Общая часть |
Предмет | Класс | Тема урока |
Русский язык | 5 | «Обращение» |
УМК |
Название | Класс | Авторы |
Русский язык | 5 | М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
знать определение обращения; опознавательный признак обращения - звательную интонацию, выделительную функцию знаков препинания в предложении с обращением; правила постановки знаков препинания в предложении с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания при обращении, обосновывать их употребление; составлять предложения с обращениями по схемам и с учётом речевой ситуации; отличать обращение от подлежащего; определять роль обращений в обыденной речи, в художественном тексте. | уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, обобщать; определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. | первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности. |
Решаемые учебные проблемы | Основные понятия, изучаемые на уроке |
1. Знакомство учащихся с обращением, способами его выражения, формирование навыка постановки знаков препинания в предложениях с обращением. 2. Развитие умения находить обращения в тексте и выявлять их функциональное назначение, развитие навыка правильного интонированного чтения предложений с обращениями. 3. Конструирование предложений с обращениями; составление схем предложений с обращениями. | Обращение, интонация, олицетворение |
ТСО (оборудование) | Средства ИКТ (программы, приложения, ресурсы сети Интернет) |
Ноутбук, мультимедиа, экран | Авторские ресурсы в сети Интернет: кроссворд «Члены предложения»: http://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=E2DE3E8B8DFA3DB1 Физкультминутка: https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E (сайт «Видеоуроки») Электронное приложение к учебнику «Обращение» |
Организационная структура урока |
Этап урока | Задача | Используемые ресурсы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Длит. этапа (мин) |
-
Организационный этап | Создание благоприятной рабочей атмосферы на уроке, мотивация учащихся к учебной деятельности (включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне). | Чтение стихотворения: Здравствуйте, ребята! Готовы вы к уроку? Быть должны всегда в порядке Ручки, книжки и тетрадки. А девиз у нас такой: «Всё, что надо, - под рукой!» На вас надеюсь я, друзья. Мы хороший, дружный класс. Всё получится у нас! | Приветствует учащихся, визуально проверяет их готовность к уроку. | Проверяют готовность своего рабочего места. Включаются в учебную деятельность, настраиваются на продуктивную работу на уроке. | 2 мин. |
Проверка Домашнего задания | Проверка выполнения домашнего задания. | Домашнее упражнение выведено на экран. Упр. № 488, стр. 176 | Контролирует проверку домашнего задания, организует работу учащихся в парах. | Работают в парах. Взаимопроверка выполнения домашнего задания. | 3 мин. |
3.Актуализация знаний | Повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Кроссворд «Члены предложения»: http://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=E2DE3E8B8DFA3DB1 (Приложение 1) | Создаёт учебную ситуацию для актуализации знаний программного материала по теме «Синтаксис и пунктуация» с целью последующего открытия нового знания (в форме кроссворда). | Разгадывают кроссворд, демонстрируют знания по теме «Синтаксис и пунктуация». Фиксируют затруднения. | 5 мин. |
Целеполагание | Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвинут тему и цель урока. | На экран выводится тема урока «Обращение». Параграф 62, стр. 177. | Мотивирует к «открытию нового знания», предлагает учащимся сформулировать тему и цель урока. | Выдвигают и обсуждают варианты формулировок темы и цели урока: Сегодня на уроке я хотел(а) бы узнать, научиться … | 3 мин. |
Этап усвоения новых знаний | Развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, поисковой деятельности, извлечения и анализа учебной информации из предложенных источников, развитие устной речи учащихся, создание условий для развития коммуникативных компетенций учащихся. | Материал для наблюдения к параграфу 62, стр. 177. | Организует работу учащихся по самостоятельному поиску определения понятия ОБРАЩЕНИЕ. | Работают с материалом для обсуждения: выразительно читают предложения, выделяя интонацией слово, обозначающее лицо или предмет (явление природы), к которому в них обращаются. В ходе работы анализируют учебную информацию, формулируют понятие ОБРАЩЕНИЕ. Читают правило, делают выводы, правильно ли они сформулировали, что такое ОБРАЩЕНИЕ. | 5 мин. |
Первичное закрепление новых знаний | Организация выполнения упражнения, направленного на умение распознавать обращение и выделять их интонационно, отличать его от подлежащего. Выявление ошибок и их исправление. | Выполнение упражнения № 490, стр. 178. | Предлагает учащимся прочитать и сравнить два предложения по интонации, разобрать их по членам и сделайте вывод о роли выделенных слов в предложениях. | Учащиеся выполняют задание, комментируют и аргументируют свой ответ. | 5 мин. |
-
Физкультминутка | Рациональная организация двигательной активности учащихся, построение урока с учётом динамики работоспособности. Снятие психологического и физического напряжения. | Физкультминутка: https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E  | Организует процесс двигательной активности, проводит фикультминутку. | Выполняют предложенные упражнения, снимают психологическое и физическое напряжение. | 2 мин. |
Систематизация новых знаний | Организация действий учащихся по обобщению новых знаний в виде схем. | Схемы выводятся на экран: [О, …]. [О! …]. [… ,О, …]. [ … ,О]. | Предлагает учащимся обобщить и систематизировать новый учебный материал в виде схем. | Учащиеся письменно делают выводы о месте обращения в предложении, о знаках препинания при обращении, составляют схемы предложений с обращениями. | 5 мин. |
Этап закрепления новых знаний | Оперирование учащимися знаниями, решение на их основе творческих и практических задач. Проверка уровня усвоения знаний и умений. | Выполнение упражнений № 491, 494, стр. 178. Работа с электронным приложением к учебнику «Обращение». Работа по карточке «Верные и неверные утверждения» (Приложение 2, самопроверка) | Предлагает учащимся различные способы закрепления знаний, вопросы и задания, требующие мыслительной активности. Выявляет пробелы в понимании нового материала. | Применяют приобретенные знания в практической деятельности. Вспоминают, что такое ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, делают вывод о роли обращения в поэтической речи. | 10 мин. |
Рефлексия | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей работы на уроке. | Чтение стихотворения: Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания очень вам пригодились. | Направляет деятельность учащихся по осмыслению нового учебного материала. Контролирует и оценивает усвоение новых знаний. | Дают оценку результатов своей деятельности: Сегодня на уроке я узнал(а), научился(ась)… | 3 мин. |
Инструктаж по выполнению домашнего задания | Информирование учащихся о домашнем задании. | Упр. № 495, стр. 179. Знакомство с дополнительной информацией «Возьмите на заметку!» Упр. № 498. | Информирует учащихся о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению. | Знакомятся с содержанием домашней работы и способом её выполнения. | 2 мин. |
. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы когда? где? куда? откуда? зачем? почему? как?
Задание: отметьте верные (+) и неверные (-) утверждения.
6) обращение на письме всегда выделяется запятыми.
Верные утверждения: 1, 3, 6.
Неверные утверждения: 2, 4, 5.