Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии с выявлением места и причины затруднений | -Ребята, какое сегодня число? -Верно. Отступите 2 строки вниз, посередине напишите число, на следующей строке запишите словосочетание классная работа. Подчеркните орфограммы. -Настроимся на рабочий лад, вспомним то, что мы умеем и поможет нам минутка чистописания, но перед этим разомнём наши пальчики. Мы капусту рубим – рубим, Движения прямыми ладонями вверх, вниз Мы капусту солим-солим, Пальцы сложить в щепотку. Посолить Мы морковку трем –трем, Потереть кулак одной руки, о кулак другой руки Мы капусту жмем-жмем, Сжимать и разжимать кулаки А потом мы капусту в рот кладем. Поочередно подносим ко рту, пальцы левой и правой руки, сложенные щепоткой. Ам! СЛАЙД 2 -Обратите внимание на слайд. Все слова в предложении перемешались. Нужно расставить их в правильном порядке. Подчеркните в предложении главные члены. Пропишите слово бело́к до конца строки. -Ребята, а почему в слове бело́к мы написали букву е? Правильно ли мы написали это слово? Поработайте в паре. -Ребята, мы стали сомневаться в написании данного слова. Если мы сомневаемся, значит встретились с опасным местом в слове. А что происходит, когда вы одни и находитесь в опасном месте? -А кого мы можем позвать на помощь? -Ребята, давайте и в данном случае позовём на помощь родственные слова, а кто может мне сказать, как их ещё называют? -Давайте вспомним, какие слова называют однокоренными. -Подберём однокоренное слово. -Правильно. -Кто догадался, что произошло с буквой е? -Верно, ребята, опасное слово для нас было тогда, когда буква «е» была безударной, а сейчас мы поставили ударение и слышим букву чётко. -Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? -Молодцы! Давайте определим, чему мы сегодня будем учиться? СЛАЙД 3 -Верно. Сейчас мы отправляемся в волшебную страну. -Послушайте сказку. В одной волшебной стране появился злой волшебник. На полянке гуляли прекрасные гласные. Их-то волшебник и заколдовал. Да так сильно, что они стали друг на друга похожи. Буква «о» стала копией буквой «а», буква «е» стала похожа на «и». Колдун захохотал и исчез, а у жителей страны началась путаница. И тут на помощь всем пришло доброе Ударение, хотя ударять оно никого не собиралось, слегка только… Достаточно было ему только ударить над гласной буквой в ладоши, как с неё слетала маска и она становилась сама собой. Буква под ударением ясна и понятна. И стала она называться Ударная Гласная. Но не всех удалось ещё расколдовать, поэтому мы можем помочь им. Они ждут нашей помощи, ждут своего часа! -Ребята, что произошло в сказке? -Верно, буквам нужна помощь, поднимите руку, если вы хотите помочь им. -А как мы можем им помочь? | -Сегодня пятнадцатое ноября. Пятнадцатое ноября. Классная работа. Повторяют движение за учителем. В лесу растёт красивая берёза. Прописывают. -Подчёркивают. Выполняют задание. -Работают в паре, высказывают своё мнение. -Когда мы находимся в опасном месте, то зовём на помощь. -На помощь мы можем позвать наших родственников. -Родственные слова ещё называют однокоренными. -Однокоренные слова-это слова, которые имеют общую часть, она называется корень. Белок-белый. -Буква «е» стала ударной. -Тема нашего урока: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне». -Сегодня мы будем учиться работать с опасным местом в слове. -Внимательно слушают. -Злой волшебник заколдовал гласные буквы, буква «о» стала похожа на букву «а». -Поднимают руку. -Мы должны расколдовать буквы, поставить ударение. | П1 Р1 Л2 |
Построение проекта выхода из затруднений | В волшебной стране нам нужно будет выполнять задания, чтобы буквы расколдовать. -Первое задание: -Откройте учебник на с.93. Прочитайте про себя упр.141. -Прошу 1 ученика прочитать выразительно вслух. -Что мы прочитали? Что обозначает выражение скучная пора? -Какое задание нужно выполнить в этом упражнении? -А также поставить ударение в ударных звуках. -Давайте вспомним, какие звуки называются ударными, а какие безударными? -Как мы будем записывать стихотворение? 1 ученик у доски, остальные в тетради. -Ребята, давайте проверим, как учащийся выполнил задание. Проверка, оценивание учащегося. Учащийся нам помог немного расколдовать буквы, он получает оценку -Мы выполнили правильно первое задание! Ребята, поэтому к нам из волшебной страны прилетело письмо, давайте его прочитаем. -Читаю письмо: Если в слове гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение! -Давайте повторим хором. -Наши буквы расколдовываются! -Давайте продолжим им помогать! | -Читают. -Мы прочитали стихотворение. -Унылая, холодная, осенняя пора, когда идут дожди. -Списать, подчеркнуть в словах буквы, обозначающие безударные звуки. -Каждую строчку запишем с новой строки. Гусе́й крикли́вых карава́н Тяну́лся к ю́гу: приближа́лась Дов́о́льно ску́чная пора́; Стоя́л ноя́брь уж у двора́. А. Пушкин -Повторяют. | П2 Л3 К2 |
Реализация построенного проекта выхода из затруднения | -Ребята, беда! Волшебник заметил, что к нам прилетело волшебное письмо, и хочет помешать нам расколдовать буквы. Давайте не допустим помех с его стороны?!Выполним следующее задание. Слайд 4 Упр. 142 (устно) -В чём сходство и различие в лексическом значении пар слов каждой группы? -Какие пары слов являются однокоренными? -Прочитаем «Обратите внимание». | -Внимательно смотрят на интерактивную доску. Тигр (ед.ч.) – тигры (мн.ч.) Тигр – тигрята (маленькие тигры) Берёза (ед.ч.) – берёзы (мн.ч.) Берёза – берёзовый (какой? Принадлежащий берёзе). Однокоренные слова: тигр-тигрята, берёза, берёзовый. | К1 Р3 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | -Дети, давайте немного отдохнем. Повторяйте за мной. -А теперь все вместе встали, Руки дружно вверх подняли, Развели их в стороны, Посмотрели, ровно ли. Влево-вправо повернулись И друг другу улыбнулись. Тихо сели и опять Будем с вами мы писать. -Нам осталось совсем немного, и буквы оживут! -Выполним упражнение 144. Прочитаем задание. -Прошу 1 ученика прочитать задание. -Что нам нужно сделать? -Прочитаем верхнюю рамку. Что изменяется в словах? -Прочитаем вторую рамку. -Правильно, а теперь запишем как в учебнике слова, вставляя буквы и расставляя ударение в каждом слове. Проверка, оценивание. Далее запишет вторую рамку другой ученик. Проверка, оценивание. Повторим стихотворение из письма. Если в слове гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение! Прочитайте на с. 95 «Обратите внимание». Читаем далее. | -Выполняют физминутку. 1 читает, остальные слушают. -Нам нужно определить, где записаны формы одних и тех же слов, а где однокоренные слова. -Читают. В словах изменяется число – было единственное, стало множественное. Это формы одного и того же слова. -Читают. Это однокоренные слова. Их лексическое значение меняется. 1 ученик у доски, остальные в тетради: дождь – дожди глаз – глаза снег – снега дождь – дождик – дождливый глаз – глазки – глазной снег – снеговик – снегурочка -Повторяют стихотворение | К1 К2 |