Трудности при обучении письму
Довбня Светлана Владимировна учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №8»
Письменные упражнения шлифуют речь,
а упражнения в речах оживляют письменный стиль.
Квинтилиан
С трудностями при обучении письму сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно просто, другие мучаются сами, доставляют немало хлопот и родителям, и учителю. Дети, испытывающие трудности обучения письму, требуют особого внимания. Естественно, они осложняют работу в классе, замедляют общий темп, требуют индивидуального подхода.
Трудности обучения письму могут быть связаны или вызваны самыми разными причинами: недостаточной готовностью к школе, дефицитом или задержкой в развитии различных функций (зрения, моторики, слуха), задержкой речевого развития, отклонениями в состоянии здоровья и т.п.
«Дисграфия» (от греческого dys – расстройство, grapho – пишу) – нарушение (расстройство) письма, при котором наблюдаются замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов, а также слияние слов. Дисграфия обусловлена нарушением речевой системы в целом или недоразвитием речи. В основе дисграфии обычно лежат неполноценность фонематического слуха (слуха на речевые звуки) и недостатки произношения, препятствующие овладению фонематическим звуковым составом слова.
Характер нарушений письма, имеет свои особенности, но можно выделить в качестве критериев плохого освоения навыка письма или трудностей обучения следующие показатели:
1.Нестабильность графических форм, которая проявляется в значительной вариативности высоты, протяженности и наклона, в несоблюдении пропорций и соотношений частей букв. Если такие нарушения встречаются более, чем в 50% всех букв, мы и констатируем нарушение почерка;
2.Неправильное начертание букв, либо неправильная траектория движения при выполнении букв;
3.Смешение и замена одних букв другими (вместо б – п, д – т, г – к, з – с и т.д.);
4.Пропуски букв, недописывание слогов, слов, замена и удвоение слогов;
5. Очень медленный темп письма, низкая плотность работы;
6. Тремор (дрожание руки), который проявляется в дополнительных штрихах, дрожащих линиях, а при сильном треморе – в «бисеринках» утолщений на линии письма.
7.Трудность выполнения связных движений, «печатание» букв.
Все встречающиеся в письме нарушения можно разделить на три основные группы:
Нарушения письма, связанные с нарушениями моторики, пространственного восприятия и зрительно – моторных координаций. Эти нарушения в большей степени отражаются в почерке и определяют внешнюю картину письма, качество почерка;
Нарушение письма, связанные с задержкой речевого развития, с нарушениями фонетико – фонематического восприятия (звуко – буквенного анализа). Эти нарушения отражаются в заменах. Пропусках, перестановках, слияниях слов и т.п., а почерк может быть очень хорошим;
Комплексные нарушения – сочетание нарушений первого и второго вида.
Как правило, у детей с нарушениями в развитии моторных функций очень трудно идет процесс освоения конфигурации букв, они никак не могут понять соотношение частей, их расположение на строке. Буквы у них чаще большие, «растопыренные», все линии неровные, много дополнительных штрихов. Пишут эти дети с большим напряжением, и почерк резко ухудшается даже при незначительном увеличении скорости письма. Чаще всего родители и учитель считают, что ребенок «не хочет», «не старается», ведь все остальное может у него получаться очень хорошо: и чтение, и математика, и другие предметы. Но, обратить нужно внимание, эти дети плохо владеют ножницами, «не любят» лепить и рисовать, то есть не любят именно то, что не очень получается. Чем можно помочь таким ученикам? Во – первых, необходимы самые разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук: мозаика, вышивание, лепка и перебирание мелких деталей, вязание и склеивание мелких деталей, можно нанизывать пуговицы, бусины на нитку, можно раскрашивать небольшие поверхности картинок. Ни в коем случае нельзя учить этих детей писать безотрывно. Необходимо усилить внимание при изучении каждой буквы на расположение её частей, направление штрихов. На начальном этапе обучения большие по объёму письменные задания, многократное переписывание могут дать обратный эффект, т.к. эти дети пишут с большим напряжением, а, значит, быстро устают. Лучше, чтобы задание было не очень большим по объёму, не ограничивалось по времени, а основная задача была – написать букву правильно. Очень часто нарушение письма детей связаны не столько со степенью сформированности навыка, сколько с его функциональным состоянием, усталостью, сниженной работоспособностью, поэтому важно соблюдать режим, целесообразно исключить дополнительные внешкольные нагрузки, недопустимо приготовление уроков по вечерам.
Важнейшим элементом письма на первых этапах обучения является звуковой анализ слов или звуко – буквенный анализ, как принято в педагогике. На этом этапе обучения звуковой анализ слова, выделение фонем, перевод их в графемы осуществляется осознанно и если в этот момент формирования навыка не уделить достаточное внимание звуко – буквенному анализу, не дать ребёнку достаточное и необходимое время для проведения этой работы, успешного формирования навыка не будет. Анализ трудностей обучения письму показывает, что именно нарушения, связанные с недостатками звуко – буквенного анализа, наиболее часты.
Особая «группа риска» при обучении письму – это леворукие дети (особенно при переучивании). У леворуких детей при переучивании проявляется практически весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма.
Итак, главная задача учителя: увидеть этих детей, убедить родителей как можно быстрее начать работу с логопедом по корректировке звукопроизношения, формированию фонетико- фонематического слуха, не надеяться, что это произойдёт само собой и усилить работу с этим учеником по звуко – буквенному анализу.