I. Организационно-мотивационный. Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; включения в учебную деятельность. 1.Приветсивие. 2.Мотивация. | -Здравствуйте! Слышишь, прозвенел звонок? Начинается урок. Повернулись, оглянулись И друг другу улыбнулись. Поработаем мы дружно Много нам освоить нужно. А для этого нужна… -Тихо сядут девочки, а ещё тише – мальчики. | Приветствуют учителя, настраиваются на работу. -Тишина! | Коммуникативные: учатся совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Регулятивные: Формировать положительный настрой на урок, создавать благоприятную атмосферу на уроке. |
II. Актуализация знаний. Цели: организовать актуализацию умений задачи на нахождение целого или частей; организовать выполнение учащимися пробного учебного действия. Работа с биографией автора. Определение темы урока. | - Ребята, вы любите выставки? Сегодня мы с вами посетим выставку одного автора. Но для того чтобы попасть на эту выставку, нам нужно разгадать шифр. 9, 16, 27, 6, 15, 12, 16. -Ваша задача соотнести цифры и буквы алфавита, тогда вы узнаете, что за слово здесь зашифровано. Работаем в парах. Таблица на слайде вам в этом поможет. -Итак, какое же слово у вас получилось? -И что это значит? Как зовут этого автора? -Совершенно верно, это фамилия автора, выставку которого мы сегодня посетим. -Ребята, вы уже знакомы с творчеством этого писателя. У нас на выбор есть 3 выставки разных авторов, но для того чтобы попасть на нужную нам выставку, вам нужно выбрать портрет М. Зощенко. -Совершенно верно. Теперь мы может посетить его выставку. На слайде представлены разные произведения М. М. Зощенко. Какое из представленных произведений вы уже читали? -Сегодня мы продолжим работу над этим произведением. -Кто догадался, какова тема нашего урока? Кто полностью сформулирует тему урока? -Замечательно, тогда приступим к работе! | Разгадывают шифр. -Зощенко. -Это фамилия автора. -Михаил Михайлович Зощенко. Ищут портрет автора. -«Золотые слова». -Мы продолжим работу над произведением М. Зощенко «Золотые слова». | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: учатся совместно с учителем определять учебную задачу урока. Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о предмете. |
III. Основной этап. Цели: сформировать представления детей о «золотых» словах расширить представление о творчестве М. Зощенко. Словарная работа. Вопросы о прочитанном тексте. Эмоционально-оценочная беседа. | -Ребята, посмотрите на слайд. На слайде написаны 3 словосочетания. Прочтите их (золотые руки, золотое украшение, золотое слово). -Чем похожи все эти словосочетания? -Но что же они значат? -Какой смысл имеет словосочетание «золотые руки»? Руки человека сделаны из золота? -Значит, слово золотой в данном словосочетании имеет переносное значение. -Так какой же смысл имеет данное словосочетание? -Хорошо, а в каком из этих словосочетаний слово золотой имеет прямое значение? Правильно, то есть украшение сделано из золота. -Но что же тогда значит слово золотой в последнем словосочетании? -Давайте подберем синонимы к слову золотой в данном словосочетании. -В тексте нам встречалось еще несколько сложных слов и словосочетаний. Давайте вспомним, что они значат. 1.Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки. 2.Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания. 3.Желала загладить происшествие - исправить положение. 4. Прельщала – стала заманчивой, приятной. 5.Угореть – отравиться угаром, потерять соображение. 6.Угоревший – отравился угаром. 7.Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими. 8.Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом. 9. Абсурд – нелогичное, нелепое высказывание, противоречащее здравому смыслу. -Ребята, теперь, когда мы определились со значением слова золотой, мы можем вернуться к нашему тексту. -Давайте вспомним о чем был текст. Ваша задача найти ответы на мои вопросы в тексте и зачитать их. -Кто является главными героями данного рассказа? -Почему дети любили ужинать со взрослыми? -Кто был в гостях у семьи Лели и Миньки? -Почему Леля перебила рассказ папиного начальника? -Как отреагировал папин начальник, когда Леля его перебила? -И что сделал папа? -Через какое время отец разрешил детям снова ужинать со взрослыми? И каким было его условие? -И что же случилось за столом во второй раз? -Почему дети не сказали папиному начальнику о том, что в его чай попало масло? -Что в конце сказал детям папа? -Какой вывод мы можем сделать? -Ребята, какие чувства у вас вызвал данный рассказ? -Как вы считаете, правильно поступили Леля и Митька, что не сказали о масле в чае? -Как нужно было поступить? -Какую картинку вы наиболее ярко представляли при чтении советов? -В какой момент вам было особенно грустно, радостно, смешно? | Читают словосочетания. -Тем, что во всех есть слово золотой. Высказывают свои предположения. Высказывают свои предположения. -Кто-то умеет делать все, а что ни возьмется. Его называют мастер на все руки. -В словосочетании «золотое украшение». Высказывают свои предположения. -Важные, добрые, хорошие, великие, мудрые. Высказывают свои предположения. Ответы детей. Ответы детей. | Познавательные: учатся искать и выделять необходимую информацию в учебнике. Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: учатся ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Личностные: способствовать формированию у учащихся учебно-познавательных интересов к новому материалу. |
V.Этап закрепления. Цели: сформировать и развить ценностное отношение, познакомить с содержанием произведения М. Зощенко «Золотые слова». Составление плана рассказа. Пересказ. Самостоятельная работа. | -Итак, возвращаемся к нашему рассказу. -Сейчас мы поработаем над планом нашего рассказа. Кто знает, как составляется план рассказа? -Обратите внимание на слайд. На нем изображены картинки, которые помогут нам при составлении плана рассказа. -Ваша задача расставить картинки в правильной логической последовательности и записать предложенные события по порядку. Работаем в парах. Правильный вариант: 1. Ужин со взрослыми. 2. История папиного начальника. 3.Начальник возмущается поведением детей. 4. Дети больше не ужинают. 5. Снова приглашают за стол. 6. Случай с маслом. 7. Золотые слова. -Итак, какая же из этих картинок рассказывает нам о том, что случилось в самом начале? Что потом? -У нас получился план рассказа. Теперь мы с легкостью сможем, посмотрев на него, вспомнить, о чем шла речь в рассказе «Золотые слова». -Сейчас несколько учеников из класса выходят к доске и пересказывают текст по плану. -Замечательно, мы еще раз закрепили наши знания о рассказе. А сейчас у вас будет возможность показать, насколько хорошо вы усвоили данный рассказ. -Приготовьте листик, на парте лежит самостоятельная работа, ваша задача выбрать правильный вариант ответа. Работаем индивидуально. Правильный вариант: 1. Минька и Лёля; 2. перебивали взрослых; 3. «Это что!»; 4. не разговаривать за столом; 5. Лёля | -Нужно сначала внимательно прочитать весь текст, потом читать по кускам и давать название каждому из них. Дети высказывают свои предположения, проверяют вместе с учителем. Ученики пересказывают текст по плану. Выполняют самостоятельную работу. | Познавательные: отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике. Коммуникативные: учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве. Регулятивные: учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
VI. Рефлексивно-обобщающий этап. Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. 1.Рефлексия. 2.Домашнее задание. | - Вот наш урок и подошел к концу. -О каком рассказе мы сегодня разговаривали? -Кто автор данного рассказа? - Чему нас учит этот рассказ? - Какой вывод мы можем сделать? -А сейчас, откройте дневники и запишите домашнее задание. -Дома вам нужно нарисовать рисунок по рассказу Михаила Зощенко «Золотые слова». Этот рисунок может быть по любой части рассказа, которая вам понравилась больше всего. А также подготовить пересказ любого произведения М.М. Зощенко. | Отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание. | Познавательные: учатся структурировать знания, оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: учатся выражать свои мысли. Регулятивные: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |