СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока биологии по теме: «Прорастание семян», 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе используется «Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы, к комплекту учебников созданных  под руководством В.В. Пасечника»

 

      Учебник - Пасечник В.В. Биология 6 класс

       Бактерии, грибы, растения.

       Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника 6 класс.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока биологии по теме: «Прорастание семян», 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области









ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ


6 класс

Тема: «Прорастание семян»






Выполнила:

Жарких Светлана Николаевна, учитель биологии

Стаж работы 27 лет

Соответствие занимаемой должности



Пояснительная записка.


Тема урока: « Прорастание семян».


Характеристика класса: 6 класс, 8 человек, дети из малообеспеченных и многодетных семей, уравновешенные, слабо мотивированные.



В работе используется «Программа для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы, к комплекту учебников созданных под руководством В.В. Пасечника»


Учебник - Пасечник В.В. Биология 6 класс

Бактерии, грибы, растения.

Рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника 6 класс.


Место урока в данной теме.

Данный урок в главе «Жизнь растений» рассматривается как урок изучения нового материала .

Количество часов в неделю – 1 час, количество часов в год – 34 часа.

На уроке применяется методика обучения биологии как науки и как учебного предмета, использование дидактических принципов обучения, формирование умений и навыков в процессе обучения, поисково-исследовательская деятельность, экологическое воспитание, личностно-ориентированный подход к обучению, здоровье-сберегающие технологии, иллюстрационный метод, эксперимент, ИКТ, проблемно-поисковые технологии, коммуникативно-диалоговые технологии, технологии развития умственной деятельности учащихся.

Формы обучения: групповая, индивидуальная, коллективная.

























Тема урока: «Прорастание семян».


Тип урока: урок открытия нового знания.


Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия:

- формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;

- уметь выбирать  способ и средства реализации  учебной цели;

- развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы  теоретического мышления);

-  осуществлять самооценку  собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.


Предметно - дидактическая цель: расширяет  базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов.


Планируемые образовательные  результаты:


Предметные


- пользоваться понятиями: проросток, прорастание;

- перечислять необходимые условия для прорастания семян;

- характеризовать основные этапы прорастания семян;

- выращивать растения из семян и ухаживать за ними;

- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Метапредметные


1.     Познавательные:

а.      научиться ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

б.     учиться строить высказывания;

в.     учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

2.     Коммуникативные:

а.      учиться слушать и понимать речь другого человека;

б.     учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;

в.     учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.

3.     Регулятивные:

а.      учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

б.     учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.


Личностные


1. Осознавать единство и целостность мира;

2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

3. Личностное самоопределение и смыслообразование.


Основные понятия, изучаемые на уроке: семя, проросток.


Учащийся  должен знать:


- условия необходимые для прорастания семян;

- зависимость прорастания семян от факторов окружающей среды;

- правила посева семян;

- рост и питание проростка.


Учащиеся должны уметь:

- Осуществлять поиск необходимой информации о воде, тепле, солнечном свете, их значения для развития растения на земле;

- Сравнивать информацию, полученную из собственных наблюдений и опыта;

- Делать выводы и обобщения на основе сравнения информации;

- Осваивать способы проращивания семян в воде;

- Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать наблюдения.


Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, доска, экран, компьютер, проектор, видеофрагмент «Прорастание семян», мультимедийная презентация, микроскоп, лупа, чашки Петри, набухшие семена фасоли.







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

(1-2 мин.)


Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Настраивает на работу и доброжелательную обстановку в классе.

- Давайте улыбнемся друг другу и будем работать с радостью.

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.


Коммуникативные УУД:

- учатся культуре общения.

Личностные УУД:

- самоопределение, смыслообразование


Этап. 

Актуализация знаний

(5 - 6 мин.)

Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях.



- На предыдущем уроке мы с вами говорили о передвижении веществ.  

Задания:

1. Вспомните,  какие вещества и по каким клеткам передвигаются в растении.

2. В каких органах растения происходит накопление питательных веществ?

3. Что такое сосудистые пучки? Какую функцию они выполняют?

Вспоминают ранее изученный материал.  




Формулируют ответы:

1.Органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам, а минеральные – по сосудам.

2. Питательные вещества накапливаются в видоизменённых  корнях, стеблях, сердцевине древесины, плодах и семенах.

3. Сосудистые пучки – проводящая ткань растений, по которым продвигаются  

питательные вещества к органам растения. Они тянуться от корней к листьям. Состоят из двух типов ткани - ксилемы, по которой продвигаются растворенные минеральные вещества вверх по растению, она располагается в центре пучка и флоэмы, по которой движутся органические вещества от листьев к корням, образует внешнюю оболочку пучка.

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать

Коммуникативные УУД:

- учатся культуре общения.        

Личностные УУД: смыслообразование и личностное самоопределение.

Этап. Целеполагание

(3-4 мин.)

Организует работу по  формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний.


Читает стихотворение Л. Соколик «Зарождение»

Я – зёрнышко, последователь жизни,
Учусь выживать, как росток.
Тянусь, чтобы Солнце увидеть,
Пробиваюсь к нему сквозь песок. 

Выйду в мир такой огромный,
Листья выращу и шипы,
Защищу свою жизнь от угрозы,
И от чьей-то тяжёлой ноги. 

Стану воином стойким и смелым – 
Деревом с пышной листвой,
Знаю: цветы мои нежные белые
Всех покорят красотой. 
Красота всегда быстротечна,
Но зато плоды налились.
Вижу: в них зародилась вечность – 
Это зёрнышко – новая жизнь. 


Проводит подводящий диалог.

- О чем пойдет речь?


- А что такое семя?











- Верно, ребята! О семенах вы уже многое знаете, но не все. А как человек называет то, что ему неизвестно? 

- Ребята, вот и тема нашего урока (Слайд 1)

- Прочитайте тему урока, какие вопросы у вас возникли после прочтения темы.

- Попробуйте сами сформулировать цели и задачи, решая которые, вы и откроете тайну прорастания семян.

Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.                    

Формулируют конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е формулируют, какие знания им нужны, и чему им надо научиться).

Предлагают и согласовывают с учителем тему (главный вопрос) урока. Осознают цель предстоящей деятельности.














Формулируют ответы:

- о семени, о прорастании семян.


- орган растения с запасом питательных веществ;
– это растение в зачаточном состоянии;
– в нем находится зародыш будущего растения;
– жизнь растения начинается с семени;
– с его помощью растение размножается и распространяется.


Формулируют ответы:  

– секреты;

– загадки;
– тайны.

Формулируют Тему урока «Прорастание семян».


Выдвигают версии цели урока и задачи.

Цель (Слайд 2):

  • Показать роль семени в индивидуальном развитии растений.

  • Дать понятие об условиях прорастания семян, росте и развитии проростка.

  • Продолжить формирование умений обсуждать проблемные вопросы, анализировать, работать с различными источниками информации.

Задачи (Слайд 3):

  • Развивать понятия о значении зародыша семени.

  • Вырабатывать умения по проведению наблюдений за опытами и объяснению результатов.

  • Научиться определять процент всхожести семян.

Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека;

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока) Личностные УУД:

- смыслообразование и личностное самоопределение.

Этап. Создание проблемной ситуации

(2-3 мин.)







Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и  фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Создает для учеников проблемную ситуацию.


- Что же нужно, чтобы из маленького твёрдого семени начало развиваться растение? (Слайд 4)

Выдвижение гипотез:

- питательные вещества

- вода;

- кислород;

- свет;

- тепло.

Познавательные УУД:

- учатся находить и использовать нужную информацию;

- учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием;

- учатся строить высказывания.

Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека;

- учатся выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- формирование  личностного и жизненного самоопределения.

Этап Планирование

(5-6 мин.)

Организует выбор способа и средств реализации  учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели.


Предлагает выполнить задания.

- Каким образом мы можем изучить тему урока?

- Что нам в этом поможет?

Выбирают способ  и средства для построения нового знания.

Работают в парах.

Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и  обсуждают его с учителем.                                        

Высказывают свои предположения (гипотезы):

-изучить материал учебника.


-учебник, текст, рисунки.

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);

- учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием;

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека;

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;

- учатся выражать свои мысли.

Личностные УУД:

- формирование  личностного и жизненного самоопределения

Этап. «Открытие» нового знания

(7-8  мин.)

Формирует основы  теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению.

Организует работу в паре. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь.  

Проводит подводящий диалог.

-Вспомните, что называется прорастанием?. (Слайд 5)




- Семена большинства растений до прорастания должны находиться в покое определенное время. Созревшее семя тем или иным путем попадает в почву. Что же происходит с ним после этого? Начинает ли оно прорастать сразу или для этого потребуется время?

- Оказывается, у большинства растений семена, попавшие в почву, не могут начать прорастать сразу. Им необходим период покоя – время, в течение которого происходит дозревание зародыша семени уже вне плода. Когда период покоя завершен, семена, попавшие в благоприятные условия, могут начать прорастать. Это означает, что находящийся в семени зародыш начинает расти и развиваться. Начинается процесс прорастания семян.
















Подводящий диалог.

- Почему некоторые семена не проросли? Вспомните признаки живого.













- Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем.


- А какие условия окружающей среды влияют на прорастание семян?


- Ответ на этот вопрос искали группы «Исследователей».

















- Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды.

Семена засухоустойчивых растений (просо) поглощают воды в несколько раз меньше собственного веса, семена огурцов и кабачков поглощают воды больше, чем просо. А вот семена риса, который всегда растет "стоя в воде", очень хорошо прорастает под водой.
























- Для роста зародыша нужна энергия, которая заключена в питательных веществах. Во время дыхания под действием кислорода энергия освобождается и используется зародышем для роста. Этот процесс сопровождается выделением тепла.

Дышат и сухие семена, если они живые. Но у сухих семян это процесс идет очень слабо. Поэтому следует сохранять семена в хорошо проветриваемых помещениях, содержать их в бумажных пакетах или мешках, но не упаковывать в полиэтиленовые пакеты, которые не пропускают воздух.






















- Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15, +18 градусов, это теплолюбивые растения. Их чаще сначала проращивают дома и в виде рассады уже высаживают в теплое время на грядки.

Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса. Это холодостойкие растения. Перечисленные особенности учитываются при определении сроков посева.


- Вручил однажды дедушка

Мне маленькое зернышко,

Сажай, сказал мне дедушка

Пока сияет солнышко!

Маленькое зернышко

Черненькое зернышко,

Легонькое зернышко-

Тоненький росток.

Ярко светит солнышко-

Вьется стебелек,

А на нем - цветок.


Вопрос:

- На какую глубину можно заделывать семена?














































Организует и проводит физкультминутку (Слайд 13):


Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

(Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр.


- Итак, мы уже определили, какие условия необходимы для прорастания семян? 



- Это экологические факторы неживой природы, они называются абиотическими. Достаточно ли этих факторов для прорастания? 

- Не хватает еще одного фактора окружающей среды. Какого? Нам поможет выяснить игра «Что? Где? Когда?».

Итак, «Черный ящик». Внимание, знатоки!

Этот фактор может быть минимальным, максимальным или даже отсутствовать. Минимальное и максимальное значение его резко противоположны по смыслу. В закрытом ящике фактор отсутствует, в открытом ящике фактор имеет максимальное значение. Внимание вопрос! Назовите экологический фактор, о котором шла речь. Укажите минимальное и максимальное значение данного фактора.




- Правильно, не прорастут на свету семена растений, приспособленных к прорастанию в темноте.

- Но чтобы семена остались живыми к моменту посадки, необходимо соблюдать условия хранения семян.

Семена закладывают на хранение хорошо просушенными.

В период прорастания семена активно дышат, выделяется энергия и тепло, семена нагреваются и могут от высокой температуры погибнуть, потерять всхожесть. Во влажных условиях могут появиться болезни, плесень, что тоже приводит к гибели семян. В зернохранилищах устанавливают вентиляцию, помещение систематически проветривают.

Семена перед хранением обрабатывают специальными препаратами от болезней и вредителей.

Также агротехника посева имеет большое значение.

Необходимо знать сроки посева семян.

Глубина заделки семян разных размеров.

Рыхление почвы перед посевом для сохранения влаги и воздуха.

Отношение семян к температурным условиям во время проращивания.

Свойства почвы

Поверхностное повреждение твердых оболочек некоторых семян (клевера, люпина, донника) в специальных машинах для ускорения всхожести семян. К зародышу быстрее проникает вода и воздух, а это ускоряет прорастание семян.


- Какой же вывод можно сделать из нашего урока?

Посмотрите ребята, я в руках держу небольшие, невзрачные семена, из которых, при наличии благоприятных условий, вырастают большие, красивые растения. Т.е. это семечко, пройдя через ряд волшебных изменений и преобразований, превращается во взрослое растение.

Работают в паре. Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение. Фиксируют в тетрадях своё «открытие».   Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.              


Отвечают на вопрос:

– это переход семян из состояния покоя к росту;

– это процесс образования молодого растения из семени.







Учащиеся наблюдают этот процесс, работая с учебником, рисунок 84, страница 109.

(просмотр видеофрагмента «Прорастание семян»)


Выясняют, что первым из семени появляется корешок, затем маленький побег, который становится через некоторое время похожим на молодое растение – проросток. 

Делают вывод: 

Способность прорастать называется всхожестью.

Выполняют практическую работу

«Определение всхожести семян»

Рассматривая в лупу семена фасоли, ученики определяют, что семена фасоли набухли, так как через микропиле в семена попала вода. Затем рассматривают семена в микроскоп и определяют, что первым из семени появляется корешок. Далее они наблюдают, что одни семена проросли, а другие – нет.

Формулируют ответы: 

В этих семенах мертвый зародыш, который мог погибнуть по нескольким причинам: неправильное хранение семян, переохлаждение, перегрев семян, семена поражены вредителями либо поражены болезнями, истек срок годности семян. Основные признаки живого: рост, развитие, обмен веществ, питание, дыхание, размножение.

Формулируют вывод.
Вывод: Те семена, которые проросли – всхожие, а которые не проросли – невсхожие. 







Выступление первой группы исследователей.

«Изучение необходимости воды для прорастания семян»

(Слайд 6)


В два стакана помещают одинаковое количество семян. В первом стакане семена оставляют сухими, а во второй немного воды. Через 3-4 дня в стакане, где была вода, семена проросли.

Формулируют вывод.

Вывод: (Слайд 7)

Вода необходима для прорастания семян, так как зародыш может потреблять только растворенные питательные вещества семени.













Выступление второй группы исследователей.

«Изучение необходимости кислорода для прорастания семян»

(Слайд 8)


В два стакана положили семена. В один - налили воды так, чтобы частично закрывала семена, в другой воды до краев. Оставили в тепле. Через несколько дней получили результат: семена частично залитые водой набухли и проросли, а полностью залитые водой - набухли, но не проросли.

Формулируют вывод.

Вывод: (Слайд 9)

Толща воды в стакане не пропускала к семенам воздух. Не получая кислорода, семена и зародыш погибли.

















Выступление третьей группы исследователей

«Влияние температурных условий на прорастание семян» (Слайд 10)


Одну часть семян поместили в теплое место, другую - в холодильник. Спустя несколько дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, а семена в холодильнике лишь слабо проклюнулись, а некоторые не проросли.

Формулируют вывод.

Вывод: (Слайд 11)

При проращивании необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.






























Выступление пятой группы экспертов

«Влияние глубины заделки семян в почву» (Слайд 12)

При посадке семян необходимо учитывать глубину заделки в почву. Для эксперимента мы взяли семена фасоли и посадили их в почву на разную глубину. В первом стакане семя поместили на глубину большую, чем требуют правила заделки, во втором – по правилам заделки на глубину до трех сантиметров. В первом случае семя дольше по времени всходило, во втором – быстрее и проросток развивался быстрее.


При посадке семян необходимо учитывать:

1. Глубина заделки зависит от размера семени:

а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют.
б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм.
в) крупные сеют на глубину до 5 см
г) средних размеров – на глубину 2-3 см

2. Глубина заделки семян зависит от качества почвы.

В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.


Выполняют упражнения.













Формулирует ответы:

Для прорастания семян необходимы: вода, воздух и тепло. 


-Используются питательные вещества семени в процессе прорастания, которые содержатся в семядолях и эндосперме. 



















Формулируют ответ: Это темнота и свет. Они оказывают влияние на прорастание семян. (Слайд 14)

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека;

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - формирование умения выражать свои мысли.

Регулятивные УУД:

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Личностные УУД:

- формирование жизненного самоопределения.

Этап.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания

(6-8 мин.)

Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия.

Предлагает выполнить задание (тест). Выводит его с помощью документ камеры на доску.

Организует подводящий диалог.







- Давайте вспомним тот вопрос, который я задала в начале урока и ответим на него.

Что же нужно, чтобы из маленького твёрдого семени начало развиваться растение? (Слайд 16)

Осмысливают задание (определяют последовательность действий).                                        

Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания. Выполняют тест (Приложение1).                                

Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи.





Формулируют ответ:

- Для развития растения необходимо, что бы семя проросло, при наличии воды, кислорода и тепла.

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию;

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.  

Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека;

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.  

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;  

Личностные УУД:

- осознают единство и целостность мира;

- формирование личностного и жизненного самоопределения

Этап. Рефлексия

(2-3 мин).

Оценка «приращения» знаний и достижения целей. 

Предлагает продолжить предложения:

1. Я не знал…

2.Теперь я знаю…

3.Знания, полученные на уроке могут пригодятся мне…..

Высказывания учащихся:


Познавательные УУД:

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.  

Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека;

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.  

Регулятивные УУД:

самоконтроль и коррекцию;  

Личностные УУД:

- формирование личностного и жизненного самоопределения

Этап. Домашнее задание

(2 мин).

Комментирует домашнее задание:

  1. Прочитать п.20 (задание обязательное для всех).

  2. Творческое задание. 

Сделайте аппликацию «Глубина посева семян». Для этого наклейте семена разных растений, которые можно высевать на разную глубину. Глубину посева семян условно отобразите на  своей работе.

  1. Задание 3 выполняется по выбору.

1 и 2 уровень:

Выберите правильный ответ:

А 1. Вода необходима для прорастания семян потому, что: 1) в воде находятся минеральные вещества 2) в воде растворены органические вещества 3) зародыш может использовать только растворенные в воде питательные вещества 4) при прорастании необходимо увеличить массу семян.

А 2. В опыте, выясняющем необходимость света для прорастания семян, были получены следующие результаты: семена проросли и на свету, и в темноте. Следовательно: 1) оба условия необходимы для прорастания семян 2) свет необходим для прорастания семян 3) свет не нужен для прорастания семян 4) опыт ничего не показал.

А 3. Содержание кислорода в герметично закрытом сосуде с прорастающими семенами по сравнению с содержанием кислорода в сосуде с сухими семенами: 1) меньше 2) больше 3) одинаково 4) зависит от вида растения.

А 4. Какие условия нужны для прорастания семян? 1) вода, свет, тепло 2) питательные вещества, целый зародыш, вода, тепло и воздух 3) почва 4) свет.

А 5. Чем питается зародыш прорастающего семени в первое время? 1) водой и минеральными веществами почвы 2) водой 3) питательными веществами, отложенными в эндосперме или семядолях 4) ничем не питается.

А 6. Требуется наиболее высокая температура (выше 10 градусов) для прорастания семян растений: 1) ячменя 2) ржи 3) моркови 4) дыни.

В 1. Определите последовательность событий при прорастании семени фасоли: А) появление семядолей и стебелька с почечкой Б) появление зеленых листочков В) появление корешка Г) сбрасывание семядолей Д) набухание семени

С 1. Какие из семян можно сажать глубже, чем остальные, и почему? Семена лука, огурца или фасоли.

Ответы: А 1-3; А 2 – 3; А 3 – 1; А 4 – 2; А 5 – 3; А 6 – 4; В 1 – ДВАБГ; С 1 - фасоли, так как содержит большой запас питательных веществ.

3 уровень.

Познавательные задачи.

1. К осени на деревьях и кустарниках созревают плоды и семена. Они осыпаются на землю. Казалось бы, что все условия для прорастания семян есть: еще тепло, осенью достаточно влажная почва, на поверхности почвы достаточно кислорода. Но семена не прорастают. Почему? И какое это может иметь значение?

2. Известно, что семена требовательны при прорастании к температуре. Но есть сельскохозяйственные культуры, которые сеют как весной, так и осенью. О каких культурах идет речь? Как проростки этих растений переживают зиму?

Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Личностные УУД:

- формирование личностного самоопределения.

Регулятивные УУД:

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

- мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.



Литература


  1. Буслаева Т.Н. Поурочное тестирование по ботанике. - М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.

  2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 класс. – М.: Вако, 2005. – 352 с.

  3. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменых растений - М.: Дрофа, 2014.- 207с.

  4. Учебное электронное издание. Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004.

  5. Ковалько В.И. Школа физкультминуток. - Москва: Вако, 2005г.


Электронные ресурсы


  1. festival.1september.ru

  2. nsportal.ru

  3. openclass.ru

  4. mirbiologii.ru

  5.  InternetUrok.ru

  6. pedsovet.su













ПРИЛОЖЕНИЕ 1



Тест: Выберите правильные утверждения.

1. При прорастании семена поглощают углекислый газ и выделяют кислород. (-)

2. При прорастании зародыш питается запасом питательных веществ эндосперма или семядолей. (+)

3. Проросшие зерновки пшеницы имеют сладковатый вкус. (+)

4. Проросток растения образуется в результате деления клеток зародыша. (+)

5. Мелкие семена лучше прорастают и дают сильные проростки. (-)

6. При дыхании семян выделяется тепло. (+)

7. Сухие семена не дышат. (-)

8. Проростки двудольных растений имеют мочковатую корневую систему. (-)

9. Для прорастания семян необходимы влага, воздух, тепло. (+)

10. Первым у проростка появляется корень. (+)



























Анализ

урока биологии в 6 классе

по теме « Прорастание семян».


В связи с приоритетным направлением новых образовательных стандартов для обеспечения их развивающего потенциала развитие личности в системе образования обеспечивается через универсальные учебные действия, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.

В ходе урока я ставила задачи: развитие УУД:

- определять тему урока, учебную цель и задачи через мотивацию, в результате которой возникла проблемная ситуация;

- организовать различные виды учебных действий для открытия новых знаний;

- проводить контроль и оценку своей деятельности.


Данный урок по типу - урок проблемно - диалогического обучения, урок построения новых знаний, в ходе которого постаралась формировать все виды УУД.

Так личностные УУД формировала через отделение знаний от незнаний, действия смыслообразования реализовала через установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. ради чего они изучают этот материал. А во-вторых вопрос об условиях прорастания семян имеет нравственно - этическое значение, т. к. знание этого вопроса потребуется для получения хорошего урожая овощей. А для нас, жителей сельской местности, это крайне важно.

Регулятивные УУД старалась формировать через организацию всей учебной деятельности учащихся на уроке:

- целеполагание осуществлялось на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё предстоит узнать, т. е. отделить знания от незнаний;

- контроль усвоения знаний и сличение его результата с заданным эталоном;

- коррекция в случае расхождения с эталоном и определение новых задач;

- оценка того, что усвоено, а что предстоит ещё усвоить (осознание качества и уровня усвоения).

В блоке обще учебных действий или познавательных УУД:

- учащиеся самостоятельно формировали цель и задачи, вели поиск необходимой информации из карточек и учебника;

- смысловое чтение и выбор необходимых характеристик;

- учащиеся учились устанавливать причинно- следственные связи, построение логической цепи рассуждений и доказательств (на проведённых опытах);

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

- на взаимодействии обучающихся с учителем и сверстниками;

- при работе в паре;

- в умении слышать и слушать друг друга;

- умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.

В ходе урока постоянно обращалось внимание на уже известные данные и ставились проблемные вопросы, проводилась индивидуальная рефлексия и групповая.

В конце урока была проведена рефлексия, когда учащиеся оценили свою работу и определили вопросы, над которыми предстоит ещё поработать дома (большинство учащихся не допустили ошибок). В ходе рефлексии создавала условия для осознания учащимися своей роли в достижении успеха.

Домашнее задание было дано в соответствие с уровнем усвоения материала на уроке и дополнительное - на интересе.

Урок поставленной цели достиг .