Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I.Организационный этап | Проверка наличия обучающихся на уроке. | Отвечают на приветствие учителя, включаются в рабочий ритм. Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка. Сегодня вы будете работать в группах. Желаю всем группам успеха в работе. Проверка готовности. Наличие общей установки на урок. Записывают число, классная работа. | Личностные: проявление уважения к учителю и сверстникам. |
II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, целей урока. | . Посмотрите на тему урока. Вспомните, что нам известно об обращении. Обсудите в группах и сформулируйте задачи и проблему урока. | Работают в группах (5 групп по 6 человек, анализируют, формулируют тему, цели, задачи урока. На доске записаны число, тема «Обращение» Целеполагание Что такое обращение? Знакома ли Вам эта тема? Что вы знаете об обращении? Всё вы знаете об обращении? Предлагаю поиграть в игру «Да/Нет» (учащиеся отвечают) Обращение-это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются к речи. (да). Обращение-это самостоятельная часть речи (нет) Обращение может состоять только из одного слова. (нет) Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения. (да) Обращение выделяется на письме только запятыми. и т.д. Какую цель поставите перед собой? Запишите число, тему урока в тетрадь.( Самопроверка по слайду, выявление лучшей команды, лучших учащихся команды и класса) | Познавательные: выполнение логических действий. Регулятивные: высказывать предположения на основе уже полученных в 5 классе знаний, формулировать цели урока; целеполагание. |
III. Первичное усвоение новых знаний. Восприятие и осмысления учащимися нового материала. | 1.Проанализируем результаты игры. Учитель побуждает учащихся к высказыванию своего мнения. | 2.Уч-ся сообщают результаты своих ответов (обращения учителя к ученикам, учеников к учителю, учеников между собой), анализируют их. | Коммуникативные: учебное сотрудничество; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; оценивать качества своей и общей учебной деятельности. Познавательные: умение строить логически обоснованные рассуждения, работа с информацией; Регулятивные: умение структурировать знания;умение оценивать работу, инициативность и самостоятельность. |
IV. Первичное проверка понимания. | Графический слуховой диктант Учитель читает предложения. 1.В разведку меня, дяденька, будут брать? 2.Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас. 3.Всю от моря тебя и до моря вижу я, узнаю тебя, Русь. 4.Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия! 5.Прощай, мой товарищ, мой верный слуга. 6. Как же ты, голова садовая, не можешь запомнить? Учитель сообщает, что СМС-сообщение в наш век имеет популярность. Все их передают, все получают, но не всегда они правильно оформлены. Ведь передавая СМС и обращаясь к собеседнику, мы делаем её более личностной, а не простым формальным клише. Учитель предлагает учащимся сделать групповое задание. Физминутка (о\) | Каждый учащийся группы (6 человек в группе) на слух воспринимает свое предложение, чертит схему своего предложения и определяет нахождение обращения в предложении, его цель высказывания и интонацию.
, о, ? вопросит., невоскл.
О! .
,о ……………,… .
, о , !
, о , о .
, о, ? (Самопроверка по слайду, выявление лучшей команды, лучших учащихся команды и класса) Учащиеся делают выводы о роли обращения, нераспространенных и распространенных предложениях, знаках препинания при обращениях. Задание: составьте сообщение, которое содержит обращение по таким темам: 1 группа – деловое СМС; 2 группа – дружеское СМС; 3 группа – поздравительное СМС; 4 группа – информационное СМС; 5 группа – юмористическое Запишите полученные СМС и проанализируйте: выполнили они свою функцию и верно ли расставлены знаки препинания? Физкульминутка | Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция. Коммуникативные: учебное сотрудничество; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; оценивать качества своей и общей учебной деятельности. Познавательные: умение строить логически обоснованные рассуждения, работа с информацией; Регулятивные: умение структурировать знания;умение оценивать работу, инициативность и самостоятельность. |
V.Закрепление. Самооценка знаний и способов действий. | 1.Тренировочные упражнения. –Установите соответствие. | Устанавливают соответствие: 1.Сергей Сергеевич, это вы ли? 2. Ваше превосходительство, разрешите доложить. 3.Пошёл, кучер! 4. Я и не отговариваюсь, тётушка. 5. Что ж ты, молодчик, оброка не платишь? а) собственное имя б) название лица по родству в) название лица по профессии г) название лица по возрасту д) название лица по общественному положению | Коммуникативные:умение сотрудничать с учителем и сверстниками. Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Познавательные: умение преобразовыватьинформацию из одного вида в другой; |
Конструирование предложений (Перестройте предложения так, чтобы подлежащее стало обращением. Определите тип предложения по цели высказывания. Не забудьте поставить знаки препинания). 1.Пограничники охраняют рубежи нашей родины. 2.Луна печальная посеребрила и лес, и дол. 3. Когда Ира пойдёт в театр? 4. Как прекрасно весеннее утро! 5. Ожидающие рейс из Сочи проходят в зону прилёта. 6. Брат Григорий грамотой свой разум просветил. | Каждый учащийся группы записывает свое предложение, подчеркивает в нем подлежащее, затем перестраивает данное предложение таким образом, чтобы подлежащее превращается в обращение) 1.Пограничники, охраняйте рубежи нашей родины. 2.Луна печальная, посеребри и лес, и дол. 3. Когда, Ира, пойдёшь в театр? 4. Как прекрасно ты, весеннее утро! 5. Ожидающие рейс из Сочи, проходите в зону прилёта. 6. Брат Григорий, грамотой свой разум просвети. (Самопроверка по слайду, выявление лучшей команды, лучших учащихся) |
|
VI.Контроль усвоения. Коррекция знаний и способов действий. | Самостоятельная работа по карточке. Задание: Расставить знаки препинания. Друзья мои я молод был. Мой сын родной Прильни к земле скорей, услышь слезами залитое слово. Унылая пора Очей очарованье Приятна мне твоя прощальная краса! Мой друг под проливным дождем, под синим азиатским небом мы начинаем свой подъем, необходимый нам обоим. Играйте же дети растите на воле, на то вам и красное детство дано. Ты зовешь меня моя подруга погрустить у сонных берегов. Взгляни молодица смелее, каков воевода Мороз. Дни поздней осени бранят обыкновенно, но мне она мила читатель дорогой красою тихою, блистающей смиренно. Ты не пой соловей под моим окном. Ты ветер утренним дыханьем счастливый парус напрягай. Вот молодой юноша учитесь у старших. Пой баян чтоб ходила земля ходуном, чтобы эхо вторило с поля. До свиданья, до свиданья журавли! Чем-то вас мне попотчевать старцы честные? Приди ко мне любезный друг. Здравствуй красавица Волга! С детства я полюбил тебя. | Выполняют задание по карточке. Работают на листочках, подписывают и сдают. | Регулятивные: контроль и коррекция Познавательные владение анализом и синтезом. |
VII.Информация о домашнем задании. | Домашнее задание: §.. №.. | Записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению. | Личностные: самодисциплинирование. |
VIII. Рефлексия. | Сегодня на уроке - я узнал… - познакомился… - я научился… - я повторил… | Подводят итоги урока, выявляют команду победителей, знатоков темы, проводят рефлексию. | Познавательные: контроль и оценка результатов деятельности. |