СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Периоды детского возраста»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Периоды детского возраста»

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Периоды детского возраста»»

Периоды детского возраста.  Физическое и нервно-психическое развитие детей раннего возраста   Лекция  №1

Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей раннего возраста Лекция №1

        Педиатрия – область медицины, изучающая закономерности развития ребенка, профилактику и лечение заболеваний.    Ученные, внесшие вклад в развитие педиатрии:  максимович-амбодик, хотовицкий, филатов, гундобин, семашко, кисель, спиранский, молчанов, маслов, тур, домбровсакя, лебедев    с 1997 года в рк внедрена программа ивбдв - интегрированное ведение болезней детского возраста (воз/юнисеф)  цель: снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности детей раннего возраста и детей до 5 лет

Педиатрия – область медицины, изучающая закономерности развития ребенка, профилактику и лечение заболеваний. Ученные, внесшие вклад в развитие педиатрии: максимович-амбодик, хотовицкий, филатов, гундобин, семашко, кисель, спиранский, молчанов, маслов, тур, домбровсакя, лебедев с 1997 года в рк внедрена программа ивбдв - интегрированное ведение болезней детского возраста (воз/юнисеф) цель: снижение заболеваемости, инвалидизации и смертности детей раннего возраста и детей до 5 лет

         Приказ МЗ РК от 29.12.2017 г . №1027 «Об утверждении стандарта организации оказания педиатрической помощи в республике казахстан»     Педиатрическая помощь оказывается детям, не достигшим 18 лет в формах:  1. Амбулаторно-поликлиническая помощь(ПМСП) и консультативно-диагностическая(Кдп)  2. Стационарная помощь  3. стационарозамещающая помощь  4. скорая медицинская помощь  5. санитарная авиация

Приказ МЗ РК от 29.12.2017 г . №1027 «Об утверждении стандарта организации оказания педиатрической помощи в республике казахстан» Педиатрическая помощь оказывается детям, не достигшим 18 лет в формах: 1. Амбулаторно-поликлиническая помощь(ПМСП) и консультативно-диагностическая(Кдп) 2. Стационарная помощь 3. стационарозамещающая помощь 4. скорая медицинская помощь 5. санитарная авиация

Схема универсально-прогрессивной модели патронажа беременных, новорожденных и  детей до 5 лет   универсальная модель(для всех)  беременные - 2 посещения до родов:  1-при первой явке для постановки на учет по беременности  2- 32 недели беременности  новорожденные и дети до 3-х лет  –  9 посещений  - в первые три дня после выписки из роддома  - 7 дней  - 1-2 месяца  - 3 месяца  - 6 месяцев  - 12 месяцев  - 18 месяцев  - 24 месяца  - 36 месяцев  Прогрессивная модель по индивидуальному плану

Схема универсально-прогрессивной модели патронажа беременных, новорожденных и детей до 5 лет универсальная модель(для всех) беременные - 2 посещения до родов: 1-при первой явке для постановки на учет по беременности 2- 32 недели беременности новорожденные и дети до 3-х лет – 9 посещений - в первые три дня после выписки из роддома - 7 дней - 1-2 месяца - 3 месяца - 6 месяцев - 12 месяцев - 18 месяцев - 24 месяца - 36 месяцев Прогрессивная модель по индивидуальному плану

         Периоды детского возраста    1- новорожденности- с рождения до 28 дней   2- грудного возраста до 1 года   3- преддошкольный- от1 до 3 лет   4- дошкольный с 3 до 7 лет   5- младший школьный с 7 до 12 лет   6- подростковый от 13 до 18 лет

Периоды детского возраста 1- новорожденности- с рождения до 28 дней 2- грудного возраста до 1 года 3- преддошкольный- от1 до 3 лет 4- дошкольный с 3 до 7 лет 5- младший школьный с 7 до 12 лет 6- подростковый от 13 до 18 лет

Группы здоровья

Для оценки индивидуального здоровья детей и подростков распределяют по 5 группам здоровья

Группа здоровья определяется по самому тяжелому отклонению или диагнозу

  • Здоровые дети не имеющие отклонений в здоровье, болеют в течении года 1-3 раза ОРВИ
  • Здоровые дети с риском развития у них хронического заболевания: болеют более 4-5 раз в год ОРВИ от многоплодной беременности, недоношенные, крупный плод более 4 кг, перенесшие асфиксию, родовую травму, ГБН, реконвалесценты острых заболеваний(пневмония, ВГ), ЖДА 1 степени, миопия 1 степени, патология костно-мышечной системы 1 степени
  • Дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации без выраженного наблюдения самочувствия, с редкими, не тяжелыми обострениями(1-3 р. в год) бронхиальная астма, пиелонефрит, холецистит и т.д.
  • Дети с хроническими заболеваниями, врожденными пороками в стадии субкомпенсации, с отклонениями в нескольких органах и системах, с частыми обострениями.
  • Дети инвалиды(тяжелые хронические заболевания, тяжелые врожденные пороки развития в состоянии декомпенсации)

Процентное соотношение детей по группам здоровья зависит от периода детского возраста

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  Гармоничное физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие — главные показатели здоровья.  Здоровый ребенок подвижен, энергичен, любознателен.    «физическое развитие» - процесс увеличения роста, массы, развития отдельных частей тела и биологического созревания ребенка в различные периоды детства.   Основные показатели развития детей:  ◊ масса тела  ◊ рост/длина  ◊ окружность головы/ окружность груди  ◊ психомоторное развитие

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Гармоничное физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие — главные показатели здоровья. Здоровый ребенок подвижен, энергичен, любознателен. «физическое развитие» - процесс увеличения роста, массы, развития отдельных частей тела и биологического созревания ребенка в различные периоды детства. Основные показатели развития детей: ◊ масса тела ◊ рост/длина ◊ окружность головы/ окружность груди ◊ психомоторное развитие

Масса тела — это наиболее важная составляющая часть роста и развития ребенка, замедление или остановка прибавки ее является первым признаком недостаточности питания и роста ребенка.   Физиологическая динамика прибавки массы тела у ребенка.   ◊ Масса тела при рождении у здорового доношенного новорожденного варьирует от 2,5 до 4,4 кг.  В течение первых 3–4 дней после рождения масса тела ребенка уменьшается, происходит потеря веса 5–6%- физиологическая убыль веса.  После первой недели жизни прибавка в массе становится стабильной и непрерывной.    ◊ первые 6 месяцев здоровый ребенок прибавляет в массе тела от 150 до 250 г каждую неделю.  после 6 месяцев еженедельная прибавка в массе тела составляет 100–150 г,  между 12 и 24 месяцами — 50 г.    ◊ Через 5 месяцев после рождения ребенок удваивает свою массу тела при рождении, а к 12 месяцам — утраивает ее, в 12 месяцев масса тела составляет 10-10,5 кг

Масса тела — это наиболее важная составляющая часть роста и развития ребенка, замедление или остановка прибавки ее является первым признаком недостаточности питания и роста ребенка. Физиологическая динамика прибавки массы тела у ребенка. ◊ Масса тела при рождении у здорового доношенного новорожденного варьирует от 2,5 до 4,4 кг. В течение первых 3–4 дней после рождения масса тела ребенка уменьшается, происходит потеря веса 5–6%- физиологическая убыль веса. После первой недели жизни прибавка в массе становится стабильной и непрерывной. ◊ первые 6 месяцев здоровый ребенок прибавляет в массе тела от 150 до 250 г каждую неделю. после 6 месяцев еженедельная прибавка в массе тела составляет 100–150 г, между 12 и 24 месяцами — 50 г. ◊ Через 5 месяцев после рождения ребенок удваивает свою массу тела при рождении, а к 12 месяцам — утраивает ее, в 12 месяцев масса тела составляет 10-10,5 кг

Рост (длина тела)   Рост - это непрерывный процесс, В разном возрасте этот процесс может ускоряться или замедляться. Рост, очень быстрый сразу после рождения, обычно постепенно замедляется в последующие месяцы.  У детей с рождения до 2-х лет пользуются термином «длина тела», а старше 2 лет - термином «рост».   Длина тела здорового доношенного ребенка при рождении составляет 46–56 см.  Ребенок вырастает на 16 см в первые 6 месяцев и на 8 см - в течение последующих 6 месяцев жизни.  В течение первого года жизни ребенок прибавляет в росте около 25 см.  Рост в возрасте 1 года составляет примерно 75 сантиметров.   в 4 года превышает в 2 раза длину тела при рождении и составляет 100 см. Между 4 и 10 годами рост медленный и равномерный, увеличение роста в этот период составляет 5–7 см в год.  Рост ускоряется с началом полового созревания.

Рост (длина тела) Рост - это непрерывный процесс, В разном возрасте этот процесс может ускоряться или замедляться. Рост, очень быстрый сразу после рождения, обычно постепенно замедляется в последующие месяцы. У детей с рождения до 2-х лет пользуются термином «длина тела», а старше 2 лет - термином «рост». Длина тела здорового доношенного ребенка при рождении составляет 46–56 см. Ребенок вырастает на 16 см в первые 6 месяцев и на 8 см - в течение последующих 6 месяцев жизни. В течение первого года жизни ребенок прибавляет в росте около 25 см. Рост в возрасте 1 года составляет примерно 75 сантиметров. в 4 года превышает в 2 раза длину тела при рождении и составляет 100 см. Между 4 и 10 годами рост медленный и равномерный, увеличение роста в этот период составляет 5–7 см в год. Рост ускоряется с началом полового созревания.

Окружность головы/окружность груди    У здорового ребенка рост головы отражает рост головного мозга.  При рождении окружность головы в среднем равна 34 - 36 см, окружность груди на 2 см меньше и составляет 32-34 см  Окружность головы наиболее быстро (3–5 см) увеличивается в первый месяц жизни.   Среднее значение окружности головы составляет в 3 месяца 40,5 см  в 4 месяца окружность головы и груди уравниваются  в 6 месяцев окружнсть головы- 43 см  в 12 месяцев окружность головы- 46 см, окружность груди на 2 см больше   Окружность головы 6 летнего ребенка составляет 90% от окружности головы взрослого, рост ребенка в том же возрасте составляет только 70% роста взрослого.   Рост и развитие протекают в непрерывном порядке. В начале рост головы является самым быстрым. После первых 6 месяцев быстрым становится увеличение окружности грудной клетки. Начиная с 9–12 месяцев, наиболее быстрым является рост конечностей.

Окружность головы/окружность груди У здорового ребенка рост головы отражает рост головного мозга. При рождении окружность головы в среднем равна 34 - 36 см, окружность груди на 2 см меньше и составляет 32-34 см Окружность головы наиболее быстро (3–5 см) увеличивается в первый месяц жизни. Среднее значение окружности головы составляет в 3 месяца 40,5 см в 4 месяца окружность головы и груди уравниваются в 6 месяцев окружнсть головы- 43 см в 12 месяцев окружность головы- 46 см, окружность груди на 2 см больше Окружность головы 6 летнего ребенка составляет 90% от окружности головы взрослого, рост ребенка в том же возрасте составляет только 70% роста взрослого. Рост и развитие протекают в непрерывном порядке. В начале рост головы является самым быстрым. После первых 6 месяцев быстрым становится увеличение окружности грудной клетки. Начиная с 9–12 месяцев, наиболее быстрым является рост конечностей.

Основные обязательные материалы, которыми должен быть обеспечен каждый медработник для успешного применения ИВБДВ   1. буклет схем (алгоритм оценки и классификации)  2. памятки матери (информация для консультирования матери)    для оценки физического развития ребенка по ИВБДВ необходимо:   1. графические таблицы- длина к возрасту, масса к возрасту, масса к длинне, имт к возрасту(см далее)   2. таблица имт(индекс массы тела), таблица оценки физического развития

Основные обязательные материалы, которыми должен быть обеспечен каждый медработник для успешного применения ИВБДВ 1. буклет схем (алгоритм оценки и классификации) 2. памятки матери (информация для консультирования матери) для оценки физического развития ребенка по ИВБДВ необходимо: 1. графические таблицы- длина к возрасту, масса к возрасту, масса к длинне, имт к возрасту(см далее) 2. таблица имт(индекс массы тела), таблица оценки физического развития

ПСИХОМОТОРНОЕ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ  Психомоторное поведение является существенным аспектом развития ребёнка, отражает становление разных отделов нервной системы ребенка в определенные периоды жизни.   Для оценки развития ребенка выделяют степень овладения им несколькими типами навыков:    ◊ Двигательные (или моторика) – умение ухватить чашки и держать их, управление тем, куда их поставить.    ◊ Социальные – работа с воспитателем, ожидание от воспитателя помощи и похвалы.   ◊ Когнитивные – обучение методом проб и ошибок, какая чашка является больше или меньше, какие чашки, сложенные одна в другую, смогут стоять столбиком, повторение задания, пока его выполнение не станет простым.   ◊ Эмоциональные – все новые и новые попытки выполнить задачу, пока чашки не будут сложены одна в другую, не расстраиваясь или не сердясь при этом; стремление поделиться своим достижением с заботливым взрослым.

ПСИХОМОТОРНОЕ И УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ Психомоторное поведение является существенным аспектом развития ребёнка, отражает становление разных отделов нервной системы ребенка в определенные периоды жизни. Для оценки развития ребенка выделяют степень овладения им несколькими типами навыков: ◊ Двигательные (или моторика) – умение ухватить чашки и держать их, управление тем, куда их поставить. ◊ Социальные – работа с воспитателем, ожидание от воспитателя помощи и похвалы. ◊ Когнитивные – обучение методом проб и ошибок, какая чашка является больше или меньше, какие чашки, сложенные одна в другую, смогут стоять столбиком, повторение задания, пока его выполнение не станет простым. ◊ Эмоциональные – все новые и новые попытки выполнить задачу, пока чашки не будут сложены одна в другую, не расстраиваясь или не сердясь при этом; стремление поделиться своим достижением с заботливым взрослым.

Достоверным и показательным индикатором развития ребенка является достижение им моторных навыков (сидение без опоры, ползание на руках и коленях, стояние с посторонней помощью, хождение с посторонней помощью, самостоятельное стояние, самостоятельное хождение), развитие речи и слуха.   В случае выявления отклонений в развитии ребенка, он должен быть обязательно направлен на дальнейшее углубленное обследование к профильным специалистам системы здравоохранения и образования(пмпк-психолого-медико-педагогическая комиссия)  Для оценки состояния здоровья, определения характера при отклонениях в развитии ребенка и принятия решений   для коррекции выявленных нарушений необходимо проведение мониторинга и оценки развития ребенка, составления плана по сатр(социальная адаптация и трудовая реабилитация).

Достоверным и показательным индикатором развития ребенка является достижение им моторных навыков (сидение без опоры, ползание на руках и коленях, стояние с посторонней помощью, хождение с посторонней помощью, самостоятельное стояние, самостоятельное хождение), развитие речи и слуха. В случае выявления отклонений в развитии ребенка, он должен быть обязательно направлен на дальнейшее углубленное обследование к профильным специалистам системы здравоохранения и образования(пмпк-психолого-медико-педагогическая комиссия) Для оценки состояния здоровья, определения характера при отклонениях в развитии ребенка и принятия решений для коррекции выявленных нарушений необходимо проведение мониторинга и оценки развития ребенка, составления плана по сатр(социальная адаптация и трудовая реабилитация).

  Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни   у новорожденных:   Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет(ступенчатое слежение), фиксирует взглядом игрушку (следит) в течение 10 сек. Движения глаз скачкообразные, Может следить за игрушкой в одну сторону   Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и моргает при резком звуке, при звуке вздрагивает и моргает или реагирует одним способом на звук, с обеих сторон

Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни у новорожденных: Зрительные ориентировочные реакции: удерживает в поле зрения движущийся предмет(ступенчатое слежение), фиксирует взглядом игрушку (следит) в течение 10 сек. Движения глаз скачкообразные, Может следить за игрушкой в одну сторону Слуховые ориентировочные реакции: вздрагивает и моргает при резком звуке, при звуке вздрагивает и моргает или реагирует одним способом на звук, с обеих сторон

Нервно-психическое развитие детей 12 месяцев    Зрительные ориентировочные реакции:  а) различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по просьбе взрослого) в ответ на вопрос смотрит на кубик, на кирпичик, берет рукой и протягивает взрослому, находит взглядом кубик и кирпичик  б) узнает на фотографии знакомого взрослого, мать в ответ на вопрос смотрит на фотографию, узнав, смеется, трогает ее, оборачивается к взрослому. Если ребенок разговаривает, то называет взрослого, изображенного на фотографии    Эмоции и социальное поведение:  а) протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. действует игрушкой, сосед смотрит на него, наблюдаемый ребенок протягивает соседу игрушку, может смеяться, лепетать, сказать: «На», может действовать молча  б) ищет игрушку спрятанную другим, ребенком. один берет игрушку из рук другого и прячет ее за спину или под пеленку. Другой ищет, просит: «Дай», смеется

Нервно-психическое развитие детей 12 месяцев Зрительные ориентировочные реакции: а) различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по просьбе взрослого) в ответ на вопрос смотрит на кубик, на кирпичик, берет рукой и протягивает взрослому, находит взглядом кубик и кирпичик б) узнает на фотографии знакомого взрослого, мать в ответ на вопрос смотрит на фотографию, узнав, смеется, трогает ее, оборачивается к взрослому. Если ребенок разговаривает, то называет взрослого, изображенного на фотографии Эмоции и социальное поведение: а) протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом. действует игрушкой, сосед смотрит на него, наблюдаемый ребенок протягивает соседу игрушку, может смеяться, лепетать, сказать: «На», может действовать молча б) ищет игрушку спрятанную другим, ребенком. один берет игрушку из рук другого и прячет ее за спину или под пеленку. Другой ищет, просит: «Дай», смеется

            Действия с предметами    а) самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.). самостоятельно или по речевой инструкции воспроизводит разученные действия (кормит куклу, катает машину, водит мишку). повторно или однократно. Выполняет три любых разных действия с тремя игрушками или одно действие с тремя игрушками   б) переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, мишку, собачку и др.). выполняет действия сам или по просьбе взрослого, кормит куклу, укладывает спать и т.д.    Общие Движения  ходит самостоятельно (без опоры), идет чередующимся шагом, может повернуться, изменить направление, Проходит не присаживаясь до 3 м.

Действия с предметами а) самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, водит, кормит и др.). самостоятельно или по речевой инструкции воспроизводит разученные действия (кормит куклу, катает машину, водит мишку). повторно или однократно. Выполняет три любых разных действия с тремя игрушками или одно действие с тремя игрушками б) переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, мишку, собачку и др.). выполняет действия сам или по просьбе взрослого, кормит куклу, укладывает спать и т.д. Общие Движения ходит самостоятельно (без опоры), идет чередующимся шагом, может повернуться, изменить направление, Проходит не присаживаясь до 3 м.

Понимание речи а) понимает (без показа) названия нескольких предметов, действия, имена взрослых и детей, выполняет отдельные поручения («найди, принеси, отдай тете, положи на место»); ребенок выполняет любые просьбы взрослого: находит, приносит, дает игрушки, идет к названным взрослым, отдает им игрушки, находит одежду и пр.; б) понимает слово «нельзя»; при слове «нельзя» сразу или после двух-трех повторений прекращает действие (может не поставить чашку на стол, но перестает стучать); в) некоторые слова в речи взрослых принимают обобщенный характер; четко выполняет инструкцию взрослого сразу или после двух-трех повторений; г) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками: берет куклу и укачивает ее (вверх и вниз), кормит собачку, кладет кирпичик на кирпичик и др. Активная речь а) легко подражает новым слогам повторяет за проверяющим слоги, Допустима отсроченная реакция б) произносит пять-десять облегченных слов, повторяет за проверяющим слова «дай», «так», «топ-топ» и др. при показе игрушек называет их облегченными словами сам или повторяет названия за взрослым, Допустима отсроченная реакция Навыки и умения самостоятельно пьет из чашки (держит ее руками и пьет) -протягивает руки к чашке, берет, подносит к губам и пьет. Чашку не выпускает, может сам поставить ее на стол. Разрешается держать чашку, которую дал взрослый, и пить из нее.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание