СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии развивающего обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологии развивающего обучения для начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Технологии развивающего обучения»

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Работа студентки Ш-32 группы Пречислой Дианы Васильевны Ейск, 2019г.

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Работа студентки Ш-32 группы

Пречислой Дианы Васильевны

Ейск, 2019г.

Под развивающим обучением понимается новый, активно - деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному типу.  Развивающее обучение:  - учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума;  - опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности;  - расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности;  - направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности;  Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

Под развивающим обучением понимается новый, активно - деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно - иллюстративному типу. Развивающее обучение: - учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума; - опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных личности; - расценивает ребенка как полноценного субъекта деятельности; - направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности; Существенным признаком развивающего обучения является то, что оно создает зону ближайшего развития, вызывает, побуждает, приводит в движение внутренние процессы психических новообразований.

Развитие Л.B. Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов.  Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психики - ума, воли, чувств ученика, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом. В процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент - когнитивные (познавательные) структуры.   Для выявления и отслеживания уровня общего развития школьника Л.B. Занков предложил следующие показатели:  - наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психических функций;  - отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;  - практические действия - умение создать материальный объект.

Развитие Л.B. Занков понимает как появление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутренних, глубинных интеграционных процессов. Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психики - ума, воли, чувств ученика, когда каждое новообразование становится плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом. В процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологический эквивалент - когнитивные (познавательные) структуры.  Для выявления и отслеживания уровня общего развития школьника Л.B. Занков предложил следующие показатели: - наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психических функций; - отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение; - практические действия - умение создать материальный объект.

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Цель: - формировать теоретическое сознание и мышление; - передать детям не столько знания, сколько способы умственных действий - СУДы; - воспроизвести в учебной деятельности детей логику научного познания. Особенность методики составляет целенаправленная учебная деятельность (ЦУД) - особая форма активности обучаемого, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.  Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию, но решение ее состоит не в нахождении конкретного выхода, а в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач. Учебная задача решается путем выполнения определенных действий: - принятие от преподавателя или самостоятельная постановка учебной задачи; - преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; - моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах; - преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»; - построение системы частных задач, решаемых общим способом; - контроль за выполнением предыдущих действий; - оценка усвоения общего способа как результат решения данной учебной задачи.

Приёмы развивающего обучения Приемы развития внимания.  Вниманием называется направленность созна­ния личности на какой-либо объект и сосредо­точенность на нем. В психологии традиционно принято различать такие качества, определяющие индивидуальные свойства внимания: избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и  переключаемость. Объем, колеба­ние и распределяемость внимания во многом оп­ределены врожденными качествами человека и являются данностью, которая педагогу неподконтрольна. Сосредоточенность, переключаемость и устойчивость зависят от наличия волевого ком­понента и степени заинтересованности личности в объекте внимания. Эти три последних качества внимания и являются объектом педагогического воздействия на уроке со стороны учителя.

Приёмы развивающего обучения

  • Приемы развития внимания.  Вниманием называется направленность созна­ния личности на какой-либо объект и сосредо­точенность на нем. В психологии традиционно принято различать такие качества, определяющие индивидуальные свойства внимания: избирательность, объем, устойчивость, возможность распределения и  переключаемость. Объем, колеба­ние и распределяемость внимания во многом оп­ределены врожденными качествами человека и являются данностью, которая педагогу неподконтрольна. Сосредоточенность, переключаемость и устойчивость зависят от наличия волевого ком­понента и степени заинтересованности личности в объекте внимания. Эти три последних качества внимания и являются объектом педагогического воздействия на уроке со стороны учителя.
  • Приемы развития памяти.  Памятью называют психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Как следует из определения, запоминание - это  процесс, состоящий из трех последовательных стадий: запоминания, сохра­нения и воспроизведения. В реальности есть еще и четвертая стадия - узнавание. Если одна из этих стадий из процесса по какой-то причине выпадает, педагог делает вывод, что у ре­бенка плохая память. Часто мы неправильно понимаем выражения «хорошая память» и «плохая память». Нам кажется, что человек так и рождается с хорошей или плохой памятью, что память - это какая-то врожденная способность. На самом деле это не так. Плохая память - это несформированная произволь­ная память. Причем инте­ресно, что каждый человек на самом деле запо­минает абсолютно все, что видит, слышит или читает (не дословно, а на уровне смысла), но да­леко не все потом может произвольно воспроиз­вести. Тут действует одно правило: то, что запоминается автоматически (без участия сознания), потом не может быть воспроизведено по  желанию человека. Тем не менее, оно остается в памяти, и человек совершенно неожиданно для самого себя может вспомнить что-то такое, что, по его мнению, он давно уже забыл или никогда не помнил.
Приемы развития логического мышления . Человеческое мышление при всей своей сложности базируется на относительно ог­раниченном наборе мыслительных операций, так или иначе связанных с понятиями.  Предположим, что нам надо обдумать некий факт. После того как память предоставила нам его, произведя операцию узнавания (идентифи­кацию), в дело вступает мышление. При всей сво­ей сложности учебная деятельность базируется на еще более ограниченном количестве мысли­тельных операций. В учебной практике нужный нам факт сможет подвергаться всего шести мыс­лительным операциям: абстракции, обобщению, сравнению, аналогии, классификации и систе­матизации. Следовательно, надо при­думать такие приемы работы, которые научат ребенка выделять главное, обобщать ряд фактов и делать общий вывод, сравнивать факты, находя в них черты сходства и различия, относить факт к той или иной группе предметов и явлений.
  • Приемы развития логического мышления . Человеческое мышление при всей своей сложности базируется на относительно ог­раниченном наборе мыслительных операций, так или иначе связанных с понятиями. Предположим, что нам надо обдумать некий факт. После того как память предоставила нам его, произведя операцию узнавания (идентифи­кацию), в дело вступает мышление. При всей сво­ей сложности учебная деятельность базируется на еще более ограниченном количестве мысли­тельных операций. В учебной практике нужный нам факт сможет подвергаться всего шести мыс­лительным операциям: абстракции, обобщению, сравнению, аналогии, классификации и систе­матизации. Следовательно, надо при­думать такие приемы работы, которые научат ребенка выделять главное, обобщать ряд фактов и делать общий вывод, сравнивать факты, находя в них черты сходства и различия, относить факт к той или иной группе предметов и явлений.
  • Приемы мотивации учащихся.  Как часто мы клеймим учащихся за их при­родную леность и отсутствие тяги к знаниям! Однако нормальный ребенок совсем не про­тив знаний. Ведь никто из взрослых не обучает его изготовлению рогаток или воздушных змеев. Он сам стре­мится получить эти знания, потому что они нуж­ны ему для полноценной жизни среди сверстни­ков. Алгебра и география, со слов родителей, пригодятся в будущем, а оно еще, по общему мнению детей, так далеко. Иначе сказать, зна­ния обязательно должны быть востребованы, иначе в них не возникнет потребности. Проблема мотивации напрямую связана с проблемой востребованности знаний. Создать мо­тив - значит создать такую ситуацию, при кото­рой у ребенка возникает необходимость приме­нения полученных знаний, причем в ситуации, когда применение этих знаний позволяет ему повысить свой авторитет в глазах сверстников. Классно-урочная система не может дать больших возможностей для «изобретения» таких мотивов. Основой мотивации в этой системе является оценка. Но это, если говорить в общем, - формальность, и к 7-8 классу дети начинают это  понимать. Для кого-то оценка еще долго будет служить основным мотивом действий, а кто-то в ней уже разочаровался и поэтому перестал учиться, ибо оценка для него больше не мотив, а практической пользы в школьных знаниях он пока что не видит. Сле­довательно, параллельно с оценкой должны су­ществовать и другие системы мотивации.
Мотивами называются мысли, стремления и чувства человека, связанные с осознанием им тех или иных потребностей и побуждающие его к оп­ределенной деятельности. В любой деятельности ученика может интересовать или сам процесс деятельности, или ее конечный результат. В свя­зи с этим можно выделить четыре типа мотивов:  -   стремление к результату;  -   стремление к самой деятельности, незави­симо от результата;  - стремление использовать данную деятель­ность для получения побочного результата;  - стремление получить общественную оценку своей деятельности (поднять свой авторитет).

Мотивами называются мысли, стремления и чувства человека, связанные с осознанием им тех или иных потребностей и побуждающие его к оп­ределенной деятельности. В любой деятельности ученика может интересовать или сам процесс деятельности, или ее конечный результат. В свя­зи с этим можно выделить четыре типа мотивов: -   стремление к результату; -   стремление к самой деятельности, незави­симо от результата; - стремление использовать данную деятель­ность для получения побочного результата; - стремление получить общественную оценку своей деятельности (поднять свой авторитет).