СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обращение» в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе.

Урок направлен на знакомство  учащихся с обращением, способами его выражения, формирование навыка постановки знаков препинания в предложениях с обращением, развитие умения находить обращения в тексте и выявлять их функциональное назначение, развитие навыка правильного интонированного чтения предложений с обращениями.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме «Обращение» в 5 классе»


Технологическая карта урока русского языка по теме «Обращение» в 5 классе


Общая часть

Предмет

Класс

Тема урока

Русский язык

5

«Обращение»

УМК

Название

Класс

Авторы

Русский язык

5

М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

знать определение обращения; опознавательный признак обращения - звательную интонацию, выделительную функцию знаков препинания в предложении с обращением; правила постановки знаков препинания в предложении с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения;

уметь распознавать обращения; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания при обращении, обосновывать их употребление; составлять предложения с обращениями по схемам и с учётом речевой ситуации; отличать обращение от подлежащего; определять роль обращений в обыденной речи, в художественном тексте.

уметь анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, обобщать; определять последовательность  действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 

первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Решаемые учебные проблемы

Основные понятия, изучаемые на уроке

1. Знакомство учащихся с обращением, способами его выражения, формирование навыка постановки знаков препинания в предложениях с обращением.

2. Развитие умения находить обращения в тексте и выявлять их функциональное назначение, развитие навыка правильного интонированного чтения предложений с обращениями.

3. Конструирование предложений с обращениями; составление схем предложений с обращениями.

Обращение, интонация, олицетворение

ТСО (оборудование)

Средства ИКТ (программы, приложения, ресурсы сети Интернет)

Ноутбук, мультимедиа, экран

Авторские ресурсы в сети Интернет:

кроссворд «Члены предложения»: http://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=E2DE3E8B8DFA3DB1

Физкультминутка: https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E (сайт «Видеоуроки»)

Электронное приложение к учебнику «Обращение»

Организационная структура урока

Этап урока

Задача

Используемые ресурсы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Длит. этапа (мин)

Организационный этап

Создание благоприятной рабочей атмосферы на уроке, мотивация учащихся к учебной деятельности (включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне).

Чтение стихотворения:

Здравствуйте, ребята! Готовы вы к уроку?

Быть должны всегда в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
А девиз у нас такой:
«Всё, что надо, - под рукой!» На вас надеюсь я, друзья. 
Мы хороший, дружный класс. 
Всё получится у нас! 

Приветствует учащихся, визуально проверяет их готовность к уроку.

Проверяют готовность своего рабочего места. Включаются в учебную деятельность, настраиваются на продуктивную работу на уроке.

2 мин.

  1. Проверка

Домашнего задания

Проверка выполнения домашнего задания.

Домашнее упражнение выведено на экран.

Упр. № 488, стр. 176

Контролирует проверку домашнего задания, организует работу учащихся в парах.

Работают в парах. Взаимопроверка выполнения домашнего задания.

3 мин.

3.Актуализация знаний

Повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Кроссворд «Члены предложения»: http://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=E2DE3E8B8DFA3DB1 (Приложение 1)

Создаёт учебную ситуацию для актуализации знаний программного материала по теме «Синтаксис и пунктуация» с целью последующего открытия нового знания (в форме кроссворда).

Разгадывают кроссворд, демонстрируют знания по теме «Синтаксис и пунктуация». Фиксируют затруднения.

5 мин.

  1. Целеполагание

Создание проблемной ситуации, в результате которой учащиеся самостоятельно выдвинут тему и цель урока.

На экран выводится тема урока «Обращение». Параграф 62, стр. 177.

Мотивирует к «открытию нового знания», предлагает учащимся сформулировать тему и цель урока.

Выдвигают и обсуждают варианты формулировок темы и цели урока: Сегодня на уроке я хотел(а) бы узнать, научиться …

3 мин.

  1. Этап усвоения новых знаний

Развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, поисковой деятельности, извлечения и анализа учебной информации из предложенных источников, развитие устной речи учащихся, создание условий для

развития коммуникативных компетенций учащихся.

Материал для наблюдения к параграфу 62, стр. 177.





Организует работу учащихся по самостоятельному поиску определения понятия ОБРАЩЕНИЕ.


Работают с материалом для обсуждения: выразительно читают предложения, выделяя интонацией слово, обозначающее лицо или предмет (явление природы), к которому в них обращаются. В ходе работы анализируют учебную информацию, формулируют понятие ОБРАЩЕНИЕ. Читают правило, делают выводы, правильно ли они сформулировали, что такое ОБРАЩЕНИЕ.

5 мин.

  1. Первичное закрепление новых знаний

Организация выполнения упражнения, направленного на умение распознавать обращение и выделять их интонационно, отличать его от подлежащего. Выявление ошибок и их исправление.

Выполнение упражнения № 490, стр. 178.

Предлагает учащимся прочитать и сравнить два предложения по интонации, разобрать их по членам и сделайте вывод о роли выделенных слов в предложениях.

Учащиеся выполняют задание, комментируют и аргументируют свой ответ.

5 мин.

Физкультминутка

Рациональная организация двигательной активности учащихся, построение урока с учётом динамики работоспособности. Снятие психологического и физического напряжения.

Физкультминутка: https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E

Организует процесс двигательной активности, проводит фикультминутку.

Выполняют предложенные упражнения, снимают психологическое и физическое напряжение.

2 мин.

  1. Систематизация новых знаний

Организация действий учащихся по обобщению новых знаний в виде схем.

Схемы выводятся на экран:

[О, …].

[О! …].

[… ,О, …].

[ … ,О].

Предлагает учащимся обобщить и систематизировать новый учебный материал в виде схем.

Учащиеся письменно делают выводы о месте обращения в предложении, о знаках препинания при обращении, составляют схемы предложений с обращениями.

5 мин.

  1. Этап

закрепления новых знаний

Оперирование учащимися знаниями, решение на их основе творческих и практических задач. Проверка уровня усвоения знаний и умений.

Выполнение упражнений № 491, 494, стр. 178.

Работа с электронным приложением к учебнику «Обращение». Работа по карточке «Верные и неверные утверждения» (Приложение 2, самопроверка)

Предлагает учащимся различные способы закрепления знаний, вопросы и задания, требующие мыслительной активности. Выявляет пробелы в понимании нового материала.

Применяют приобретенные знания в практической деятельности. Вспоминают, что такое ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, делают вывод о роли обращения в поэтической речи.

10 мин.

  1. Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей работы на уроке.

Чтение стихотворения:

Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания очень вам пригодились.

Направляет деятельность учащихся по осмыслению нового учебного материала. Контролирует и оценивает усвоение новых знаний.

Дают оценку результатов своей деятельности: Сегодня на уроке я узнал(а), научился(ась)…

3 мин.

  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Информирование учащихся о домашнем задании.

Упр. № 495, стр. 179.

Знакомство с дополнительной информацией «Возьмите на заметку!» Упр. № 498.

Информирует учащихся о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению.

Знакомятся с содержанием домашней работы и способом её выполнения.

2 мин.




Приложение 1.

X

1


2











3

X

X

X

X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X


X

4

X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X


X


X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X


X


X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X


X


X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

5










X

X


X

X

X

X


X


X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X


X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

По горизонтали:
1. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и отвечает на вопросы когда? где? куда? откуда? зачем? почему? как?

5. Главный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы кто? что?


По вертикали
2. Главный член предложения, обозначающий действие, состояние или признак подлежащего и отвечающий на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков предмет? что он такое? кто он таков?

3. Второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на вопрос какой? чей?

4. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.





Ответы:

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

1 о

б

2с

т

о

я

т

е

л

ь

с

т

в

3о

X

X

X

к

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

п

X

X

X

а

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

р

X

X

X

з

X

4д

X

X

X

X

X

X

X

X

е

X

X

X

у

X

о

X

X

X

X

X

X

X

X

д

X

X

X

е

X

п

X

X

X

X

X

X

X

X

е

X

X

X

м

X

о

X

X

X

X

X

X

X

X

л

X

X

5 п

о

д

л

е

ж

а

щ

е

е

X

X

е

X

X

X

е

X

н

X

X

X

X

X

X

X

X

н

X

X

X

X

X

е

X

X

X

X

X

X

X

X

и

X

X

X

X

X

н

X

X

X

X

X

X

X

X

е

X

X

X

X

X

и

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

е

X

X

X

X

X

X

X

X

X



















Приложение 2.


Карточка для самопроверки


Задание: отметьте верные (+) и неверные (-) утверждения.

1) обращение может состоять из нескольких слов;

2) обращение может быть выражено только именем существительным собственным;

3) обращение может быть выражено именем прилагательным;

4) обращение может стоять только в начале предложения;

5) обращение может быть главным и второстепенным членом предложения;

6) обращение на письме всегда выделяется запятыми.



Ключ:

Верные утверждения: 1, 3, 6.

Неверные утверждения: 2, 4, 5.