СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология триз на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология триз на уроках литературного чтения»

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50» Г. КАЛУГИ  Использование приёмов  ТРИЗ технологии   на уроках литературного чтения Автор : Соколова Лариса Валерьевна, учитель начальных классов

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 50» Г. КАЛУГИ

Использование приёмов ТРИЗ технологии

на уроках литературного чтения

Автор : Соколова Лариса Валерьевна,

учитель начальных классов

Методика ТРИЗ  (теория решения изобретательских задач) была придумана советским изобретателем и писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Главная задача данной методики– научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Методика ТРИЗ

(теория решения изобретательских задач) была придумана советским изобретателем и писателем-фантастом Генрихом Сауловичем Альтшуллером. Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для технических задач и способствовало развитию мышления, гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Главная задача данной методики– научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения.

Области применения ТРИЗ Первоначально создавался для решения изобретательских задач в технических системах

Области применения ТРИЗ

Первоначально создавался для решения изобретательских задач в технических системах

Актуальность потребность общества в раннем развитии творческих способностей детей; востребованность педагогами знаний о возможностях современных педагогических технологий эвристического образования; необходимость формирования творческих компетентностей; формирование умения изобретать

Актуальность

  • потребность общества в раннем развитии творческих способностей детей;
  • востребованность педагогами знаний о возможностях современных педагогических технологий эвристического образования;
  • необходимость формирования творческих компетентностей;
  • формирование умения изобретать

Внедрение ТРИЗ-технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи:  1. Воспитательные:  формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности; развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи. 2. Образовательные: 2. Образовательные:  повышение уровня общей образованности учащихся;  формирование положительного отношения детей к учебному процессу;  умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;  целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.  повышение уровня общей образованности учащихся;  формирование положительного отношения детей к учебному процессу;  умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;  целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.

Внедрение ТРИЗ-технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи:

1. Воспитательные:

  • формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;
  • развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

2. Образовательные:

  • 2. Образовательные:
  • повышение уровня общей образованности учащихся; формирование положительного отношения детей к учебному процессу; умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи; целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.
  • повышение уровня общей образованности учащихся;
  • формирование положительного отношения детей к учебному процессу;
  • умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;
  • целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.
3. Развивающие: 3. Развивающие:  развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;  развитие творческих способностей мышления;  развитие пространственного мышления;  развитие речи;  умение анализировать, синтезировать, комбинировать;  развитие творческого воображения.  развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;  развитие творческих способностей мышления;  развитие пространственного мышления;  развитие речи;  умение анализировать, синтезировать, комбинировать;  развитие творческого воображения.

3. Развивающие:

  • 3. Развивающие:
  • развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом; развитие творческих способностей мышления; развитие пространственного мышления; развитие речи; умение анализировать, синтезировать, комбинировать; развитие творческого воображения.
  • развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;
  • развитие творческих способностей мышления;
  • развитие пространственного мышления;
  • развитие речи;
  • умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
  • развитие творческого воображения.
Примеры использования приёмов ТРИЗ - технологии на уроках литературного чтения Раскадровка,  игры с кадрами : «Раньше – Позже», «Что потерялось», «Всё в сказке перепуталось». Работа с произведением в системном операторе Составление противоречий, их решение Составление паспорта самого произведения и его героев, паспорта волшебных предметов, паспорта жанра Составление пословиц (совет герою, жизненное правило), в которых заключается мораль Составление литературных загадалок Тренинг «Хорощо-плохо» Тренинг «Точка зрения» Составление копилки черт героев Приём «О ком, о чём произведение?» Приём «Без кого, без чего?» могло бы не быть этого произведения Приём «Если бы…», составление причинно-следственной цепочки действий в произведении Игра «ТРИ АШЫПКИ» Приём «Я слышу, я вижу, я чувствую…» Приём «Картинки без запинки» Игры «Да-нет», «Мои друзья», «Теремок», «Я возьму тебя с собой...», «Витрина», «Расселение»

Примеры использования приёмов

ТРИЗ - технологии

на уроках литературного чтения

  • Раскадровка, игры с кадрами : «Раньше – Позже», «Что потерялось», «Всё в сказке перепуталось».
  • Работа с произведением в системном операторе
  • Составление противоречий, их решение
  • Составление паспорта самого произведения и его героев, паспорта волшебных предметов, паспорта жанра
  • Составление пословиц (совет герою, жизненное правило), в которых заключается мораль
  • Составление литературных загадалок
  • Тренинг «Хорощо-плохо»
  • Тренинг «Точка зрения»
  • Составление копилки черт героев
  • Приём «О ком, о чём произведение?»
  • Приём «Без кого, без чего?» могло бы не быть этого произведения
  • Приём «Если бы…», составление причинно-следственной цепочки действий в произведении
  • Игра «ТРИ АШЫПКИ»
  • Приём «Я слышу, я вижу, я чувствую…»
  • Приём «Картинки без запинки»
  • Игры «Да-нет», «Мои друзья», «Теремок», «Я возьму тебя с собой...», «Витрина», «Расселение»
Приемы фантазирования в работе со сказками Новое свойство  - персонаж или предмет сказочного сюжета приобретает новые, несвойственные ему качества («железный котёнок», «стеклянный человечек» или «Какая история произошла бы, если бы Колобок был сделан из смолы? ») Сказки наизнанку – создаются на основе приёма инверсии. «Свойства наоборот» - героям знакомой сказки приписываются прямо противоположные свойства (волк из «Красной шапочки» стал маленьким и добрым,  «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая»); «Задом наперёд» - попробовать рассказать сказку не с начала, а с конца; «Из моей жизни» - сочинение сказки о себе («Один день из моей жизни» - обычная история становится сказочной, если взрослые и дети «меняются»  обязанностями, поступками и мыслями);

Приемы фантазирования в работе со сказками

Новое свойство  - персонаж или предмет сказочного сюжета приобретает новые, несвойственные ему качества («железный котёнок», «стеклянный человечек» или «Какая история произошла бы, если бы Колобок был сделан из смолы? »)

Сказки наизнанку – создаются на основе приёма инверсии.

«Свойства наоборот» - героям знакомой сказки приписываются прямо противоположные свойства (волк из «Красной шапочки» стал маленьким и добрым,  «Золушка – непослушная девчонка, а мачеха – добрая»);

«Задом наперёд» - попробовать рассказать сказку не с начала, а с конца;

«Из моей жизни» - сочинение сказки о себе («Один день из моей жизни» - обычная история становится сказочной,

если взрослые и дети «меняются»  обязанностями,

поступками и мыслями);

«Салат из сказок»   - создание новой сказки на основе приёма объединения . Объединять можно:  две-три целые сказки;  опорные элементы (несколько персонажей и предметов) из разных сказок;  опорные элементы из разных сказок с добавлением к ним одного нового «постороннего предмета»; Название сказки «Красная шапочка» Герои и предметы «Дюймовочка» девочка «Колосок» волк цветок жаба бабушка петух серп крот дровосеки мышата ласточка ружьё Место пироги мама жук лес эльфы колос нора мельница дом   На основе таблицы можно составить много вариантов сочетания элементов и сочинить сказку.   Например: Дюймовочка  + мышата + бабушка + дровосеки + мельница + ружьё + эльфы  + дом   =   новая сказка  

«Салат из сказок»

  - создание новой сказки на основе приёма объединения .

Объединять можно:

  • две-три целые сказки;
  • опорные элементы (несколько персонажей и предметов) из разных сказок;
  • опорные элементы из разных сказок с добавлением к ним одного нового «постороннего предмета»;

Название сказки

«Красная шапочка»

Герои и предметы

«Дюймовочка»

девочка

«Колосок»

волк

цветок

жаба

бабушка

петух

серп

крот

дровосеки

мышата

ласточка

ружьё

Место

пироги

мама

жук

лес

эльфы

колос

нора

мельница

дом

 

На основе таблицы можно составить много вариантов сочетания элементов и сочинить сказку.

 

Например: Дюймовочка  + мышата + бабушка + дровосеки + мельница + ружьё + эльфы  + дом   =   новая сказка

 

Составление загадок С опорой на сходство При составление загадок используем модель Какая?(Какой?) Кто такая же? Что такое же? нарядная сверкающая привлекающая внимание   барышня звезда модница Нарядная, как барышня Сверкающая,  как  звезда. Привлекающая внимание,   но не модница. Ответ:  новогодняя елка.

Составление загадок

С опорой на сходство

При составление загадок используем модель

Какая?(Какой?)

Кто такая же?

Что такое же?

нарядная

сверкающая

привлекающая внимание

 

барышня

звезда

модница

Нарядная, как барышня

Сверкающая,  как  звезда.

Привлекающая внимание,

  но не модница.

Ответ:  новогодняя елка.

Составление загадок С опорой на отличия На что похоже? Чем отличается? На зонтик От дождя не укроет На балерину Не живая На гриб Не съешь Загадка:  Похожа на зонтик, но от дождя не спрячешься,   Танцует, как балерина, но не живая,   Напоминает гриб, но не съешь. Ответ:  юла

Составление загадок

С опорой на отличия

На что похоже?

Чем отличается?

На зонтик

От дождя не укроет

На балерину

Не живая

На гриб

Не съешь

Загадка:

Похожа на зонтик, но от дождя не спрячешься,

Танцует, как балерина, но не живая,

Напоминает гриб, но не съешь.

Ответ:  юла

«Раскадровка»  При чтении сказки или рассказа дети карандашом или фломастером рисуют «мультик» – схематичное изображение событий, происходящих в сказке или рассказе. Таким образом, на основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюжета. Перечисляя события, изображённые в «мультике», дети усваивают план пересказа. Позднее можно предложить назвать каждый кадр одним предложением. Это уже будет план произведения.

«Раскадровка»

При чтении сказки или рассказа дети карандашом или фломастером рисуют «мультик» – схематичное изображение событий, происходящих в сказке или рассказе. Таким образом, на основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюжета. Перечисляя события, изображённые в «мультике», дети усваивают план пересказа. Позднее можно предложить назвать каждый кадр одним предложением. Это уже будет план произведения.

«Раскадровка» и «Синтез пословиц». Алгоритм работы 1. Прочитай текст. 2. Раздели его на части. 3. Составь раскадровку. Новый кадр рисуем тогда, когда меняется место действия, появляется герой либо резко меняется его настроение. 4. Обсуждаем каждый кадр: – Что делает этот герой? – Зачем он это делает? – Что получает в результате? 5. Составляем пословицы по модели: Кто… ( характер ), тот… ( результа т). Кто… ( действие ), тот… ( результат ). Кто… ( цель) , тот… ( результат ). 6. Выбираем ключевые кадры и определяем мораль: – Какие кадры для вас самые важные? – Какая пословица для вас самая важная? На одно и то же люди смотрят по-разному, поэтому мораль может быть у каждого своя. 7. Составляем пословицы по первому и последнему кадрам. 8. К каким кадрам подходит главная пословица? (Несколько вариантов.) 9. Подберите замену данной пословице. (Подбор знакомых пословиц.)

«Раскадровка» и «Синтез пословиц».

Алгоритм работы

1. Прочитай текст.

2. Раздели его на части.

3. Составь раскадровку. Новый кадр рисуем тогда, когда меняется место действия, появляется герой либо резко меняется его настроение.

4. Обсуждаем каждый кадр: – Что делает этот герой? – Зачем он это делает? – Что получает в результате?

5. Составляем пословицы по модели: Кто… ( характер ), тот… ( результа т). Кто… ( действие ), тот… ( результат ). Кто… ( цель) , тот… ( результат ).

6. Выбираем ключевые кадры и определяем мораль: – Какие кадры для вас самые важные? – Какая пословица для вас самая важная? На одно и то же люди смотрят по-разному, поэтому мораль может быть у каждого своя.

7. Составляем пословицы по первому и последнему кадрам.

8. К каким кадрам подходит главная пословица? (Несколько вариантов.)

9. Подберите замену данной пословице. (Подбор знакомых пословиц.)

«Раскадровка» и «Синтез пословиц» Сказка «Три дочери» Кто думает о себе, тот будет наказан. Кто мать не почитает, тот в беду попадает. Кто жалеет, тот и разумеет. Знакомая пословица: «Как аукнется, так и откликнется».

«Раскадровка» и «Синтез пословиц»

Сказка «Три дочери»

  • Кто думает о себе, тот будет наказан.
  • Кто мать не почитает, тот в беду попадает.
  • Кто жалеет, тот и разумеет.

Знакомая пословица: «Как аукнется, так и откликнется».

«Системный оператор» Сказка о дереве

«Системный оператор»

Сказка о дереве

Приём «Если бы…» У . Давайте представим сказку « Лягушка – путешественница» в виде цепочки событий.  Если бы..., то... Д.   Если бы  уткам не надо было покушать, то они не спустились бы в болото. Если бы  они не спустились в болото, то лягушка не заинтересовалась бы, куда они летят. Если бы  лягушка не была такой любопытной, то она не высунула бы из-под коряги свою голову. Если бы  лягушка не была такой смелой, то она не вступила бы в разговор с утками. Если бы  лягушка не была такой толстой, то утки непременно бы её съели. Если бы  утки не рассказали лягушке о юге, то она не пришла бы в такой восторг, и не захотела бы туда отправиться. ... Если бы  лягушка не была хвастлива, то она долетела бы вероятно до юга. Если бы  лягушка не упала в болото, то она не смогла бы столько нафантазировать про своё путешествие.

Приём «Если бы…»

У . Давайте представим сказку « Лягушка – путешественница» в виде цепочки событий.  Если бы..., то...

Д.   Если бы  уткам не надо было покушать, то они не спустились бы в болото.

Если бы  они не спустились в болото, то лягушка не заинтересовалась бы, куда они летят.

Если бы  лягушка не была такой любопытной, то она не высунула бы из-под коряги свою голову.

Если бы  лягушка не была такой смелой, то она не вступила бы в разговор с утками.

Если бы  лягушка не была такой толстой, то утки непременно бы её съели.

Если бы  утки не рассказали лягушке о юге, то она не пришла бы в такой восторг, и не захотела бы туда отправиться.

...

Если бы  лягушка не была хвастлива, то она долетела

бы вероятно до юга.

Если бы  лягушка не упала в болото, то она не смогла бы

столько нафантазировать про своё путешествие.

Игра «Да-нет» Учитель : « Я загадала объект из этой главы...» Учащиеся задают вопросы, на которые учитель отвечает только “да” или “нет”. Это может быть как одушевлённый, так и неодушевлённый предмет. Задача детей: внимательно слушать ответы товарищей, задавать свои вопросы и отгадать объект за минимальное количество вопросов. Игра “Три ашыпки” У детей частички текста какой-то главы с тремя ошибками (например: в авторском тексте слово “воровать”, а на предложенных детям листочках слово в тексте заменено на слово “вырывать”, слово “кот” заменено на “кит” и т. д.). Задача детей – найти 3 ошибки. Модель «Создай паспорт» Модель «Создай паспорт» используется для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия.

Игра «Да-нет»

Учитель : « Я загадала объект из этой главы...»

Учащиеся задают вопросы, на которые учитель отвечает только “да” или “нет”. Это может быть как одушевлённый, так и неодушевлённый предмет. Задача детей: внимательно слушать ответы товарищей, задавать свои вопросы и отгадать объект за минимальное количество вопросов.

Игра “Три ашыпки”

У детей частички текста какой-то главы с тремя ошибками (например: в авторском тексте слово “воровать”, а на предложенных детям листочках слово в тексте заменено на слово “вырывать”, слово “кот” заменено на “кит” и т. д.). Задача детей – найти 3 ошибки.

Модель «Создай паспорт»

Модель «Создай паспорт» используется для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия.

Составление паспорта героя П.П.Ершов «Конек-Горбунок»  В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница». Имя – Лягушка Автор (создатель) – В.М. Гаршин Прописка – авторская сказка «Лягушка-путешественница» Внешний вид – маленькая, зеленая, пучеглазая. Где впервые встречается – на болоте Личные качества – любопытная, смелая, решительная, хвастливая, изобретательная, жизнерадостная, оптимистичная. Заветное желание – побывать на юге Имя – Иван Автор (создатель) – П.П. Ершов Прописка – авторская сказка «Конек-Горбунок» Где живет – в град -столице Кем служит – конюхом у царя Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий. (Помогает ему во всем конек Горбунок)

Составление паспорта героя

П.П.Ершов «Конек-Горбунок»

В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

Имя – Лягушка

Автор (создатель) – В.М. Гаршин

Прописка – авторская сказка «Лягушка-путешественница»

Внешний вид – маленькая, зеленая, пучеглазая.

Где впервые встречается – на болоте

Личные качества – любопытная, смелая, решительная, хвастливая, изобретательная, жизнерадостная, оптимистичная.

Заветное желание – побывать на юге

Имя – Иван

Автор (создатель) – П.П. Ершов

Прописка – авторская сказка «Конек-Горбунок»

Где живет – в град -столице

Кем служит – конюхом у царя

Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий. (Помогает ему во всем конек Горбунок)

Сочиняем разные лимерики Ли́мерик  — форма короткого стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы. Форма Содержание пять строк; рифма между первой, второй и пятой строками; рифма между третьей и четвертой строками; последние слова первой и пятой строк совпадают  (условие не является обязательным) ; ритм первый, второй, пятой строк совпадают; ритм третьей и четвертой строк совпадают. 1 строка - объект; 2 строка - описание или сравнение объекта; 3 строка - событие; 4 строка - последствие этого события; 5 строка - вывод, заключение.

Сочиняем разные лимерики

Ли́мерик  — форма короткого стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы.

Форма

Содержание

  • пять строк;
  • рифма между первой, второй и пятой строками;
  • рифма между третьей и четвертой строками;
  • последние слова первой и пятой строк совпадают  (условие не является обязательным) ;
  • ритм первый, второй, пятой строк совпадают;
  • ритм третьей и четвертой строк совпадают.
  • 1 строка - объект;
  • 2 строка - описание или сравнение объекта;
  • 3 строка - событие;
  • 4 строка - последствие этого события;
  • 5 строка - вывод, заключение.
Сочиняем разные лимерики Жила-была Настенька пригожая,  Скромная, ласковая, хорошая.  Пожалела чудище и его полюбила,  От злых чар освободила.  Любовь и добро всегда побеждают.  Аксаков С.Т. «Аленький цветочек» Жила королева Снежная, Не была она добрая, нежная. Кая в царстве своем поселила, Сердце мальчика в лед превратила. Холод в сердце делает человека бездушным. Андерсен Г.Х. «Снежная королева»

Сочиняем разные лимерики

Жила-была Настенька пригожая, Скромная, ласковая, хорошая. Пожалела чудище и его полюбила, От злых чар освободила. Любовь и добро всегда побеждают.

Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»

Жила королева Снежная,

Не была она добрая, нежная.

Кая в царстве своем поселила,

Сердце мальчика в лед превратила.

Холод в сердце делает человека бездушным.

Андерсен Г.Х. «Снежная королева»

Урок в технологии ТРИЗ Что он дает детям?    помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать оригинальные дизайнерские идеи, сюжеты сказок…; регулярная тренировка творческого мышления (если ребёнок не сам решает, то от товарищей набирает большой объём вариантов решений);  на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается та самая способность применять знания в реальных ситуациях. Что даёт учителю?  знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем;  развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления; воспитывает готовность к восприятию нового; обеспечивает профессиональный рост; это просто интересно

Урок в технологии ТРИЗ

Что он дает детям?

  • помогает находить варианты решения проблемного вопроса, генерировать оригинальные дизайнерские идеи, сюжеты сказок…;
  • регулярная тренировка творческого мышления (если ребёнок не сам решает, то от товарищей набирает большой объём вариантов решений);
  • на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается та самая способность применять знания в реальных ситуациях.

Что даёт учителю?

  • знание ТРИЗ вооружает мышление учителя набором инструментов по решению проблем;
  • развивает творческие способности учителя, гибкость и системность мышления;
  • воспитывает готовность к восприятию нового;
  • обеспечивает профессиональный рост;
  • это просто интересно
http://www.moluch.ru/archive/81/14736/ http://www.jlproj.org/this_bibl/Egorova1.pdf http://triz-plus.ru/sistemnyj-operator/sistemnyj-operator http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/11/16/triz.doc http://www.xxlbook.ru/imgh581403.png http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac633.html http://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/approachs-systems-technologies/ck129-otsm-triz-pedagogika/in-the-wake-of-triz-experiment/2179-5-nachalnaya-shkola-triz-instrumenty http://avatarko.su/images/cms/headers/catalog2/Multfilmi/Snej_Koroleva/00001.jpg http://urokiistorii.ru/sites/all/files/blog_patriot.jpg http://www.idiismotri.ru/upload/event/5/1301/images/Alenkiy_tcvetochek.jpg http://www.koipkro.kostroma.ru/Sharya/pr-18/ikx/DocLib6/ Использование%20технологии%20ТРИЗ%20в%20развитии%20творческой%20личности. doc http://img-fotki.yandex.ru/get/6410/100385167.f/0_754ab_f7dd5ea4_XL http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/53646.html http://b.slave.festival.1september.ru/articles/620472/ http://www.school38.org/index.php/workshop/231-master-klass-lispolzovanie-priemov-triz-v-nachalnoj-shkoler http://tfd.ucoz.com/load/internet_zhurnal_quot_talantlivyj_pedagog_quot_4_2012/bulova/4-1-0-375
  • http://www.moluch.ru/archive/81/14736/
  • http://www.jlproj.org/this_bibl/Egorova1.pdf
  • http://triz-plus.ru/sistemnyj-operator/sistemnyj-operator
  • http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/11/16/triz.doc
  • http://www.xxlbook.ru/imgh581403.png
  • http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac633.html
  • http://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/approachs-systems-technologies/ck129-otsm-triz-pedagogika/in-the-wake-of-triz-experiment/2179-5-nachalnaya-shkola-triz-instrumenty
  • http://avatarko.su/images/cms/headers/catalog2/Multfilmi/Snej_Koroleva/00001.jpg
  • http://urokiistorii.ru/sites/all/files/blog_patriot.jpg
  • http://www.idiismotri.ru/upload/event/5/1301/images/Alenkiy_tcvetochek.jpg
  • http://www.koipkro.kostroma.ru/Sharya/pr-18/ikx/DocLib6/ Использование%20технологии%20ТРИЗ%20в%20развитии%20творческой%20личности. doc
  • http://img-fotki.yandex.ru/get/6410/100385167.f/0_754ab_f7dd5ea4_XL
  • http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/viewlink/53646.html
  • http://b.slave.festival.1september.ru/articles/620472/
  • http://www.school38.org/index.php/workshop/231-master-klass-lispolzovanie-priemov-triz-v-nachalnoj-shkoler
  • http://tfd.ucoz.com/load/internet_zhurnal_quot_talantlivyj_pedagog_quot_4_2012/bulova/4-1-0-375