«Трудности обучения письму»
МКОУ Добромысловская СОШ,
учитель начальных классов : Исакова Г.И.
Письмо и чтение – базовые школьные навыки, без эффективного владения которыми обучение затруднено или просто невозможно. Известный отечественный психолог А.Р. Лурия, одним из первых проанализировавший психофизиологические механизмы процесса письма, отмечал: « для того чтобы учащийся мог научиться писать он должен ( слайд 2)
Но это ещё не письменная речь, а только владение техникой письма, которое условно можно разделить на три основных этапа:
( слайд 3)
Многие ученики начальной школы в процессе формирования навыков «застревают» на втором этапе и не переходят к третьему. Графически и орфографически правильное письмо затруднено, а письменная речь остаётся несформированной.
C трудностями при обучении письма сталкиваются многие дети. Но одни преодолевают их довольно просто (чаще они спокойны, уравновешены, здоровы, и у них нет каких –либо других школьных трудностей), другие мучаются сами, доставляют немало хлопот и родителям и учителям. Такие дети представляют собой достаточно разнородную группу. Различны происхождение трудностей, их причины, а также проявление и характер.
Чисто «техническое» выполнение самого процесса письма чаще всего осложняется тем, что у детей 6-7 летнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость к статическим нагрузкам. Кроме того, у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звуко-буквенного анализа, что создаёт дополнительные трудности.
При обучении письму на начальном этапе у некоторых моих учащихся возникали такие трудности: формирования зрительного образа буквы (трудность запоминания конфигурации графического элемента), формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента ( буквы у, д, з, м); неспособность скопировать, букву (неровные штрихи, тремор); неустойчивый почерк (различная высота и протяжённость графических элементов, сильный нажим), не «видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы . Возможные причины типичных ошибок письма – недостаточная сформированность зрительного и пространственного восприятия, моторных функций, нарушение координации движений, зрительной памяти.
Для преодоления этих трудностей при формировании навыка письма, я обратилась к технологии обучения письму Е.Н. Потаповой. В своей работе я не использую полностью данную методику, а беру элементы, которые считаю необходимыми и те, что дают положительный результат, анализируя из своего опыта и опыта других коллег, применяющих данную методику.
( Слайд 4) Слайд 5,
Дети обводят геометрические фигуры, штрихуют их, составляют из них простейшие предметы. После такой работы они могут приступить к работе с другими трафаретами ( с изображением предметов и фигур животных. Штрихуют не только параллельными отрезками, но и разными по длине и ширине , и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями, раскручивают спирали. Работа со штриховкой очень увлекает детей, доставляет им удовольствие, они не чувствуют утомления, как при работе в прописи. В процессе работы развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, общая культура, активизируются творческие способности. Эти упражнения развивают зрительно-моторные координации.
Слайд 6. Дети выполняют не только штриховку на обучении грамоте, но и на уроках математике, работая с геометрическими фигурами. Сначала выполняют в тетради в клетку, затем постепенно переходят в линию, и можно в нелинованном альбоме. Любое задание должно быть направлено на отработку лишь одной задачи, одного нарушения. Только после того как ребёнок будет выполнять это задание правильно, можно перейти к отработке следующего нарушения.
2 этап ( слайд7) , ( слайд 8 ) Такой метод позволяет формировать в сознании ребёнка образ буквы и её соединений. В процессе этого идёт не только тренировка детской руки, но и, что самое главное, развитие мышления от абстрактного к конкретному.
3 этап (Слайд 9. ), ( слайд 10)
С помощью вкладыша букв у детей вырабатывается правильный наклон букв и закрепляются приобретенные навыки: направление письма, написание буквы, её элементов.
Слайд11
Различные практические задания и упражнения для преодоления ошибок письма, ученик может обойтись без трафарета, выполнять на компьютере , а также с помощью Интерактивной доски, при написании каждой буквы ученик следит глазами за стартовой точкой и ручкой, что позволяет проследить за всем процессом письма буквы и повторить самому. Такие упражнения повышают интерес к письму и дают положительные результаты.
В своей работе я применяю методическую литературу: Е.Н.Потаповой «Радость познания», Безруких «Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму, а также материалы дистанционных курсов, которые я прошла, Безруких « Трудности обучения письму и чтению в начальных классах».