1. Организационный момент. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу | Доброе утро, ребята, присаживайтесь, надеюсь на дружное, активное и творческое сотрудничество на уроке! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся! Ведь от улыбки сразу настроение поднимается. Сейчас представьте себе, что вы не просто группы, а редакции, которые будут соревноваться друг с другом. Работать и составлять репортаж. | Принцип психологической комфортности УУД: Регулятивные (волевая саморегуляция) Личностные ( мотивация к учебной деятельности и сотрудничеству) |
2. Введение темы урока, постановка цели, задач урока. Цель – развивать умение ставить перед собой цель и пути её достижения; планировать свою деятельность. | - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайды и скажите, что объединяют полотна великих художников. Ребята, художники с огромным уважением и любовью стремились запечатлеть характерно-индивидуальные черты личности, показать внутреннюю ценность человека. Как вы думаете, какое отношение эти картины имеют к нашему уроку Сегодня у нас урок развития речи. - Прочитайте эпиграф к нашему уроку, подумайте над его смыслом и ответьте: что мы будем учиться описывать сегодня? Каждое лицо – интересно. Задача художника-портретиста – выразить внутренний мир человека, дать свою оценку. Илья Глазунов, российский художник. - Откройте тетради, запишите дату, тему урока: - Исходя из темы, сформулируйте цели урока: - Что должны вспомнить? Узнать? - Чему должны научиться? - Что должны сделать для достижения цели? Итак, давайте обобщим. Цели урока: научиться писать сочинение-описание внешности. Задачи: 1. Узнать особенности текста – описание внешности человека. 2. Пополнить запас портретной лексики. 3. Учиться передавать характер и состояние человека через его портрет. 4. Подготовиться к сочинению – описанию внешности человека. | УУД: Регулятивные ( планирование деятельности) Коммуникативные ( работа с информацией; построение речевого высказывания с учетом ситуации и сферы общения) Личностные (активность участия в обсуждении) |
3. Актуализация знаний о типах речи, об особенностях описания как типа речи. Рассказ о художнике. Цель – повторение изученного мат-ла, необходимого для «открытия нового знания»; знать, почему нужно уметь описывать внешность человека; знать о времени, в котором жил и творил художник. | Давайте с вами вспомним, какие типы речи есть в русском языке В чем отличие описания от рассуждения и повествования? Что такое портрет. Литературный портрет. Портрет – изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре Литературный портрет – это изображение наружности человека: черт его лица, фигуры, поз, мимики, жестов, одежды. А теперь выясним, какие бывают портреты и в этом нам помогут тексты, в которых встречаются описания внешности человека. Работа в группах. На столах группы конверты с заданиями. 1) Внимание розыск. Из газеты. Ее приметы: на вид 14-16 лет, плотного телосложения, рост 165 см., волосы темно-русые, прямые, ниже плеч, глаза карие. За ухом большое родимое пятно. Определите задачу этого описания? ( передача особых примет) К какому стилю отнесете данный текст? 2) Негроидная раса Характерные признаки: различный рост, удлиненные конечности ( особенно руки и голень), темная кожа ( особенно богатая меланином), курчавые волосы, хорошо растут борода и усы (на теле же волосяной покров слабый), широкий плоский нос, толстые губы, большие темные глаза, прогнатизм (предполагает выступающие вперед челюсти, кроме того, нижняя челюсть лишена подбородочного выступа. Эти черты создают острый лицевой угол) Определите задачу этого описания? ( дать научное описание негроидной расы) К какому стилю отнесете данный текст? «Женщина эта, необычайно прекрасна, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза ее сияли, как звёзды, но в них не было ни тепла, ни мира» Угадайте, из какого произведения текст. Какова задача этого описания? (Показать красоту и холодность королевы) К какому стилю отнесете. Докажите. Слова какой части речи помогают описать королеву. Как в литературе мы называем такие тропы? Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх. Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десть лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. Назовите автора и произведение? («Кладовая солнца» М. М. Пришвин) Какова задача этого описания? (Раскрыть внутренние качества) (доброту, ласку, хозяйственность). На какие виды делятся описания внешности. Друзья, в зависимости от замысла и цели, описания внешности делятся на несколько видов: деловое, научное, художественное. | УУД: Познавательные ( работа с информацией) Коммуникативные ( адекватное понимание информации устного сообщения; построение речевого высказывания) Личностные ( активность участия в обсуждении) |
4. Проблемное объяснение нового знания. Цель – обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления; составить план описания портрета по опорным конспектам. | А теперь я предлагаю выполнить творческую работу по упр.93. Прочитайте задание: Какова цель работы? Вам надо включить в текст описание внешности. Что такое диалог? Как он оформляется на письме? Что будет во вступлении нашего сочинения? В основной части? В заключении? Итак, обратимся к картинке. И сначала познакомимся с художником. Ребята, прослушайте рассказ и ответьте на вопрос: какие события могли повлиять на становление Хабарова как творца, создателя полотен? Рассмотрим внимательно картину. Ваши первые впечатления о картине. Что вы видите? Кого изобразил автор? В какое время это происходит? (не было интернета, компьютера) Поза, жесты, выражение лица свидетельствуют об умении живописца глубоко проникнуть во внутренний мир ребенка и раскрыть его зрителю. Да, ребята, художник показал девочку, не только увлеченную чтением, девочку, мылящую, думающую, по лицу (настолько она увлечена, сосредоточена) мы видим, что у нее происходит внутри, о чем она думает, переживает. Вы согласны со мной? План. | Вступление. | Основная часть. 1. Что бросается в глаза в первый момент встречи с героем ( общее впечатление) | 2. Описание фигуры, позы, роста, рук | 3. Описание лица: а) глаза, их выражение, взгляд; б) улыбка; в) описание рта; г) описание щек, носа; д) описание прически (цвет волос, длина волос | 4. Описание одежды. | 5. Настроение. | 6. Занятие, изменение внешности в момент какого-либо действие и т.д. | Заключение. | Самостоятельная работа. В парах. Сильные продумывают вступление. Слабые подбирают существительные к причастиям, прилагательным 1 ряд: фигура, поза. 2 ряд: лицо, глаза. 3 ряд: описание одежды Вместе: занятие | УУД: Регулятивные (прогнозирование) Познавательные ( поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решение проблемы поискового характера) Коммуникативные (речевая деятельность; умение аргументировать свое мнение) |