных задач для получения результата


Реализация построенного проекта

Словесный (беседа)












Практический (упражнение)

Организует деятельность по реализации проекта.


Организует оценивание деятельности с помощью приема технологии формирующего оценивания «Лесенка успеха».


- Теперь давайте зафиксируем наши с вами знания на начало урока по этой теме


Организует объяснение формирующего оценивания «Лесенка успеха»

- Ребята, скажите, а что такое водоём?


- Что относится к водоёмам нашей планеты?

- Молодцы! Это всё является водными богатствами нашей планеты.

-  Как вы думаете, на какие две группы мы можем разделить водоёмы?

 -Совершенно верно. Что значит естественные? А искусственные?

- Хорошо. Давайте узнаем, правильно ли вы ответили на вопрос. Для этого прочитаем текст на стр.82. Прочитайте, пожалуйста.

- Правильно ли вы определили значение слов?

- Молодцы!



- Сейчас мы с вами оправимся в путешествие по водным богатствам нашей планеты.

- Первый водоем, на который мы с вами отправимся – река. Вспомните, что вы знаете о реке.

- Хорошо.


- Прочитайте, пожалуйста, определение на слайде.  




- Какое происхождение имеет река: искусственное или естественное?

- Верно. Следующий водоём – озеро.  

- Прочитай, пожалуйста, что же такое озеро.


- Если же река – это постоянный поток воды, то в озере вода просто стоит.

- Одно из интереснейших озёр нашей страны - озеро Байкал. Это самое глубокое озеро в мире, в нём огромный запас пресной чистой воды.

- Какое происхождение имеет озеро?

- На озерах мы побывали. Сейчас узнаем, куда двигаться дальше. Закройте глаза, представьте себе лето, звуки моря, шум волн.  О чем же мы будем говорить? Давайте вспомним, что вы знаете о море.

- Прочитайте, пожалуйста, определение.

- Спасибо.




- Скажите, ребята, а кто из вас был на море?

-Расскажите нам, какое впечатление у вас осталось? Понравилось ли вам?

- Ребята, куда впадает море?

- Прочитайте, пожалуйста, что такое океан.


- На нашей планете 5 океанов: Атлантический, Тихий, Северный Ледовитый, Индийский и Южный.

- Скажите, какое происхождение будут иметь океаны и моря?

- Верно. Давайте повторим, какие водоемы имеют естественное происхождение.

- Верно. Эти водоёмы создала природа, и они называются естественными.

- А какие водоемы мы не отнесли к естественным?

- Почему?

- Совершенно верно. Водоёмы, которые произошли при помощи человека, называются искусственными.

- Давайте отправимся на них.

- Первый искусственный водоём – канал.

- Как вы думаете, что такое канал?

- Прочитайте, пожалуйста, определение.

 



- Спасибо. Следующий водоем – пруд.

Пруд – это искусственный водоём для хранения воды с целью разведения рыбы.

- И последний искусственный водоём – водохранилище.

- Водохранилище – это искусственные водоёмы с огромными запасами воды, образовавшиеся после постройки плотин на реках.

- Давайте подведем итог, какие же водоемы имеют искусственное происхождение.


- Ребята, а знаете ли вы, где образуется река и куда она течёт?

- Давайте узнаем. Для этого рассмотрим схему на странице 83.

- Смотрим только на схему, текст пока не читаем.

- Как вы думаете, где будет начало реки? А что такое устье? Что будет являться правым и левым притоками?

- Давайте узнаем, верны ли наши предположения.

-Начните, пожалуйста, читать текст под схемой. Все остальные внимательно слушают.

- Спасибо. Продолжай.





















- Водоём – это углубление на поверхности земли, заполненное водой.

- Реки, озера, моря, океаны, пруды, каналы, водохранилища.




- Искусственные, естественные.


- Созданы природой. Созданы при помощи человека.





Читают текст.


- Да.








- Вода в реке пресная.

Реки впадают в моря.






- Река – это природный водный поток, который течет по углублению, которое называется руслом реки.

- Естественное.





- Озеро – это скопление воды в природном углублении.












- Естественное.






- О море.

- В море соленая вода. Море впадает в океан.

- Море – это большое пространство, наполненное соленой водой и ограничено с одной или нескольких сторон сушей.

Делятся впечатлениями.






- В океан.

- Океан – это огромные водные пространства, окружающие материки и острова.








- Естественное.




- Озеро, река, море, океан.




- Пруд, водохранилище и канал.

- Их создал человек.




Воспринимают информацию.

Высказывают свое мнение.





- Канал – это искусственные реки, по которому речные суда переплывают из одной реки в другую.




Воспринимают информацию.











- Пруд, водохранилище, канал.







- Нет.

Рассматривают схему.






- Где находится исток.

Место, где река впадает в озеро.




Отвечают на вопрос.









— описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления,



















распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;











К: соблюдать правила ведения диалога




К: корректно и аргументированно высказывать свое мнение






П: анализировать, сравнивать и делать выводы




познавательный интерес к изучению вопроса, активность и самостоятельность в его познании

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Словесный (беседа)
























Практический (упражнение)

Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.


- Как называют начало реки?

- Как называют место, где река впадает в другую реку, озеро или море?

- Как называют углубление, по которому течёт река?

- Как называют другие реки, которые впадают в главную реку.

- Как определить, где правый берег, а где левый?



- Совершенно верно. Течение обозначается стрелочкой. В какую сторону смотрит носик стрелки, в ту сторону и направлено течение. Течение реки считается по направлению: от истока к устью.

- Значит в какую сторону должна быть показана стрелочка на нашей схеме?








- Исток.


- Устье.



- Русло.


- Правый и левый притоки.

- Нужно смотреть в сторону течения реки, справой стороны – правый берег, с левой – левый.










-В правую.









распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;










К: соблюдать правила ведения диалога







познавательный интерес к изучению вопроса, активность и самостоятельность в его познании

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Практический (упражнение)

Организует самостоятельную работу обучающихся.


-У вас на столах лежат листы. Возьмите их и выполните задания.


 Водные богатства

  1. Что относится к естественным водоёмам?

а) Пруд;

б) Озеро;

в) Водохранилище;


  1. Что относится к искусственным водоёмам?

а) Океан;

б) Море;

в) Канал;


  1. Начало реки называют _______________

  2. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называют _______________

  3. Углубление, по которому течёт река, - это _________________

  4. У реки есть правый и левый _____________________

  5. Как называют другие реки и ручьи, которые впадают в реку? ______________

  6. Исток, устье, русло, берега - это _________________________


- Теперь давайте обменяемся работами и сверим с эталоном.


Организует оценивание деятельности с помощью приема технологии формирующего оценивания «Светофор».


- Теперь давайте оценим работу с помощью «Светофора»


Организует объяснение формирующего оценивания «Светофор»

- Если вы со всем справились и вам было легко то покажите зеленый цвет, если справились, но не все было просто – покажите желтый цвет, если было очень сложно – покажите красный.

Выполняют самостоятельную работу и производят самоконтроль и взаимоконтроль.


  1. К естественным водоёмам относятся б) озеро.

  2. К искусственным водоёмам относится в) канал.

  3. Начало реки называют исток.

  4. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море, называют устье.

  5. Углубление, по которому течёт река, — это русло.

  6. У реки есть правый и левый берега. 

  7. Другие реки и ручьи, которые впадают в реку, называют притоками.

  8. Исток, устье, русло, берега — это части реки. 























Проводят взаимооценку.















Оценивают себя с помощью «светофора»























К: работать в парах и группах


Включение в систему знаний и повторение

Словесный (беседа)

Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Ребята, скажите, а какие водные богатства есть в нашем крае?
























- Наш урок подходит к концу.

- Какую цель мы ставили в начале урока?



- Мы достигли нашей цели?

- Отлично!

- Все ли пункты плана мы выполнили?


Выполняют предложенные задания.


- Река Обь. Главная река города, в черте имеет протяжённость 39 км (от Новосибирской ГЭС до острова Медвежий). 


Новосибирское водохранилище. Искусственный водоём на

реке Обь возле города.


Малые реки Новосибирска. Общая протяжённость рек — примерно 100 км. Всего их девять. Относятся к бассейну реки Обь. В правобережье — восемь рек: Зырянка, Ельцовка, Иня, Камышенка, Плющиха, Каменка, Ельцовка 1-я, Ельцовка 2-я. В левобережье — одна — Тула.


Отвечают на вопросы.




















К: соблюдать правила ведения диалога




познавательный интерес к изучению вопроса, активность и самостоятельность в его познании

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Словесный (беседа)

Организует рефлексию учебной деятельности.


Организует оценивание деятельности с помощью приема технологии формирующего оценивания «Ладошки».


- Теперь давайте оценим нашу сегодняшнюю работу на уроке.


Организует объяснение формирующего оценивания «Ладошки»

- Представь, что у тебя есть волшебная ладошка, и на каждом пальчике есть свои задания или вопросы. Давай посмотрим, что это значит:

Большой палец — это самое важное задание или вопрос, который ты выполнял(а) сегодня на уроке. Если ты справился(лась) отлично, то рисуешь на пальце солнышко.

Указательный палец — здесь ты отмечаешь, что тебе было немного сложно, но ты постарался(лась) и почти всё понял(а). Рисуешь на пальце облачко или звёздочку.

Средний палец — если на этом этапе тебе было трудно и ты не совсем уверен(а) в своих знаниях, рисуешь вопросительный знак.

Безымянный палец — здесь ты оцениваешь, что тебе понравилось и было интересно. Рисуешь сердечко или смайлик.

Мизинец — это то, что тебе показалось самым трудным или непонятным. Рисуешь грустное личико или тучку.

Теперь, когда ты нарисуешь свою ладошку, ты сможешь увидеть, какие задания тебе давались легко, а над чем нужно ещё поработать. Это поможет тебе стать лучше в учёбе и понять, что именно тебе нужно повторить или выучить ещё раз.

Объясняет суть домашнего задания

Анализируют свою деятельность и оценивают ее.


















Оценивают свою деятельность на уроке



К: корректно и аргументированно высказывать свое мнение

Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности