СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудности обучения письму

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приёмы работы над преодолением трудностей при обучении письму.

Просмотр содержимого документа
«Трудности обучения письму»

«Трудности обучения письму»

МКОУ Добромысловская СОШ,

учитель начальных классов : Исакова Г.И.

Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Известный отечественный психолог А.Р. Лурия, одним из первых проанализировавший психофизиологические механизмы процесса письма, отмечал: « для того чтобы учащийся мог научиться писать он должен ( слайд 2)

Но это ещё не письменная речь, а только владение техникой письма, которое условно можно разделить на три основных этапа:

( слайд 3)

Многие ученики начальной школы в процессе формирования навыков «застревают» на втором этапе и не переходят к третьему. Графически и орфографически правильное письмо затруднено, а письменная речь остаётся несформированной.

C трудностями при обучении письма сталкиваются многие дети. Но одни преодолевают их довольно просто (чаще они спокойны, уравновешены, здоровы, и у них нет каких –либо других школьных трудностей), другие мучаются сами, доставляют немало хлопот и родителям и учителям. Такие дети представляют собой достаточно разнородную группу. Различны происхождение трудностей, их причины, а также проявление и характер.

Чисто «техническое» выполнение самого процесса письма чаще всего осложняется тем, что у детей 6-7 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость к статическим нагрузкам. Кроме того, у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звуко-буквенного анализа, что создаёт дополнительные трудности.

При обучении письму на начальном этапе у некоторых моих учащихся возникали такие трудности: формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента), формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента ( буквы у, д, з, м); неспособность скопировать, букву (неровные штрихи, тремор); неустойчивый почерк (различная высота и протяжённость графических элементов, сильный нажим), не «видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы . Возможные причины типичных ошибок письма – недостаточная сформированность зрительного и пространственного восприятия, моторных функций, нарушение координации движений, зрительной памяти.

Для преодоления этих трудностей при формировании навыка письма, я обратилась к технологии обучения письму Е.Н. Потаповой. В своей работе я не использую полностью данную методику, а беру элементы, которые считаю необходимыми и те, что дают положительный результат, анализируя из своего опыта и опыта других коллег, применяющих данную методику.

( Слайд 4) Слайд 5,

Дети обводят геометрические фигуры, штрихуют их, составляют из них простейшие предметы. После такой работы они могут приступить к работе с другими трафаретами ( с изображением предметов и фигур животных. Штрихуют не только параллельными отрезками, но и разными по длине и ширине , и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями, раскручивают спирали. Работа со штриховкой очень увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не чувствуют утомления, как при работе в прописи. В процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности. Эти упражнения развивают зрительно-моторные координации.

Слайд 6. Дети выполняют не только штриховку на обучении грамоте, но и на уроках математике, работая с геометрическими фигурами. Сначала выполняют в тетради в клетку, затем постепенно переходят в линию, и можно в нелинованном альбоме. Любое задание должно быть направлено на отработку лишь одной задачи, одного нарушения. Только после того как ребёнок будет выполнять это задание правильно, можно перейти к отработке следующего нарушения.

2 этап ( слайд7) , ( слайд 8 ) Такой метод позволяет формировать в сознании ребёнка образ буквы и её соединений. В процессе этого идёт не только тренировка детской руки, но и, что самое главное, развитие мышления от абстрактного к конкретному.

3 этап (Слайд 9. ), ( слайд 10)

С помощью вкладыша букв у детей вырабатывается правильный наклон букв и закрепляются приобретенные навыки: направление письма, написание буквы, её элементов.



Слайд11

Различные практические задания и упражнения для преодоления ошибок письма, ученик может обойтись без трафарета, выполнять на компьютере , а также с помощью Интерактивной доски, при написании каждой буквы ученик следит глазами за стартовой точкой и ручкой, что позволяет проследить за всем процессом письма буквы и повторить самому. Такие упражнения повышают интерес к письму и дают положительные результаты.

В своей работе я применяю методическую литературу: Е.Н.Потаповой «Радость познания», Безруких «Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму, а также материалы дистанционных курсов, которые я прошла, Безруких « Трудности обучения письму и чтению в начальных классах».