Зимой по улице бежит,
А летом в комнате лежит,
Но только осень настает,
Меня он за руку берет.
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой портфель.
В. Берестов
Добрый день, меня зовут Смотрова Д., а меня Володченко К. Мы представляем Займищенскую школу им. Ф.Г Светика. Тема нашей работы: «Влияние веса портфеля на осанку школьников».
Действительно, портфель наш верный спутник по дороге школьной жизни. Поэтому покупка портфеля на новый учебный год — это важное событие.
Школьные ранцы, набиты учебниками, это первая тяжесть, с которой приходится сталкиваться детям и сложив в новый красивый портфель все необходимые учебники, мы с трудом можем его поднять. Позвоночник в этом возрасте не рассчитан на большие нагрузки. Именно в школьном возрасте, когда происходит активный рост мышечной и костной массы, дети получают искривление позвоночника.
Мы считаем эту тему актуальной т.к. недостаточное изучение материала по данному вопросу и перегруженность ученического портфеля большим количеством учебников и тетрадей для занятий отрицательно влияет на здоровье учащихся.
Таким образом, мы свою работу посвятили изучению проблемы влияния ранца на здоровье школьника, в частности на осанку.
Цель нашей работы: изучить соответствие школьного ранца требованиям ГОСТа и антропометрическим данным, учащихся нашей школы.
Задачи которые мы себе ставили:
1. Изучить литературу по теме.
2. Изучить портфели обучающихся 5-6 классов на соответствие требованиям ГОСТа.
3. Получить информацию об антропометрических данных обучающихся 5-6 классов.
4. Составить вопросы анкеты и провести анкетирование родителей обучающихся 5-6классов.
5. Составить рекомендации по выбору правильного портфеля.
Объект исследования: учащиеся школы МБОУ Займищенской СОШ города Клинцы.
Предмет исследования: школьный портфель учащихся школы
Гипотеза: мы предполагаем, что тяжёлый ранец вредит здоровью.
Основными методами нашего исследования являются: социологический опрос, наблюдение и системный анализ.
Для начала мы изучили историю возникновения школьного портфеля и выяснили, что слово «портфель» пришло к нам из французского языка. Porter означает «носить», feuille – «лист». Это слово многозначное. Основное его значение – четырехугольная сумка с застежкой, обычно кожаная, для ношения деловых бумаг.
Так как кожаный портфель стоит достаточно дорого, для школьников стали шить портфели из винила. Портфели, которые носили в шестидесятые годы прошлого века, рассказывала моя бабушка, были сделаны из необычного материала: и не кожа, и не заменитель ее, а изготавливали из коленкора. Что же это за материал? Обратимся к словарям.
Коленкор – это покровный переплетный материал на тканевой основе со специальным покровным слоем.
Параллельно с портфелем, школьной сумкой, был ранец. Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам наёмные немецкие солдаты в XVII веке. И только лет через 150-200 слово перешло на ученическую сумку.
С конца 90–х и по настоящее время школьники носят рюкзаки, которые упрочили свои позиции в качестве школьной сумки. Само слово «ранец» постепенно выходит из употребления, уступая место слову «рюкзак». Рюкзак [нем. Rucksack], заплечный мешок для вещей, используемый туристами.
Мы решили выяснить взаимосвязь школьного рюкзака с осанкой. Так что же такое осанка? Осанка – привычное положение туловища человека в движении и состоянии покоя. Осанка формируется в течение многих лет, начиная с раннего детства. При правильной осанке фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой.
Неправильная осанка влияет не только на внешний вид, но и на неправильную работу внутренних органов.
В ходе своего исследования мы провели ряд экспериментов, демонстрирующих то, что большинство учеников имеют нарушения осанки.
По данным, полученным от школьной медсестры, мы узнали, что 25% учащихся нашей школы имеют нарушения осанки. В 5-6 классах показатель вот такой.
класс | % соотношение нарушений |
5а | 3 |
5б | 5 |
6а | 2 |
6б | 2 |
Итак, ранец или рюкзак? Как сделать правильный выбор?
Разница между ранцем и рюкзаком — в том, что у первого корпус твердый, у второго, наоборот, мягкий. Жесткий корпус защищает одновременно и ребенка, и содержимое ранца.
Рюкзаки всеми эти достоинствами не обладают — их можно покупать только подросткам, но и в этом случае лучше выбирать модели с уплотнённой спинкой.
Изучив, дополнительный материал мы выделили требования безопасности, предъявляемых к учебным изданиям ученическим портфелям и ранцам для детей и подростков.
Требования к школьным учебникам касаются как веса, так и оформления книг. При этом, максимальный вес 1 учебника не должен превышать:
- 400 г для 5 - 6 классов;
На современном этапе важным аспектом является выбор ранца или ученического портфеля, соответствующего требованиям. Вес портфелей, школьных ранцев должен быть для обучающихся средних и старших классов – не более 1000 грамм. Оптимальное соотношение веса ранца к весу ребенка составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка.
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 5-6-х - более 3 кг.
Мы решили выяснить, соблюдаются ли требования СанПин при изготовлении портфелей школьников. Первый этап нашего исследования заключался в том, чтобы в научных целях выяснить, какие портфели предпочитают учащиеся нашей школы. Было опрошено 30 учащихся, на вопрос какой портфель вы предпочитаете мнения учащихся 5-6 классов школы разделились пополам: 50% - рюкзак, 50% - сумку.
Занимаясь этой частью исследования, мы сделали несколько фотографий, которые подтверждают актуальность нашей исследовательской работы.
Далее необходимо было взвесить школьные портфели учеников 5-6 классов. Результаты нас просто поразили. Детям приходится ежедневно носить такие неподъемные сумки, которые не каждый взрослый сможет носить в течение учебного дня.
| класс | Средний вес пустого портфеля | Средний вес полного портфеля |
девочки | 5-6 | 1кг-30%,1.5кг-50%,2кг-20% | 3,5-25%,4кг-40%, от4,5кг до5кг-35% |
мальчики | 1кг-20%,1.5кг-50%,2кг-30% | 3,5-20%,4кг-35%, от4,5кг до5кг-45% |
Можно сделать вывод, что портфели учеников нашей школы превышают допустимую норму, как в пустом виде, так и в наполненном.
На родительском собрании в нашем классе родителям мы предложили «Как выбрать портфель для ребенка». Обработав полученные результаты, мы пришли к выводу, что 90% родителей руководствуются при выборе портфеля его удобством и практичностью, только 20% ответили на вопрос: Сколько должен весить портфель?, 85% - прислушиваются к мнению ребенка, 100% - известно, что не правильно купленный портфель влияет на осанку ребенка, а вот про критерии школьного ранца слышали только – 15%.
В заключении мы хотели сказать, что изучая историю портфеля, мнения и советы медиков мы узнали для себя много нового и интересного. Мы узнали, что такое осанка, как она важна для здоровья человека. В ходе работы мы поняли, что неправильное ношение тяжелых предметов может отрицательно сказаться на позвоночнике, и именно школьный ранец может стать другом или врагом для нашей спины. Надеемся, что и наши одноклассники воспользуются результатами данного исследования и ответственно отнесутся к нашим советам. Ученикам, у которых вес портфеля превышает установленные нормы, советуем:
1. При покупке портфеля смотреть на его вес;
2. Не носить в школу лишних школьных принадлежностей.
Мы предлагаем один из выходов из сложившейся ситуации взрослые облегчают себе жизнь, заменяя многочисленные документы, ноутбуками и планшетами, почему бы не придумать и нам что-нибудь такое, чтобы облегчить школьную жизнь. Как один из выходов из этой ситуации мы предлагаем замену учебников на электронную книгу.
Обязательно помните об осанке, ведь она – залог здоровья всего организма. Не забывайте и о гигиенических требованиях к портфелю. Мы надеемся, что наши одноклассники и их родители воспользуются составленной нами при помощи школьного врача «Памяткой по выбору школьного ранца» и рекомендациями к комплексу упражнений для укрепления осанки.
Спасибо за внимание.