План-конспект урока по русскому языку на тему:
Тема. Разделительный мягкий знак.
Цель урока. Сформировать понятие о разделительном мягком знаке.
Развивать речь, мышление и навыки частично-поисковой познавательной деятельности. Обогатить словарный запас учащихся.
Воспитывать самостоятельность, способность к напряженному умственному труду, аккуратность, формировать интерес к русскому языку, привлекая внимание детей к «живому» слову, быть внимательными к товарищу, оказать посильную помощь.
Ход урока
I. Создание психологической атмосферы.
- Дорогие ребята, сегодня на уроке русского языка присутствует много гостей. Поздоровайтесь с гостями. А теперь улыбнемся и пожелаем удачи друг другу. Желая удачи другу, мы желаем и себе того же. Поэтому, ребята, давайте радоваться успехам своих товарищей.
За каждый правильный ответ вы получаете смайлик. В конце урока вы посчитаете количество смайликов и оцените свою работу. А сколько их будет - покажут ваши ответы.
Долгожданный дан звонок - начинается урок.
Начинается урок - он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять – чтобы грамотно писать.
- Прочитайте девиз нашего урока:
«Работать лучше, чем вчера!»
II. Создание ситуации успеха. (Актуализация прежних знаний)
Работа в тетрадях. Минутка чистописания.
-Открываем тетради и записываем:
10 января.
Классная работа.
На доске записан текст.
Жил в большом дворе Коля. Он принёс папе колья.
- Прочитайте текст.
-Сколько в тексте предложений?
-Прочитайте первое (второе) предложение.
-Списать эти предложения красиво, аккуратно.
-Какие орфограммы встретили в словах? Докажите.
-Выделите основу первого предложения.
III. Постановка учебной задачи.
-Сравните предложения. Чем они похожи?
(словами Коля – колья)
-Что произошло со словом, когда его написали с разделительным ь?
(изменилось значение слова)
-Объясните значение слова колья.
-Это слово поможет нам сформулировать тему урока.
Тема урока:«Разделительный мягкий знак».
-Когда пишется разделительный мягкий знак?
-Что вы ещё знаете про букву ь?
(Не обозначает звука. Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука.
В буквосочетаниях чк, чн, нч, чт,щн мягкий знак не пишется.)
-Какие ещё буквы обозначают мягкость согласных звуков? (е,ё,и,ю,я)
-Итак, сегодня мы будем тренироваться писать слова с разделительным мягким знаком.
-Прочитайте стихотворение.
Мягкий знак - хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
IV. Фиксация проблемы в графико-знаковой форме.
Коньки
Лист←☺→я
Стул←☺→я
- Ребята, посмотрите на данный график. Как вы думаете, почему в некоторых словах в середине нарисованы смайлики, а в слове коньки их нет?
- Какую роль выполняет ь в слове коньки?
(обозначает мягкость согласного звука [н′])
- А почему в остальных словах нарисованы смайлики? Что они делают?
( одну часть слова отталкивают, отделяют от другой)
- Прочитайте первую часть слова до смайлика, затем покажите движением руки, как отталкивают смайлики вторую часть.
- Прочитайте эти слова без смайлика. Что у нас получилось?
( листя - [л′ист′а], стуля - [стул′а],
-Что произошло со словами? (потеряли смысл)
- Как правильно надо говорить?
( [л′ист′й′а], [стул′йа])
- Чего не хватает? Ведь каждый раз в слове смайлики не нарисуем.
- Надо поставить мягкий знак.
V. Формулировка учебной задачи учащимися и педагогом.
-Итак, какой знак может разделить слово?
- Когда пишется разделительный мягкий знак?
VI. Решение учебной задачи.
Если в слове разделительный ь – хлопаем в ладоши.
Если ь – показатель мягкости согласного – то тишина.
Листья, семья, пень, деньки, прутья, камень, стулья, метель, вьюга, счастье, олень.
полю
полью
полёт
польёт
семя
семья
-Чем отличаются слова? (произношением, написанием, значением)
-Объясните значение каждого слова.
-Итак, если в слове допустили ошибку и не написали разделительный ь, что может произойти со словом? (приобрело другое значение или потеряло смысл)
- Определите, сколько в каждом слове букв и сколько звуков? Почему?
-Какие буквы не обозначают звуков? (Ь, Ъ)
-Какие буквы могут обозначать два звука? Когда? (е,ё,ю,я – после разделительного ь, в начале слова и после другой гласной буквы)
[л′ист′й′а] – листья
[ружй′о] – ружьё
[в′эс′эл′й′э] – веселье
[кан′к′и] – коньки
-Какое слово лишнее? Почему?
- Сделайте вывод, когда пишется разделительный ь? (в корне слова после согласного перед гласными е,ё,и,ю,я)
- Сравним свой вывод с выводом автора учебника. Найдите правило на странице 32. Внимательно прочитайте.
VII. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покружились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
VIII. Применение новых знаний.
-Прочитайте текст. (слайд 6)
Орёл – всем птицам царь. Вьёт он гнёзда на скалах. Нос у орла серпом, крылья длинные, грудь навыкат – молодецкая.
-Докажите, что это текст. (предложения связаны по смыслу, объединены одной темой, текст можно озаглавить)
-Найдите слова с мягким знаком. На какие группы можно разделить эти слова?
-Выпишите из текста слова с мягким знаком в два столбика.
-Допишите в каждый столбик ещё по одному слову.
Взаимопроверка.
Х. Закрепление изученного материала.
Ответить на вопросы. Записать ответы.
Снежная буря. (вьюга)
Домики для пчёл. (ульи)
Мама, папа, дети, а вместе…? (семья)
Забавное животное южных стран. (обезьяна)
Ягоды, сваренные с сахаром. (варенье)
-Какую орфограмму встретили в словах?
-Когда в словах пишется разделительный Ь?
Без, нет, ученья, уменья.
-Как вы её понимаете?
-Какую орфограмму встретили в словах?
-Когда в словах пишется разделительный Ь?
ХII.Оценивание и контроль выполненных заданий.
- Вы собирали смайлики. Посчитайте, сколько вы набрали за урок.
- У кого самое большее количество?
-Молодцы!
ХIII.Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Давайте вспомним наш урок с самого начала.
- Какие виды работ выполняли?
-Какую проблему решали на уроке?
-Какие задания вам давались легко?
-При выполнении каких заданий вы испытывали трудности? Почему?
-Довольны ли вы своей работой?
(мы пожелали друг другу удачи, вспоминали о мягком знаке, как о показателе мягкости согласных, читали стихи, писали, играли в игру, подбирали слова, узнали о разделительном мягком знаке)
ХIV. А теперь внимание – домашнее задание:
открываем дневники и записываем
с.32, правило, с.33, упр. № 54.
4