3. Работа по теме урока. - Сегодня мы начнем знакомиться с обращением, с его использованием в речи. 3 слайд – найдите отличия . ( В 1 столбике идет информация, во 2 – обращение к людям, ребятам) 4 слайд – обращение к Обращению. 5 слайд – используя слайд, обозначьте цели нашего урока. 6 слайд – рассмотрите известную вам иллюстрацию и скажите, где здесь обращения. Прочитаем упр. на стр. 85 из учебника……. Давайте попробуем вывести правило. Обратимся к учебнику, сравним, дополним. 7 слайд - правило 8 слайд - вспомните как можно больше предложений с обращениями из произведений, которые напомнили вам эти рисунки. 9 слайд – рассмотрите схемы внимательно, можете их объяснить? Прочитайте стихотворение, выведите правило постановки запятой в предложениях с обращениями. 10-11 слайды – вывод 12-рассмотрите предложения с обращениями: какие знаки препинания ещё употребляются в них?( восклицательный знак) 13-вывод, обратимся к учебнику стр.86 – правило 14- Найдите обращения, из скольких слов они состоят? Проведите аналогию с предложениями, какие они бывают по наличию второстепенных членов….(обращения по составу: распр. и нераспр.) 15-вывод 16 -(выходит ученик и обращается к одноклассникам). - Ребята, мы читали и писали, а давайте отдохнем Физминутку проведем. (класс встает и делает упражнение, произносит наизусть стихотворение). Эй, ноябрь,эй, декабрь! Принесите холода. И тогда мы все, ребятки, Будем надевать перчатки. Будем так их надевать. А потом вот так снимать. -Обратили внимание, что и в словах физминутки встретились обращения. Назовите их. - Какой предмет (одушевленный или неодушевленный предмет) обозначает обращение? (Вывод. Можно обратиться не только к одушевленным предметам, но и неодушевленным. С помощью обращений можем выразить своё отношение к тому, к кому обращаемся с речью). - А вы, ребята, как обращаетесь друг другу? - Значит, ребята, когда мы употребляем слова, когда мы обращаемся кому-то, мы должны быть очень осторожными, чтоб не поранить человека словом) 17- Письменно: 1 группа - разберите предложения по членам, сделайте вывод, каким членом предложения является обращение. 2 группа – аналогичное задание из упр. 206 18- работа по группам ( по рядам) 19-20- посмотрите, как можно по-разному общаться, используя обращения ( Волк – бранные, оскорбительные обращения, другие герои и автор – вежливые слова-обращения) 21 - Письменное задание (самостоятельная работа). Придайте выделенным словам-обращениям ласкательную окраску при помощи суффиксов –ечк-, -еньк-, -ёнк-. Запишите составленные предложения( по рядам) Толя, иди сюда. Не уходи, Коля, а помоги мне, пожалуйста, решить задачу. Что приуныла, сестра? (После выполнения дети вслух читают полученные предложения) -Чем отличаются записанные вами предложения от данных?( Более ласковые слова – обращения) 22 – Поиграем в сыщиков…Детективное агенство расследует… Открываем очередной слайд или запись на доске: Спи, мой воробушек, спи………………, спи, мой звоночек родной! - Кто может произносить эту фразу? - А почему вы решили, что эту фразу может произносить мама, бабушка и т.п.? (После ответов детей учитель дописывает фразу полностью) Спи, мой воробушек, спи, мой сыночек, спи, мой звоночек родной! Звучит 1 куплет « Колыбельной» в исполнении А.Герман. - Так что же можно понять по обращению? Вывод. С помощью обращения можно выразить отношение к тому, к кому обращаешься, а также можно охарактеризовать того, кто обращается. 23 – понаблюдаем за интонацией в предложениях с обращениями, произнесите их, что вы почувствовали, можно изобразить с помощью стрелочек интонационный рисунок. 24-25-вывод 26- Зайдём в мастерскую артиста слова ( 2 ученика читают предложения) Индивидуальные задания получают две ученицы ( составление синквейна и выполнение презентации) 27-28- Самостоятельная работа ( 27 слайд – чтение по ролям, 28 – составление предложения) 29 – работа по вариантам, графический диктант 30-31-цифровой диктант 32-синквейн-индив. задание 33-синквейн 34-35 –рефлексия, итоги урока |