Содержание
I. Введение……………………………………………………………………………3
II. Основная часть……………………………………………………………………5
1. Роль образования в формировании толерантности……………………………..5 2.Толерантность как значимое качество личности педагога………………… …..6 3.Профессиональная культура педагога в условиях
гуманизации общества……………………………………………………………..11
4.Принципы толерантности………………………………………………………………………14
III Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………………………………18
Приложение…………………………………………………………………………20
Введение
Я не согласен с тем, что вы говорите, но
пожертвую своей жизнью, защищая ваше
право высказывать собственное мнение.
Вольтер
Понятие терпимости (толерантности)
Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Таким образом, она связана со свободой инакомыслия в широком смысле этого слова, а не в том, который утвердился в политической сфере, близка к понятиям милосердия и снисхождения.
Важность этого феномена в современной жизни столь сильна, что в 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира[2].
Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других.
Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи; в связи с этим необходимо содействовать разработке методики преподавания терпимости на систематической и рациональной основе, вскрывая культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники терпимости, выступающие в качестве главных причин насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчужденности по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Обсуждая тему толерантности как способности, качества личности, отметим неприемлемость авторитарной позиции в общении педагога с учениками. Но подчеркнём необходимость развития диалога, сотрудничества в межличностных отношениях отношений.
Мастерство взаимодействия с подопечными жизненно необходимо педагогу. Без этого не может состояться профессионал.
Качество решения педагогических задач зависит от умения строить отношения с коллегами и учениками, устанавливать оптимальные межличностные контакты, основанные на толерантности. В её структуру входит: знание правил поведения в коммуникативных ситуациях, умение устанавливать контакты, культурно и корректно отстаивать свою точку зрения в спорах, умение понимать личностные особенности и эмоциональное состояние собеседника, управлять собственным эмоциональным состоянием.
Основная часть
1. Роль образования в формировании толерантности
Важнейшая роль в формировании толерантности в человеческих отношениях, толерантного сознания личности принадлежит гражданским общественным структурам, которые более полно выражают интересы граждан, населения любой страны.
Образование, представляющее собой общественный социальный институт, открытую социально-педагогическую систему, может взять на себя миссию — инициировать интерес к проблеме толерантности во внешней среде — в собственном обществе и международном сообществе в целом. Пятивековая история этого понятия позволяет нам с уважением относиться к развитию его содержания, проявлению новых значений.
Общественно-культурная целостность народа, цивилизации в целом, преемственность поколений во многом обусловлены ролью образования, как социального института общества. Общество задает цели и определяет содержание процесса воспитания и образования как в русле социализации личности — через углубление ее профессиональной компетентности, так и в направлении развития общекультурной компетенции (индивидуализации) — через приобщение личности к общечеловеческим ценностям, языку, культуре мышления, деятельности и общения.
Общекультурное содержание образования основано на обобщенном социальном опыте, накопленном специалистами в различных областях деятельности. Соответственно, образовательные компетенции включают в себя те общекультурные знания, которые относятся к социально значимому опыту, необходимому для обеспечения жизни граждан данного общества, в частности к опыту толерантности. Таким образом, проблема создания условий формирования толерантной культуры педагога является актуальной на современном этапе.
Целью профессиональной подготовки педагога является не только профессиональная компетентность, но и общекультурная — сформированная личностная позиция. Педагогическая профессия требует двойной подготовки — специальной и человеческой. Педагог должен быть тесно связан с общечеловеческой культурой, видами искусства, со способами деятельности во всем их своеобразии. Толерантность — профессионально необходимое личное качество педагога, диктуемое задачами, содержанием и характером его деятельности.
2. Толерантность как значимое качество личности педагога
Толерантность как проявление общественных взаимоотношений зависит от условий жизни, среды, в которой предстоит жить личности, от менталитета социума, в котором участвует каждый человек и который, в свою очередь, самым непосредственным образом влияет на его индивидуальность, мировоззренческие приоритеты, стереотипы его поведения. Именно менталитет социума, складывающийся веками, отражает специфику образа жизни того или иного народа, его традиции, верования, национально-этнические особенности, жизненные приоритеты и ценности, формы проявления толерантного сознания. Требуется тщательный анализ причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Это фактически новая социально-педагогическая проблема для педагогического сообщества.
Асмолов А. Г. в предисловии к сборнику «На пути к толерантному сознанию» рассматривает проблемы формирования нового направления в педагогике, становления педагогики толерантности, которая приходит на смену программам по конфликтологии. Толерантность рассматривается им как социальная норма, определяющая устойчивость к конфликтам в межкультурном обществе: «Если разнообразие людей, культур и народов выступает как ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость». Толерантность — это единство в многообразии[8, с. 6].
Педагогика толерантности предусматривает:
- создание социально-педагогических условий толерантного взаимодействия, толерантного образовательно-воспитательного пространства;
- создание условий культуры общения;
- развитие нового мышления, позволяющего принимать широкий спектр личностных качеств, индивидуальных и этнических проявлений человека;
- личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, основой которого являются субъект - субъектные отношения в системе «педагог — воспитанник — родители».
Развивая в себе способность толерантности, педагог должен учитывать факторы не только вербальной коммуникации. Мало обладать лишь теоретическими знаниями построения взаимоотношений, важно также как бы видеть по внешнему виду ученика его внутреннее состояние. Успех педагогического взаимодействия часто зависит от проницательности педагога, его чуткого внимания к жестам, интонации, речи, позе и другим средствам невербальной передачи информации.
Хочу отметить, что формирование толерантности связано с непрерывным самосовершенствованием педагога, наращиванием им профессионального и коммуникативного мастерства, развитием своих собственных внутренних, человеческих качеств.
Своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она по своей природе имеет гуманистический (человекообразующий) характер, который определяет развитие личности и ее творческой индивидуальности. Реализация двух основных функций — воспитания и обучения — требует от современного педагога следующих личностных параметров:
- тактичности, эмпатии, терпеливости, терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а если нужно, то и защищать;
- понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности;
- умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах.
Эти параметры участвуют в образовании гуманитарной (общей) культуры учителя как совокупности личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентаций и умений.
Личность учителя развивается и формируется в системе общественных отношений, в зависимости от духовных и материальных условий его жизни и деятельности, но прежде всего - в процессе педагогической деятельности и педагогического общения. Каждая из сфер труда педагога предъявляет особые требования к его личностным качествам; успешность педагогической деятельности во многом обусловлена уровнем развития определенных личностных качеств, взаимосвязанных между собой.
Список личностных свойств учителя весьма значителен (в алфавитном порядке): вдумчивость, вежливость, взыскательность, внимательность, воспитанность, впечатлительность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброжелательность, добросовестность, доброта, идейная убежденность, инициативность, искренность, коллективизм, критичность, логичность, любовь к детям, наблюдательность, настойчивость, общительность, организованность, ответственность, отзывчивость, патриотизм, педагогическая эрудиция, политическая сознательность, порядочность, правдивость, предусмотрительность, принципиальность, самокритичность, самостоятельность, скромность, смелость, сообразительность, справедливость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность.
Важным фактором социальной адаптации к стрессовым ситуациям является развитая социально-психологическаятолерантность (терпимость) личности педагога. Нетерпимость в значительной мере обусловлена стереотипами личности, негативными установками межличностного оценивания. На ее проявление могут влиять различные черты характера: агрессивность, эгоцентричность, доброжелательность, доминантность и др.
В работе А. А. Реан и А. А. Баранова выявлено преимущество педагогов высокого уровня педагогического мастерства по уровню развития социально-психологической толерантности (на основе показателей раздражительности и реактивной агрессивности) над учителями низкого уровня педагогического мастерства, что существенно влияет на степень стрессоустойчивости педагогов. Нетерпимость низкоуспешных педагогов повышает их подверженность стрессу. Падение показателей раздражительности при снижении агрессивности служит доказательством положительного вклада толерантности в стрессоустойчивость высокоуспешных педагогов.
В Декларации принципов толерантности подчеркивается: «...Наиболее эффективное средство в предупреждении нетерпимости — воспитание. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Воспитание в духе терпимости следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения терпимости, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения»[2]. Воспитание культуры толерантности направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Одновременно оно способствует формированию у детей и молодёжи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Одним из направлений политики и современных программ в области образования является улучшение взаимопонимания, укрепление солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
В документах Министерства образования Российской Федерации толерантность «звучит» достаточно устойчиво. Так, в Законе Российской Федерации «Об образовании» отмечается «необходимость содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов». Разрабатывается и реализуется единая государственная политика по формированию толерантности и профилактике экстремизма, о чем свидетельствует принятая Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001—2005 гг.», ориентированная на дальнейшее развитие гуманистических традиций в российском обществе. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что при переходе к постиндустриальному, информационному обществу, при расширении масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности.
Роль педагога, реализующего этот социальный заказ, велика. По сути, педагог — связующее звено между поколениями, носитель общественно-исторического опыта. Несомненно, что главным в профессиональной культуре педагога должны быть такие духовные ценности, как любовь, свобода, совесть, вера, ответственность и толерантность, но не как терпимость, а как способность жить вместе, способствовать развитию другого. Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения, здоровьесберегающее образовательно-воспитательное пространство в достаточной мере зависит от сформированности позитивных отношений, социально-педагогических условий взаимодействия как сотрудничества, совершенствования коммуникативной сферы личности как воспитанника, так и педагога. Шадриков В. Д. полагает, что одной из задач, стоящих перед современным образованием, является воспитание личности с неидеологизированным мышлением, то есть личности конструктивно мыслящей, личности, допускающей множественность истин и считающей это естественным явлением, личности, которая уважает позицию другого, личности терпимой, нравственной[15]. Айнштейн В. в своей статье «О проблеме воспитания в вузе» также акцентирует нравственную сторону воспитания, воспитание нравственной личности, под которой он понимает личность, обладающую высокими моральными качествами, гражданственностью, толерантностью. Так или иначе, все упомянутые точки зрения сходятся в одном: целью современного образования является в первую очередь формирование культурной личности[1, с. 75—82]. Попов Л. придерживаясь этой же точки зрения, считает, что основой всего воспитания является процесс формирования нравственной культуры, которая является одним из основных компонентов профессиональной культуры педагога
3. Профессиональная культура педагога в условиях гуманизации общества
Профессиональная культура педагога представляет собой выражение зрелости и развитости социально и личностно значимых ценностных характеристик, реализованных в его профессиональной деятельности, Профессиональная культура — это сочетание компетентности и профессионализма в определенной области знаний с собственно педагогической культурой личности, готовой не только к передаче знаний, но и к созданию гуманной развивающей среды в образовательном процессе. Приоритетным в условиях гуманизации становится социально-психологический и коммуникативный аспект личностной и профессиональной культуры педагога, основой чего должна стать социокультурная толерантность. Зиновьев Д. В. дает определение социокультурной толерантности как морального качества: «Социокультурная толерантность — это моральное качество личности, характеризующее терпимое отношение к другим людям, независимо от их этнической, национальной либо культурной принадлежности, терпимое отношение к иного рода взглядам, нравам, привычкам; необходима по отношению к особенностям различных культурных групп или к их представителям. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Выражается в стремлении достичь взаимного уважения, понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения». Основными характеристиками данного морального качества личности являются уважение, симпатия, доброта[4, с. 50—61].
В современных условиях отказа от авторитарной педагогики такие структурные состовляющие профессионально-педагогической культуры педагога, как социально-психологическая и коммуникативная культура, становятся личностно и социально значимыми.
Таким образом, выявление базовых компонентов социально-психологической компетентности педагога является актуальным. Социально-психологическая компетентность — это «способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных взаимоотношений»[12].
Состав социально-психологической компетентности:
- умение ориентироваться в социальных ситуациях;
- умение правильно определять личностные способности и эмоциональные состояния других людей;
- умение выбирать адекватные способы общения с людьми и реализовывать их в процессе взаимодействия;
- умение создавать нравственные отношения в субъект-субъектном взаимодействии;
- умение поставить себя на место другого.
Понятие коммуникативной культуры личности достаточно широкое: разнообразие источников информации предполагает и широкий диапазон умений пользоваться ими. Коммуникативная культура проявляется и в работе с печатной информацией, и в умении прогнозировать предстоящий процесс коммуникации, и в отборе и структурировании учебной информации при использовании различных источников. Однако основной сферой проявления коммуникативной культуры является педагогическое общение. Обучение — это двухсторонний процесс, в котором педагогу отводится роль не столько передающего знания, сколько руководителя, вдохновителя и организатора. Структура отношений «учитель — ученик» представляет собой систему социальных связей — от самых простых пространственных, психических и социальных контактов и до самых сложных социальных действий и взаимоотношений, имеющих устойчивый характер. В системе отношений «учитель — ученик» взаимодействующие стороны, по своему содержанию и силе воздействия друг на друга, не равноценны и наиболее активной их стороной является педагог. Именно нравственные взгляды и убеждения учителя, чувства и потребности, а главное, его поступки оказывают решающее влияние на складывающиеся отношения между ними. Если нравственные отношения между педагогом, учеником и коллективом воспитанников складываются неправильно, то причину этого педагог должен искать, прежде всего, в себе, поскольку он выступает ведущим субъектом отношений в педагогическом процессе. Уважать каждого воспитанника, видеть в нем личность — это сложная работа ума и сердца педагога.
Тщательное изучение всех социологических аспектов поведения человека выявило основной социальный конфликт: образование — человек — культура. Оценка деятельности педагога с точки зрения социального результата может быть следующей: ни одна система не может поддерживать эмоциональную стабильность и духовную целостность, не имея общей стратегии с социальными факторами, находящимися вне общеобразовательного учреждения, пути морального приспособления к среде как средства обеспечения жизнедеятельности личности.
4. Принципы толерантности
Воспитание толерантности требует учитывать современные реалии, особенности наших традиций и культуры, готовность сознания людей к тем или иным изменениям и особенности объективно сложившихся условий, основные принципы толерантности.
К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:
- отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений. Подобно тому, как в христианстве «проповедь и пример» являются способами обращения в свою веру, идея толерантности может стать своеобразным направлением, объединяющим единомышленников;
- умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом, формируя определенные нравы;
- толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;
- принятие другого, который может отличаться по разным признакам — национальным, расовым, культурным, религиозным и т. д. Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Деятельность по формированию толерантного сознания личности может быть более успешной при косвенной работе в данном направлении через организацию реального социокультурного межличностного взаимодействия, нежели только просветительским путем. Важнее не знать понятие «толерантность» и понимать это слово, а быть толерантным по отношению к иному, другому, к изменениям. Побочным эффектом введения понятия «экология» в массовое сознание стало то, что экология стала «грязной или чистой», а формирование экологического сознания, которое должно отражаться в повседневном поведении, а не только в демонстративных акциях, практически незаметно. Дабы избежать подобной участи категории толерантности, необходимо находить такие формы работы, которые реально способствовали бы ее воспитанию, а не только приобретению в словарном запасе нового слова.
Один из вариантов реальной, предметной основы, способствующей организации социокультурного взаимодействия, в процессе которого создается благоприятная среда, воздействующая на расширение границ толерантности, — этоучебно-исследовательская деятельность обучающихся как одно из условий совместного творческого поиска неизвестного воспитанником и педагогом. Таким образом, диалог становится основной формой взаимодействия одного человека с другим человеком.
Разработка конкретных педагогических методов, связанных с воспитанием толерантности на разных ступенях образования, должна сопровождаться взаимодействием с различными источниками информации (например, в СМИ, в мероприятиях, актуализирующих разные виды совместной деятельности), развитием человеческих контактов на всех уровнях, причем внимание должно уделяться активным формам взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах человеческой деятельности — на организации досуга, общении на конференциях, фестивалях
Заключение
Таким образом, толерантность являет собой новую основу педагогического общения педагога и воспитанника, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у воспитанников культуры достоинства, самовыражения личности. Ориентация педагога на постижение смысла поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.
Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.
Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.
Список литературы
1. Айнштейн В. О проблеме воспитания в вузе // Высшее образование в России. 1998. № 3.
2. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 01.01.01 года // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001.
3. Закон «Об образовании». М.: Изд-во Дом ИНФРА-М, 20с.
4. Зиновьев Д. В. Социокультурная толерантность — ее сущностные характеристики // Парадигма. 1998. № 1.
5. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 19с.
6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 20с.
7. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие. М.: Высш. шк., 19с.
8. На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 20с.
9. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 19с.
10. Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования // Высшее образование в России. 1998. № 3. С. 40—46.
11. Попов Л. Воспитание без этики? // Высшее образование в России. 1996. № 3.
12. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 19с.
13. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2002. № 7. С. 3—12.
14. Толерантность: взгляд, поиск, решение. М.: Вербум-М, 20с.
15. Шадриков В. Д. Деятельность и способность (Программа «Обновление гуманитарного образования в России»). М.: Издательская корпорация «Логос», 19с.
16. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.
17. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.
18. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2гг) « Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования 2001, № 20.