II. Актуализация знаний | Артикуляционная гимнастика. - Ребята, на уроке обучения грамоте важно точно говорить, читать, произносив все звуки четко и понятно, для этого нужно, чтобы правильно работал наш речевой аппарат. Сказка-игра про язычок. - Сейчас мы с вами расскажем сказку о весёлом язычке, да не просто расскажем, но и покажем. – Жил-был весёлый язычок в своём домике. Домик назывался… (рот). В домике было две двери (губы и зубы), откройте первую дверцу, потом вторую. Надоело Язычку сидеть в тёмном домике, он решил выйти погулять. Высунул он кончик на улицу, посмотрел, какая погода. Солнышко греет, решил Язычок позагорать. Лёг Язычок на крылечке и греется. Вдруг подул ветер, Язычок замёрз и спрятался в домике. Улёгся в мягкой постельке и заснул. Выспался Язычок, решил сделать зарядку: потянулся вверх, опустился вниз. Почистил зубки. Вышел на улицу поискать ребят: посмотрел налево – нет, посмотрел направо – нет, вверх, вниз, побежал кругом и увидел вас. Он так обрадовался, что защёлкал вот так. Теперь вы, друзья. С.2 Дыхательная гимнастика - В правильном произношении звуков большую роль играет дыхание, поэтому проведем дыхательную гимнастику. Сделайте глубокий вдох, а на выдохе попробуйте пропеть следующие звуки: АОУИЫ. 3) Актуализация знаний -Ребята, к нам урок пришел гость. Интересно, кто же это? - И на суше, и в воде — Носит дом с собой везде. Путешествует без страха В этом доме… С. 3 - Верно. К нам на урок пришла Мудрая Черепаха и приготовила для вас очень интересные задания. Она хочет проверить, умеете ли вы думать, отвечать на вопросы, читать, дружно работать. Выполняя её задания, мы будем получать часть пазла, который она нам приготовила. В конце урока мы обязательно его соберем и посмотрим, что же у нас получится. -А вот и первое задание. Черепаха хочет проверить, как вы запомнили темы предыдущих уроков. Продолжите предложения (вывешиваются схемы на доске): - Всё, что мы говорим это….? -Речь бывает…? -Наша речь состоит из…? - Предложения состоят из …? -Слова делятся на….? -Слог состоит из …? -Звуки обозначаются ….? -Звуки делятся на ….? -Согласные звуки делятся на ….? -Ещё на какие группы делятся согласные звуки? - Буквы заблудились и не могут найти свои звуковые домики. Давайте им поможем. Игра «Рассели буквы по домикам» -Черепаха вами довольна и вручает вам первую часть пазла.(буква М на фоне фото класса) 4) Сообщение темы и цели урока - Ребята, мудрая черепаха подготовила для вас загадки. Ну-ка, кто самый внимательный: С.4 ) Нет ног, а ходят. Рта нет, а говорят. Когда спать, когда вставать, Когда работу начинать. (часы) Пушистая вата плывет куда-то Чем вата ниже, тем дождик ближе (туча) Бьют его, а он не плачет, Только выше, выше скачет. (Мяч) - Какой общий звук есть во всех словах-отгадаках и даже в имени нашей гостьи? - Кто догадался, с какой буквой мы будем сегодня знакомиться? С.5 - Сформулируйте тему урока. - Тему урока мы знаем, а теперь давайте определим цель урока, используя опорные словам: Познакомимся… Научимся отличать…. Научимся читать… - Часть пазла ваша (буква О). -Молодцы! Итак, тема нашего урока: «Звук [ч], буквы Чч. Цель нашего урока: познакомиться со звуком [ч`], буквами Ч, ч. | Учащиеся внимательно слушают учителя. Выполняют движения по тексту. Выполняют дыхательную гимнастику. -Черепаха - речь -устная и письменная -предложений -слов -слоги -звуков -буквами -гласные и согласные -твердые и мягкие -звонкие и глухие Расселяют буквы по домикам -Часы -Туча - Мяч -во всех словах присутствует звук [ч] -с буквой Чч -Звук и буква Ч с буквой Чч и со звуком [ч] звук ч и букву от других звуков и букв; слоги , слова с новой буквой | Личностные: принимают учебную задачу, ищут способ ее решения, осуществляя пробы. Регулятивные УУД: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя Личностные : принимают учебную задачу, ищут способ ее решения, осуществляя пробы. Познавательные УУД: общеучебные – ориентируются в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Коммуникативные УУД: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования Познавательные УУД: общеучебные – ориентируются в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя ; добывают новые знания. Коммуникативные УУД: составляют небольшие устные монологические высказывания Регулятивные УУД: ставят учебную задачу Личностные: принимают учебную задачу |
III.Изучение нового материала | С.6 Мудрая черепаха: «Чтобы звуком управлять, О нем все точно надо знать.» С.7 1) Работа в группах. -Давайте, оденем нашего звуковичка,с новой буквой, для этого разделимся на 3 группы. 1 группа- будут произносить новый звук в зеркало и наблюдать за произношением, затем определит, согласный он или гласный. 2 группа – определит, глухой этот звук или звонкий, вспомните, как мы это определяем. 3 группа – выяснит, твердый или мягкий звук [ч]. Для этого проанализирует слова-отгадки. -Давайте оденем нашего звуковичка. Вывод: - Итак, давайте повторим, что же мы выяснили: звук [ ч]-согласный, глухой, а ещё этот звук необычный, он всегда мягкий, не бывает твердым, строгим, не умеет сердиться. -Молодцы! Получайте 3 часть пазла. (Буква Л) 2) Фронтальная работа. С.8 -Интерактивная игра «Найди слова со звуком [ч`]» -Молодцы, получайте 4 часть пазла (буква О) C.9 3) Знакомство с буквами Чч - Мы познакомились со звуком [ч`], выяснили, что он согласный, глухой, мягкий, нашли его в словах, сами вспомнили слова с этим звуком. Пора познакомиться с буквой. Звук [ч`] обозначается буквой Ч ч. - Рассмотрите буквы по слайду. - А на что похожа печатная буква Ч? а) на цифру «4» - Да, вы правильно решили, «Ч» похожа на «четыре» Только с цифрами, друзья, Путать буквы нам нельзя. б) на солдатика с поднятой рукой - Буква «Ч» сказала: «Есть!» Отдала кому-то честь - Найдите буквы Ч ч по классной «ленте букв», в настенном алфавите, среди других. -На уроке обучения письму мы потренируемся писать эти буквы. | Делятся на группы. Слушают внимательно учителя. -1 группа: Звук [ч] - согласный, так как произношении, мы заметили, что воздух встречает на своём пути преграды. 2 группа: положили руку на горлышко произнесли звук и обнаружили, что горлышко молчит, значит звук [ч ]- глухой. Звуковичку одеваем шляпу. 3 группа проанализировали слова со звуком [ч] и выяснили, что звук всегда мягкий, он никогда не сердится и у него нет пары по твердости/мягкости. Одеваем звуковичку зелёные сапожки.– -называют слова со звуком [`ч]. Рассматривают букву Чч - На цифру 4 -На солдатика с поднятой рукой. | Коммуникативные УУД: работают в группе; умеют оформлять свои мысли в устной форме Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывает новые знания: Предметные: устанавливают, что звук [ч’] всегда мягкий, глухой Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; высказывают свои предположения. Личностные: проявляют навыки сотрудничества, самоопределениия, адекватно принимают информацию. Познавательные общеучебные – ориентируются в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: |
IV. Физкультминутка | - А сейчас немного отдохнем. -Однажды Мудрая черепаха решила посадить цветы. Давайте её поможем. Встаньте возле своих парт. - На уроке окружающего миры мы с вами говорили, какие цветы растут на клумбе. Сейчас мы их ещё раз вспомним. Мы в саду цветы сажаем, Их из лейки поливаем. - Я буду перечислять названия цветов. Если в них есть звук [ч], изображайте, как вы их поливаете, если нет, поднимайте руки вверх и хлопайте: Одуванчик, василек, розочка, георгинчик, астра, ландыш, колокольчик, ромашечка, мак, иван-чай. – Молодцы, Теперь цветочки обязательно вырастут. -Вот вам часть пазла (Буква Д) | Выполняют движения. | Регулятивные контролируют процесс и результат деятельности |
V. Закрепление изученного материала | -Отдохнули? Теперь снова за работу. Мудрая черепаха предлагает поработать в парах и произвести звуко-буквенный анализ следующих слов (картинки с предметами): мяч, ручка. Проверка: на интерактивной доске работает один ученик. С.10 Звуко-буквенный анализ слова: мяч. - Посмотрим на слово и произнесем хором. - Какой первый звук в этом слове? -Охарактеризуйте его. -Каким цветом обозначим? -Какой второй звук в слове мяч? -Охарактеризуйте его. -Каким цветом обозначим? -Последний звук в слов? -Охарактеризуйте его. -каким цветом обозначим? -Сколько слогов в слове? -Итак, в слове мяч – 1 слог, 3 буквы, 3 звука. С.11 Звуко-буквенный анализ слова: ручка. - Посмотрим на слово и произнесем хором. - Какой первый звук в этом слове? -Охарактеризуйте его. -Каким цветом обозначим? -Какой второй звук в слове ручка? -Охарактеризуйте его. -Каким цветом обозначим? -Следующий звук? -Охарактеризуйте его. -Каким цветом обозначим? -Назовите следующий звук. -Охарактеризуйте. -Каким цветом обозначим? -Последний звук? -Охарактеризуйте. -Каким цветом обозначим? -Разделим слово на слоги. -Сколько слогов в слове? -Назовите первый слог? Второй слог? - Поставим ударение в слове. -Позовём это слово? -Итак, в слове ручка – 2 слога, 5 букв, 5 звуков. -Мудрая черепах вами довольна, возьмите часть пазла. ( Буква Ц) -Откройте учебник на с. 5. Прочитаем вместе слоги с новой буквой, затем слова. -Ребята, а вы заметили, что не со всеми буквами, обозначающими гласный звук буква Ч дружит. С какими буквами мы не прочитали слоги? С. 12 3) Знакомство с правилом: ЧА, ЧУ - Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, уставшая, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего дома, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят вместе. А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась. С тех пор ча и чу пишутся только с А и У. На доске таблицы ЧА и ЧУ). - Чтобы лучше запомнить правило, как писать ча – чу выучим стихотворение: В сочетаниях ча Пишем только букву А! В сочетаниях чу Пишем только букву У. -Придумайте слова со слогами ЧА, ЧУ. С.13 4) Чтение слов (слоговое лото). Работа на интерактивной доске. Составьте слова со слогами ча, чу: -Получайте последнюю часть пазла (Буква Ы) -На следующем уроке мы с вами будем уже читать тексты с новой буквой и их анализировать. | Дети работают парами, производят звуко-буквенный анализ слов с помощью цветных карточек. -Звук [м'] – Звук [м'] - согласный, звонкий, мягкий. - зеленым - [а] -звук [а] – гласный. -красным -[ч'] -звук [ч'] – согласный, глухой, мягкий. -зелёным. -1 - [р] -[р] – согласный, звонкий, твёрдый -синим - [у] - [у] – гласный -красным -[ ч'] -[ ч'] – согласный, глухой, мягкий. -зелёным. - [к] - [к] – согласный, глухой, твердый -синим - [а] - [а] – гласный. -красным -2 -руч-ка ру'чка Читают слоги -Я,Ю,Ы Придумывают слова с новой буквой | Предметные: владеют навыками звукового анализа слов с изученным звуком. Личностные: проявляют навыки сотрудничества, самоопределениия, адекватно принимают информацию. Коммуникативные УУД: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, работают в паре Познавательные УУД: логические – характеризуют согласный звук [ч’]. Коммуникативные УУД: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, работают в паре Предметные: читают слоги с новой буквой Предметные: владеют навыками правописания ча, чу; |