СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по литературному чтению "Золотые слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по литературному чтению "Золотые слова"»


Предмет: литературное чтение.

Класс: 3.

Тема: М. Зощенко, «Золотые слова».

Урок №: второй урок по теме.

Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

УМК: «Школа России»

Автор УМК: В. Г. Горецкий

Учебник: «Литературное чтение», 3 класс (авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.В.)

Цель урока: способствовать формированию представлений учащихся о жизни и творчестве М. Зощенко; о произведении «Золотые слова».

Задачи урока:

Воспитательные: способствовать воспитанию культуры учебного труда; созданию творческого и благоприятного микроклимата в коллективе; воспитанию бережного отношения к книге; воспитанию представлений о справедливости, доброте, честности, уважении к старшим.

Обучающие: способствовать формированию представлений о «золотых» словах; способствовать развитию умения составлять высказывания на тему прочитанного; способствовать формированию и расширению знания детей о творчестве М. Зощенко.

Развивающие: способствовать формированию умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную деятельность; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: расширят представление о творчестве М. Зощенко; научаться составлять высказывания на тему прочитанного.

Метапредметные: научатся осуществлять поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы; научатся использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: приобретут ценностные представления о справедливости, доброте, честности, уважении к старшим; приобретут умение ориентироваться в нравственном содержании своих и чужих поступков.

Оборудование: учебник «Литературное чтение», 3 класс (авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.В.), мультимедийный проектор, компьютер, карточки для самостоятельной работы, картинки для рефлексии.

Методы и формы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядный, практические; парная форма, индивидуальная, фронтальная.

УУД:

Коммуникативные: учатся совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

Регулятивные: учатся совместно с учителем определять учебную задачу урока; учатся

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; учатся работать по предложенному алгоритму; учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; способствовать формированию у учащихся учебно-познавательных интересов к новому материалу; проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
о предмете; учатся искать и выделять необходимую информацию в учебнике; учатся искать и выделять необходимую информацию в учебнике.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

УУД

I. Организационно-мотивационный.

Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; включения в учебную деятельность.

1.Приветсивие.

2.Мотивация.

-Здравствуйте!

Слышишь, прозвенел звонок?

Начинается урок.

Повернулись, оглянулись

И друг другу улыбнулись.

Поработаем мы дружно

Много нам освоить нужно.

А для этого нужна…

-Тихо сядут девочки, а ещё тише – мальчики.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.



-Тишина!



Коммуникативные:

учатся совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Регулятивные:

Формировать положительный настрой на урок, создавать благоприятную атмосферу на уроке.

II. Актуализация знаний.

Цели: организовать актуализацию умений задачи на нахождение целого или частей; организовать выполнение учащимися пробного учебного действия.

  1. Работа с биографией автора.





  1. Определение темы урока.

- Ребята, вы любите выставки? Сегодня мы с вами посетим выставку одного автора. Но для того чтобы попасть на эту выставку, нам нужно разгадать шифр.

9, 16, 27, 6, 15, 12, 16.

-Ваша задача соотнести цифры и буквы алфавита, тогда вы узнаете, что за слово здесь зашифровано. Работаем в парах. Таблица на слайде вам в этом поможет.

-Итак, какое же слово у вас получилось?

-И что это значит? Как зовут этого автора?

-Совершенно верно, это фамилия автора, выставку которого мы сегодня посетим.

-Ребята, вы уже знакомы с творчеством этого писателя. У нас на выбор есть 3 выставки разных авторов, но для того чтобы попасть на нужную нам выставку, вам нужно выбрать портрет М. Зощенко.

-Совершенно верно. Теперь мы может посетить его выставку. На слайде представлены разные произведения М. М. Зощенко. Какое из представленных произведений вы уже читали?

-Сегодня мы продолжим работу над этим произведением.

-Кто догадался, какова тема нашего урока? Кто полностью сформулирует тему урока?

-Замечательно, тогда приступим к работе!


Разгадывают шифр.






-Зощенко.

-Это фамилия автора.

-Михаил Михайлович Зощенко.







Ищут портрет автора.



-«Золотые слова».


-Мы продолжим работу над произведением М. Зощенко «Золотые слова».




Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: учатся совместно с учителем определять учебную задачу урока.

Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления
о предмете.


III. Основной этап.

Цели: сформировать представления детей о «золотых» словах расширить представление о творчестве М. Зощенко.

  1. Словарная работа.














































  1. Вопросы о прочитанном тексте.


















  1. Эмоционально-оценочная беседа.

-Ребята, посмотрите на слайд. На слайде написаны 3 словосочетания. Прочтите их (золотые руки, золотое украшение, золотое слово).

-Чем похожи все эти словосочетания?

-Но что же они значат?

-Какой смысл имеет словосочетание «золотые руки»? Руки человека сделаны из золота?

-Значит, слово золотой в данном словосочетании имеет переносное значение.

-Так какой же смысл имеет данное словосочетание?

-Хорошо, а в каком из этих словосочетаний слово золотой имеет прямое значение? Правильно, то есть украшение сделано из золота.

-Но что же тогда значит слово золотой в последнем словосочетании?


-Давайте подберем синонимы к слову золотой в данном словосочетании.

-В тексте нам встречалось еще несколько сложных слов и словосочетаний. Давайте вспомним, что они значат.

1.Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.

2.Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

3.Желала загладить происшествие - исправить положение.

4. Прельщала – стала заманчивой, приятной.

5.Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.

6.Угоревший – отравился угаром.

7.Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.

8.Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.

9. Абсурд – нелогичное, нелепое высказывание, противоречащее здравому смыслу.


-Ребята, теперь, когда мы определились со значением слова золотой, мы можем вернуться к нашему тексту.

-Давайте вспомним о чем был текст. Ваша задача найти ответы на мои вопросы в тексте и зачитать их.

-Кто является главными героями данного рассказа?

-Почему дети любили ужинать со взрослыми?

-Кто был в гостях у семьи Лели и Миньки?

-Почему Леля перебила рассказ папиного начальника?

-Как отреагировал папин начальник, когда Леля его перебила?

-И что сделал папа?

-Через какое время отец разрешил детям снова ужинать со взрослыми? И каким было его условие?

-И что же случилось за столом во второй раз?

-Почему дети не сказали папиному начальнику о том, что в его чай попало масло?

-Что в конце сказал детям папа?


-Какой вывод мы можем сделать?

-Ребята, какие чувства у вас вызвал данный рассказ?

-Как вы считаете, правильно поступили Леля и Митька, что не сказали о масле в чае?

-Как нужно было поступить?

-Какую картинку вы наиболее ярко представляли при чтении советов?

-В какой момент вам было особенно грустно, радостно, смешно?


Читают словосочетания.


-Тем, что во всех есть слово золотой.



Высказывают свои предположения.




Высказывают свои предположения.

-Кто-то умеет делать все, а что ни возьмется. Его называют мастер на все руки.

-В словосочетании «золотое украшение».



Высказывают свои предположения.

-Важные, добрые, хорошие, великие, мудрые.





Высказывают свои предположения.























Ответы детей.




















Ответы детей.





Познавательные: учатся искать и выделять необходимую информацию в учебнике.

Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: учатся

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Личностные: способствовать формированию у учащихся учебно-познавательных интересов к новому материалу.


IV.Физкультминутка.

Цель: профилактика утомления, нарушения осанки.




-А сейчас самое время немного отдохнуть и размяться.

Поднимает руки класс –

Это «раз».

Повернулась голова –

Это «два».

Руки вниз, вперед смотри –

Это «три».

Руки в стороны пошире

Развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать –

Это «пять».

Всем ребятам тихо сесть –

Это «шесть».


Ученики повторяют движения за учителем.



Регулятивные: умение работать по предложенному алгоритму.


V.Этап закрепления.

Цели: сформировать и развить ценностное отношение, познакомить с содержанием произведения М. Зощенко «Золотые слова».

  1. Составление плана рассказа.

















  1. Пересказ.








  1. Самостоятельная работа.



-Итак, возвращаемся к нашему рассказу.

-Сейчас мы поработаем над планом нашего рассказа. Кто знает, как составляется план рассказа?

-Обратите внимание на слайд. На нем изображены картинки, которые помогут нам при составлении плана рассказа.

-Ваша задача расставить картинки в правильной логической последовательности и записать предложенные события по порядку. Работаем в парах.


Правильный вариант:

1. Ужин со взрослыми.

2. История папиного начальника.

3.Начальник возмущается поведением детей.

4. Дети больше не ужинают.

5. Снова приглашают за стол.

6. Случай с маслом.

7. Золотые слова.

-Итак, какая же из этих картинок рассказывает нам о том, что случилось в самом начале? Что потом?


-У нас получился план рассказа. Теперь мы с легкостью сможем, посмотрев на него, вспомнить, о чем шла речь в рассказе «Золотые слова».

-Сейчас несколько учеников из класса выходят к доске и пересказывают текст по плану.


-Замечательно, мы еще раз закрепили наши знания о рассказе. А сейчас у вас будет возможность показать, насколько хорошо вы усвоили данный рассказ.

-Приготовьте листик, на парте лежит самостоятельная работа, ваша задача выбрать правильный вариант ответа.

Работаем индивидуально.

Правильный вариант:

1. Минька и Лёля;

2. перебивали взрослых;

3. «Это что!»;

4. не разговаривать за столом;

5. Лёля




-Нужно сначала внимательно прочитать весь текст, потом читать по кускам и давать название каждому из них.












Дети высказывают свои предположения, проверяют вместе с учителем.







Ученики пересказывают текст по плану.







Выполняют самостоятельную работу.

Познавательные: отвечают на вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные: учатся учитывать разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве.

Регулятивные: учатся выполнять и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.


VI. Рефлексивно-обобщающий этап.

Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

1.Рефлексия.


2.Домашнее задание.

- Вот наш урок и подошел к концу.

-О каком рассказе мы сегодня разговаривали?

-Кто автор данного рассказа?

- Чему нас учит этот рассказ?

- Какой вывод мы можем сделать?


-А сейчас, откройте дневники и запишите домашнее задание.

-Дома вам нужно нарисовать рисунок по рассказу Михаила Зощенко «Золотые слова». Этот рисунок может быть по любой части рассказа, которая вам понравилась больше всего. А также подготовить пересказ любого произведения М.М. Зощенко.

Отвечают на вопросы учителя.








Записывают домашнее задание.


Познавательные: учатся структурировать знания,

оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: учатся выражать свои мысли.

Регулятивные: учатся устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Личностные: проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.