| Название этапа урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы и методы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 | Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Создать благоприятный психологический настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности. | Фронтально Словесный. Слово учителя | Приветствую учащихся с помощью стихотворения. Создаю положительный настрой на работу и сотрудничество. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. На уроке будь старательным Будь спокойным и внимательным. Слушай, не перебивая. Чтобы было все понятно. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать. Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу. С помощью аудиозаписи подвожу к теме урока.(на записи звуки, которые издают разные животные) Предлагаю детям высказаться, что мы знаем по теме, что можем узнать. Указываю на зону свободного информационного пространства, подсказки к уроку. | Приветствуют учителя, гостей. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Слушают аудиозапись, самостоятельно формулируют тему урока. Отвечают на наводящие вопросы и определяют с моей помощью задачи урока. Читают на слайде тему и задачи урока. Обучающиеся высказываются о предстоящей работе, проговаривают план работы на уроке. | Возник положительный эмоциональный настрой на плодотворную работу Определяют и формулируют цель учебной деятельности. Разрабатывают план учебной деятельности. Принимают и сохраняют учебную задачу деятельности. | Психологический настрой с помощью улыбки. Отслеживание и коррекция эмоционального состояния учащихся в процессе наблюдения. Наблюдение. Диалог. |
2 | Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Актуализировать знания по теме «Животные». Зафиксировать возникшую проблемную ситуацию. | Парная Фронтальная Словесный. Слово учителя | Организую деятельность по выполнению 1 задания направленную на актуализацию имеющихся знаний по теме. –Достаньте из конверта картинки животных. На какие группы можно их разделить? РЫБЫ ПТИЦЫ НАСЕКОМЫЕ ЗВЕРИ Создаю ситуацию успеха (пара работает на интерактивной доске) Организую проверку и дальнейший диалог для уточнения и расширения имеющихся знаний. -А каких представителей каждой группы мы встречаем в нашей местности? - Какие сезонные изменения происходят у них сейчас? ( выслушиваю ответы). – С чем это связано? ( приходом осени) Создаю проблемную ситуацию, что есть еще животные (картинки на слайде земноводных и пресмыкающихся), которых нужно определить в группы. Подвожу к теме открытия нового знания. | Работая в парах договариваются и делят животных на группы. Активизируют память. Оценивают результаты собственной деятельности и своих товарищей. Вступают в диалог. Комментируют, рассуждают. Фиксируют возникшее затруднение в выполнении пробного действия по новой теме. | Учащиеся демонстрируют знание групп животных, называют главные отличительные особенности каждой группы животных. Приводят факты, из жизни животных опираясь на свой жизненный опыт. Называют происходящие сезонные изменения в жизни животных. Дают оценку своей деятельности и своих товарищей. Ориентируются в разнообразии способов извлекать информацию из схем, иллюстраций. Определена и обозначена проблема при определении групп животных. Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Раздаточные карточки. Сигнальные карточки. Диалог. Монологические высказывания. |
3 | Этап выявления места и причины затруднения. | Проанализировать возникшую ситуацию и на этой основе выявить, что причиной затруднения является недостаточность знаний обучающихся, умений по теме. | Индивидуальная. Парная. Ведение проблемного диалога. | Организую работу с учебником. Подвожу к проблеме недостаточности информации по новой теме урока, которая предложена в учебнике. | Знакомятся с предложенной информацией в учебнике, читают. Обсуждают в парах тот факт, что недостаточно информации, чтобы по характерным признакам животных определить группу, к которой можно их отнести. Вступают в диалог. | Приходим к выводу, что информации недостаточно для определения отличительных особенностей новых групп животных. | Шкальное оценивание «Знаю», «Не знаю» |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения. | Определить план по выходу из данной ситуации. | Ведение проблемного диалога. | В процессе проблемного диалога организую работу по выходу из сложившейся ситуации. | Формулируют, какие знания им нужно получить. Обсуждают, где можно получить новые знания, какие средства использовать. | Приняли и сохранили учебную задачу. Определили план работы для открытия нового знания. | Диалог. Фиксирование плана работы на слайде. |
5 | Этап реализации построенного проекта. | В результате самостоятельной деятельности определить главные отличительные особенности новых групп животных. Найти дополнительную информацию о животных. | Групповая Работа в свободном информационном пространстве. Стратегия смыслового чтения. | Организую работу в группах по нахождению необходимой информации в разных источниках информации о новых группах животных(пресмыкающихся и земноводных). Предлагаю информационные и иллюстративные листы. Путевые листы для поиска необходимой информации. Группе детей предложен путевой лист, который предполагает частично предоставленную информацию (Приложение№1) | Работают в группах, распределяют роли, изучают и обсуждают информацию, заполняют путевые листы. Готовят представителя от группы для выступления. Представляют результаты выполненной работы. | В результате групповой работы изучена информация, заполнены путевые листы. Определены отличительные особенности новых групп животных (пресмыкающихся и земноводных) | Устные выступления от групп. Фиксация в путевых листах. Сигнальные карточки для оценки работы группы. |
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. | Использовать полученные знания в других учебных ситуациях. | Парная. Синквейн | Организую работу по применению полученных знаний. Предлагаю составить образный портрет пресмыкающихся и земноводных(синквейн). Прошу прочитать слова, которые находятся на партах, выйти детей, у которых: 1. слова отвечают на вопрос кто? 2.Какой (относительно кожного покрова) 3.Что делают? | Работая в парах, читают слова. Соотносят слова с вопросом, составляют на магнитной доске образный портрет животных. Проговаривают вслух составленный портрет пресмыкающихся и земноводных. | В совместной деятельности отработаны отличительные особенности изученных групп животных. | Взаимопроверка с проговариванием во внешней речи. |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Применение нового знания в самостоятельной работе. | Индивидуальная. Самостоятельная работа. | Создаю условия для самостоятельной работы- карточки Разъясняю задание. Загадываю загадки. Организую самопроверку учащимися своих решений по эталону. - создаю (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; | Обучающиеся разгадывают загадку и записывают отгадку в группу животных, к которой это животное относится. Выполняют самопроверку по эталону. Оценивают свой результат и товарищей. | Обучающиеся применили новые знания в самостоятельной работе. Для учащихся, допустивших ошибки, предоставлена возможность выявления причин ошибок и их исправления. Осуществили самопроверку своей работы с эталоном. | Оценка правильности самостоятельно выполненного задания с помощью сигнальных карточек. |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения. | Повторить и закрепить изученный материал, научить использовать его в системе изученных ранее знаний. | Фронтальная | Организую деятельность по применению новых знаний. Предлагаю определить верные и неверные утверждения по теме урока. | Читают утверждение на слайде. Анализируют, приходят к умозаключению. Вступают в диалог с доказательными аргументами. | Повторили учебное содержание, выявили, где применяемы новые знания. | Диалог. Взаимопроверка. |
9 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание границ применения нового способа действия. | Фронтальная Индивидуальная | Организую рефлексию. Обращаю внимание обучающихся к целям и задачам урока. Как реализовывались поставленные задачи. Даю творческое домашнее задание (по выбору обучающихся). | Оценивают результаты своей деятельности по критериям. Анализируют работу класса в целом. Высказывают оценочные суждения. Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; Определяются с задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). | Осуществили самооценку собственной учебной деятельности, соотнесли цель и результаты, степень их соответствия. Наметили цели дальнейшей деятельности, определили задания для саморазвития. | Диалог. Результаты работы в карточке Заполнение карты урока(по каждому этапу). |
10 | Задание на дом. | Расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке. | Фронтальная , объяснение учителя, письмо | Акцентирование внимания на конечный результат учебной деятельности. Организация деятельности для самостоятельной работы дома по выбору учащихся. | Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы. | Слушают задание Проявляют аккуратность при записи задания в дневниках. | Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития |
Для группы детей информация дается в явном виде.