СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цепи питания практическая работа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Цепи питания практическая работа»

Практическая работа на тему : 1Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.» Составление цепей, сетей питания.


Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

  1. Сообщество организмов разных видов тесно взаимосвязанных между собой называют …………. .

  2. В его состав входят: растения, животные, …………. , …………. .

  3. Совокупность живых организмов и компонентов неживой природы, объединенных обменом веществ и энергии на однородном участке земной поверхности называют …………….. или …………… .

  4. Фитоценозом определяется ………… структура.

  5. Закономерность, отражающая прогрессивное уменьшение массы, энергии или особей каждого последующего звена пищевой цепи – это ……

  6. Общая суммарная продукция фотосинтеза – это ……. ………

  7. Средообразующие виды называются ………..


Задание 2. Прочитайте внимательно стихотворение древнеримского поэта Овидия. Найдите в нем пищевые связи. Составьте цепи питания. Цепи питания обозначаются как последовательность звеньев, соединенных стрелками. Определите и подпишите: продуцентов, консументов и редуцентов. Сравните цепи питания и установите сходство между ними. Назовите способ питания растений и животных.

… Свирепый волк с кормящею волчат

Волчицей – гроза невинных стад;

Орел, стремясь из-под небес стрелою

Грозит голубке смертью злою;

Голубка ж, как овца должна,

Кормясь губить ростки и семена.

Охотнице сове средь ночи темной

Не жаль певца любви и неги томной,

А соловей съедает светляка,

Не посмотрев на прелесть огонька.

Светляк же, ночи светоч оживленный,

Вползая вверх, цветок съедает сонный…



Задание 3. Составьте цепь питания, включив в нее перечисленные организмы: гусеница, кукушка, дерево с листьями, канюк, почвенные бактерии. Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. Определите, сколько трофических уровней содержит данная цепь питания. Определите, какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Сделайте вывод.



Задание 4. Составьте пищевую сеть биогеоценоза тундры, включив в нее все перечисленные организмы: ягель, северный олень, лемминг, белая сова, волк, песец, бактерии, белая куропатка, карликовая ива и другие высшие растения.


Задание 5. Определите, сколько трофических уровней существует в следующих пищевых цепях:

А. Сок розового куста – тля – паук – насекомоядная птица – хищная птица

Б. Хвоя сосны – сосновый шелкопряд – большая синица – ястреб – пухоед

В. Листовая подстилка – дождевой червь – землеройка – горностай.

Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. Определите, какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Объясните, почему количество звеньев пищевых цепей в природе ограничено. Сравните эти цепи питания, определите черты сходства и различия.

Задание 6.

1. В агроценозе пшеничного поля растения пшеницы и сорняков являются:

а) консументами I порядка б) консументами II порядка в) редуцентами г) продуцентами


2. Какое животное может занимать уровень консументов второго порядка?

а) заяц-беляк б) полевая мышь, в) ястреб г) мох


3. Наиболее длинные пищевые цепи формируются в

а) тундре б) широколиственном лесу в) степи г) тропическом лесу


4.В какой последовательности надо расположить звенья пищевой цепи:

а) паук б) яблоня в) тля г) синица д) ястреб


5. К какой группе относятся бактерии гниения, обитающие в почве?

а) продуцентов б) консументов I порядка в) консументов II порядка г) редуцентов


6. Какое животное может занимать уровень консументов первого порядка?

а) тигр б) олень в) лиса г) пантера


7. В экосистеме основной поток вещества и энергии передается:

а) от редуцентов к консументам и далее к продуцентам; б) от консументов к продуцентам и далее к редуцентам;

в) от продуцентов к консументам и далее к редуцентам; г) ни один ответ не верен.


8. Цепи питания какой экосистемы начинаются с отмерших остатков?

а) дна водоема; б) поверхностного слоя воды; в) заливного луга; г) лиственного лиса


9. На каком из трофических уровней доступно больше всего энергии?

А) продуценты; б) редуценты; в) консументы 1-го плорядка; г) консументы 2-го порядка


10. Длина пищевых цепей в БГЦ ограничена:

А) несъедобностью большинства продуцентов;

б) потерей большей части энергии при передаче с одного трофического уровня на другой;

в) питанием травоядных только одним видом растений;

г) более низким видовым разнообразием и биомассой жертв по сравнению с хищниками.







Практическая работа на тему : 2. «Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии»

Цель: закрепить умения решения элементарных задач по экологии; научиться составлять сети и цепи питания, решать задачи на составление экологических пирамид.

Оборудование: инструктивные карточки, таблицы, методические рекомендации

Ход работы: Решите задачи:

1.Масса лисы – 15 кг; если считать, что основной рацион лисы составляют грызуны, а продуктивность наземной растительности на 1 м2 – 300г, то какова необходимая площадь (в га) соответствующего биоценоза для проживания животного? Из указанной массы лисы 50% составляет вода.

2.Биомасса планктона на 1 м2 составляет 600 г. По правилу экологической пирамиды определите площадь (в га) соответствующего биоценоза, которая может прокормить белого медведя массой 500 кг (60% - вода) в цепи питания:

П ланктон рыба тюлень белый медведь.

3.Биомасса сухого сена с 1 м2 луга составляет 200 г. На основе правила экологической пирамиды определите, сколько га луга необходимо, чтобы прокормить на протяжении года одного ученика массой 58 кг (из них 65% составляет вода ) в цепи питания:

Т рава корова человек

4.В сутки взрослому человеку необходимо в среднем 10000 кДж энергии. На протяжении одного года 1 га кукурузного поля поглощает 76 650 00 кДж солнечной энергии, из которых только 2% аккумулируется в виде прироста сухого вещества.

5.Известно, что средняя масса волка достигает 40 кг. Если предположить, что волчонок с месячного возраста, имея массу 1 кг, питался исключительно зайцами (средняя масса 2 кг), то подсчитайте, какое количество зайцев съел волк для достижения массы 40 кг и какое количество растительной пищи съели зайцы?

6.В гнезде стрижа 4 птенца. Во время вылупления из яиц их масса одного составляла 10 г. При переходе к самостоятельному питанию, масса каждого была около 50 г.. Какую массу и сколько насекомых (средняя масса 0,01 г) съели за этот период птенцы?


Методические рекомендации к практической работе

Тема: Решение задач по экологии.

Краткие теоретические сведения:

Организмы, которые входят в состав биогеоценоза, образуют сложную систему, в которой виды объединены пищевыми взаимоотношениями. Благодаря трофическим связям в биогеоценозе осуществляется круговорот веществ, аккумулируется энергия и распределяется между видами.

Функционирующая группа в экосистеме - биоценоза - представлена продуцентами, консументами и редуцентами. Продуцентами в экосистеме являются автотрофные организмы, синтезирующие из неорганических соединений органические вещества с использованием солнечной энергии или энергии, выделяющейся во время химических реакций (хемотрофы). Это высшее растений и микроорганизмы (бактерии). Бактерии (водные, серобактерии, железобактерии, нитрификаторы и др.) вследствие своей жизнедеятельности синтезируют органические вещества из углекислого газа, используя энергию, освобождающуюся при окислении аммиака, сероводорода, серы, азотной кислоты, соединений железа и др. Консументы - гетеротрофные организмы, которые питаются органическими веществами, трансформируя их в другие формы. Это все животные, часть микроорганизмов, паразитических и насекомоядных растений. Редуценты (сапрофиты) — организмы, которые питаются мертвым органическим веществом. К ним относятся в основном бактерии и грибы, которые превращают сложные органические соединения в простые неорганические.

Таким образом, осуществляется постоянный биологический кругооборот, благодаря которому организмы вместе с неорганической средой образуют экологическую систему, где потоки энергии и вещества замыкаются.

Организмы разных групп представляют разные трофические уровни: первый - продуценты, второй — фитофаги, третий — хищники первого порядка, четвертый— хищники второго порядка, питающиеся хищниками первого порядка, и т.д. Последовательность групп организмов, каждая из которых служит пищей для последующей, называется пищевой цепью. Существуют два основных типа пищевых цепей - пастбищные (цепи выедания, или цепи потребления) и детритные (цепи разложения). Пастбищные цепи начинаются с продуцентов: клевер - кролик - волк; фитопланктон (автотрофные протисты) - зоопланктон (гетеротрофные протисты) - плотва - щука - скопа. Детритные цепи начинаются от растительных и животных остатков, экскрементов животных - детрита, идут к микроорганизмам, которые ими питаются, а затем к мелким животным (детритофагам) и к их потребителям(хищникам). Детритные цепи наиболее распространены в лесах, где большая часть (около 90% ежегодного прироста биомассы растений не потребляется непосредственно травоядными животными, а отмирает, подвергаясь затем разложению (сапрофитными организмами) и минерализации. Типичным примером детритной пищевой связи наших лесов является следующий: листовая подстилка – дождевой червь - черный дрозд – ястреб – перепелятник. Кроме дождевых червей, детритофагами являются мокрицы, клещи.

Поэтому в реальной природе складываются не цепи, а пищевые сети. Общие закономерности перехода энергии от одного трофического уровня на другой не меняются.

Ряд взаимосвязанных видов, из которых каждый предыдущий служит пищей последующему, носит название цепи питания. Разные уровни питания в экологической системе называют трофическими уровнями. В основе цепи питания (1-й трофический уровень) находятся зеленые растения – продуценты. Второй трофический уровень - консументы 1-го порядка (растительноядные животные), третий- консументы 2-го порядка (плотоядные животные, поедающие растительноядных). Следующий трофический уровень – Редуценты, которые разрушают отмершие тела.

Пищевые цепи в природе обычно включают не более 3-4 звеньев. Это обусловлено тем, что большая часть получаемой энергии (80-90%) используется организмами на поддержание жизнедеятельности. Именно поэтому каждое последующее звено в цепи питания меньше предыдущего в 10- 12 раз. Эта закономерность носит название экологической пирамиды.

Экологическая пирамида отражает число особей на каждом этапе пищевой цепи, количество биомассы и заключенной в организмах энергии. В реальных условиях цепи питания перекрещиваются, образуя сети питания.

Примеры решения задач.

Задача 1. За год 1 м2 площади агроценоза дает примерно 800 г сухой биомассы в год. Сколько гектаров окультуренных посевов необходимо, чтобы прокормить взрослого человека массой 70 кг (из них 63% составляет вода)?

Дано: Решение:

т = 70 кг (из них 63% Н20) 1. Определим процентное содержание (в %) сухого

биопродуктивность 1 м2 вещества в теле человека:

агроценоза - 800 г в год. 100% - 63% = 37%.

2.0пределим количество органического вещества в

теле человека:

70 кг – 100%

х кг – 37%

тогда х = 37% • 70%/100% = 25,9 кг ~ 26 кг. (сухой

биомассы в теле человека).

3.Определим количество сухой биомассы в первом

звене цепи питания:

зеленые растительноядные

растения ----- животные ---- человек

2600 кг 260 кг 26 кг

4. Определим площадь биогеоценоза, необходимую для того, чтобы прокормить одного человека на протяжении года:

1м - 0,8 кг биомассы,

х м 2 – 2600 кг,

S = 2600 кг/ 0,8 кг/ м 2 = 3250 м2 ~ 0,325 га.

Ответ: ~ 0,325 га посевных площадей необходимо, чтобы прокормить человека массой 70 кг на протяжении года.

Задача 2. Используя правило экологической пирамиды, определить, какая площадь (га) биоценоза может прокормить одну особь последнего звена в цепи питания:

А) планктон синий кит (100 т) ,

Б) планктон рыба тюлень (300 кг).

60% массы данных организмов составляет вода. Биопродуктивность планктона – 600 г на 1м2 .

Решение

А ) планктон синий кит (100 т) :

1. процентное содержание в теле кита сухого вещества: 100% - 60% = 40%.

2. сухая масса органического вещества в теле кита:

100 т – 100%

х т - 40%,

х = 40% * 300кг / 100% = 120 кг.

Б ) планктон рыба тюлень (300 кг):

1.процентное содержание в теле тюленя сухого вещества: 100% - 60% = 40%.

2.Сухая масса органического вещества в теле тюленя:

300 кг – 100%

х кг – 40 %,

х = 40% * 300 кг/100%=120 кг.

3. масса планктона, по правилу экологической пирамиды, составит: 120 кг * 10* 10 = 12 000 кг.

4. площадь биоценоза, необходимая для одного тюленя: S = 12 000 кг / 0,6 кг/м2 = 20 000 м2 = 2га.

Ответ: площадь биоценоза, необходимая, чтобы прокормился один синий кит ~ 66,6 га, один тюлень – 2 га.