Технологическая карта конструирования урока. Тема «Синонимы».
Общая часть |
Предмет | Русский язык | 5 класс |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Предметные: восстановить в памяти основные сведения о лексике и системе единиц, изучаемых в рамках этого раздела; познакомить учащихся с понятием «Синонимы»; формировать умение находить синонимы и использовать их в речи; обогащать словарный запас учащихся; обучать школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме | Метапредметные: умение работать индивидуально и в группе, находить общее решение; умение соотносить свои действия с планируемым результатом; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; развивать умение работать со словарями; последовательно излагать свои мысли, используя терминологию | Личностные: оптимизм в восприятии мира; любовь к природе; формирование целостного мировоззрения, учитывающего социальное, культурное, духовное многообразие мира; любовь к родному языку и художественному слову; |
Решаемые учебные проблемы | 1.Рассмотреть место синонимов в речи, дать учащимся сведения о разнообразии синонимов, синонимических рядах, выборе из них слов в соответствии со стилем высказывания. 2. Акцентировать внимание на терминологии, средствах выразительности речи. 3. Развивать умения выразительного чтения, памяти, логического мышления. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Лексика, синонимы, синонимический ряд |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация |
Методическое назначение средств ИКТ | Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых. Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала. Включить в познавательную деятельность арсенал новых методов, основанных на использовании средств ИКТ |
Образовательные Интернет-ресурсы | www.gramota.ru |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Формирование конкретного образовательного материала | Формулировка целей и задач урока. Подготовка к восприятию нового материала |
Длительность этапа | 5 |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | I.Вступительное слово учителя. II. Введение в тему: А) Словарно-орфографический диктант: лексика, лексическое значение, многозначные слова, омонимы (работа у доски). Б) Анализ отрывка из сказки про Винни-Пуха. Учитель: В сказке про Винни-Пуха есть такой отрывок: Собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Винни-Пуху: Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружье. И еще надо не забыть провизию. Про что не забыть? Не про что, а то, что едят. А-а! – сказал Пух радостно. – А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем (слайд 2). Винни-Пух не знает слова «провизия». А вы слышали такое слово? Как еще можно назвать еду? (слайд 3). (Продовольствие, провиант, продукты, снедь) (слайд 4). Что общего у всех этих слов? (Значение, часть речи). Такие слова называются синонимами. И сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы, в чем их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи. |
Методы обучения | Беседа |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Слайд 1-2-3-4 |
Форма организации деятельности учащихся. | Определение целей и задач урока, организация различных видов деятельности. Самоопределение и смыслообразование. |
Основные виды деятельности учителя | Создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Организуют работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала |
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. |
Формирование конкретного образовательного материала | Ш. Изучение нового материала. Анализ терминов. Синонимы – от греч.Sinonimos – «одинаковый, одноименный». Учитель: В каких терминах нам встречалась вторая часть этого слова? (Омоним, пароним). По-гречески часть «ним» означает «имя». Греческая приставка СИН- (СИМ-) встречается во многих словах: симфония, симпатия, симметрия, синтаксис, синтез, симпозиум. Она очень крепко срослась с корнем, перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок ее значения – «общность, совместимость». Таким образом, синонимы – это одинаковые, подобные слова, сходные по смыслу. Работа учащихся: запись термина и его определения в словарик (слайд 5). Обобщение и систематизация информации, подготовленной к уроку самостоятельно (анализ сообщений по теме). 3. Работа с текстом. Практическая часть «Синонимы в русских народных сказках» выполняется совместно с учителем. (по сборнику А.Т. Арсирия «Занимательные материалы», М.: «Просвещение» 1993, стр. 64 |
Длительность этапа | 10 |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата. | Знакомство с новым материалом |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный. Эвристический . |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Слайд 5 |
Форма организации деятельности учащихся | Проявление познавательной инициативы, анализ, сопоставление. |
Основные виды деятельности учителя | Создание условий для познавательной деятельности учащихся. |
ЭТАП 3. Практикум |
Формирование конкретного образовательного материала | IV. Работа с учебником. Минутка запоминания правила по материалу параграфа 67. V. Выполнение тренировочных упражнений. Работа над теоретическими понятиями, отработка практического материала. Выберите и запишите синонимы к словам белый, вежливый, ветхий, гармоничный (слайд 6). Проверьте себя (слайд 7). Запишите синонимы по группам. Учитель обращаем внимание на то, чем отличаются синонимы. Сравним значения слов «идти», «бежать», «лететь»(слайд 8-9) Вывод: синонимы могут отличаться оттенками значения. Работа по группам . Выполнение упражнения 356 «Морозное утро». |
Длительность этапа | 10 |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата. | Аналитическая беседа с элементами выразительного чтения текста. Групповая работа. |
Методы обучения | Репродуктивный |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Слайд 6-7-8-9 |
Форма организации деятельности учащихся | Осмысление изученного материала. Планирование учебного сотрудничества . |
Основные виды деятельности учителя | Организация работы учащихся. Формирование коммуникативных умений. |
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция. |
Длительность этапа | 10 |
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов | VI. Коррекция полученных знаний. Контроль результатов. Наблюдение над языковым материалом. Составление синонимического ряда согласно стилистической принадлежности анализируемых слов. Творческая работа с текстом. Подберите стилистические синонимы к словам: врун, лицо, спать, упасть (слайд 11). Проверьте результат (слайд 12-13). Употребите синонимы для преодоления неоправданного повторения слов. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами для устранения повтора (слайд 14-15) С помощью чего оказались связаны предложения в записанном тексте (слайд 16)? (С помощью синонимов). Для чего же нам служат синонимы (слайд 17)? Помогают избежать повтора. Помогают передать мысль и чувства более ясно. Помогают сделать нашу речь эмоциональной и красивой. Объясняют значение неизвестных слов. Решение проблемной задачи (опережающее обучение). Могут ли синонимы стать антонимами? (Поясним, что антонимы – слова с противоположным лексическим значением – слайд 18). Проведем эксперимент (слайд 19). Вывод: Синонимы – наши большие друзья и помощники. Они близки по значению, но отличаются оттенками или сферой употребления. Синонимы сделают нашу речь яркой и интересной, но важно знать, чем они отличаются, в этом нам помогут словари (слайд 20). Обращение к рубрике «Наш помощник Интернет». (Ссылка на сайт www. gramota.ru. Работа со словарями). |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Слайд 10-11-12-13-14-15-16-17-18-19-20; www. gramota.ru. |
Методы контроля | Комбинированный. |
Форма организации деятельности учащихся | Закрепление и дальнейшее осмысление изученного материала. |
Функции (роль) учителя на данном этапе | Оценивание успешности познавательной деятельности учащихся. Коррекция знаний. |
Основные виды деятельности учителя | Контроль закрепления учебного материала |
ЭТАП 5. Подведение итогов. Домашнее задание. | Обобщение результатов работы на уроке. Применение учащимися знаний на практике, в нестандартных ситуациях, расширение и углубление знаний, полученных в классе. Дифференцированное домашнее задание: параграф 67, 1 группа – упражнение 357 (подобрать синонимы); 2 группа – упражнение 354 (найти синонимические ряды); 3 группа – упражнение 352 (составить текст по опорным словам синонимам) (слайд 21) |
Длительность этапа | 3 |
Рефлексия по достигнутым образовательным результатам. | Анализ изученного в соответствии с индивидуальными, умственными и психологическими особенностями ребенка. Рефлексия Я узнал… Было интересно… Особенно понравилось… Оказалось неожиданным… Вызвало затруднение… Было сложно… (слайд 22) |
Длительность этапа | 2 |