СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цифровые образовательные ресурсы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы интеграции цифровых ресурсов в учебный процесс.

Основные требования, предъявляемые к ЦОР.

Применение моделирующих программ в электронных учебных курсах.

Этапы проектирования ЦОР.

Выбор инструментальных средств для создания ЦОР.

Сопоставительный анализ дидактических возможностей традиционного и электронного гиперссылочного учебника.

Просмотр содержимого документа
«Цифровые образовательные ресурсы»

  1. Назовите этапы интеграции цифровых ресурсов в учебный процесс.

Принято выделять несколько этапов интеграции цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс -

На первом этапе интеграции необходимо определить существующие организационно-технические возможности компьютерной техники образовательного учреждения, возможности и желания коллектива педагогов или разработчиков по созданию и применению конкретной ИТ, выявить уровень информационной культуры как педагогов, так и обучаемых.

На втором этапе выбираются учебные предметы или темы и анализируются их содержание, структура, особенности. Выявляются наиболее сложные разделы, определяются виды занятий, на которых целесообразно использовать ЦОР, их согласованность с традиционными средствами, анализируется уровень знаний обучаемыми тех или иных разделов и тем.

На третьем этапе изучаются и анализируются уже созданные и используемые ресурсы данного направления, выявляются их достоинства и недостатки. При создании нового ЦОР педагог или коллектив авторов приступает к разработке сценария и технологии обучения в создаваемом ресурсе, выбирает средства его реализации. Создание цифрового образовательного ресурса должно вестись с учетом не только методических и дидактических принципов их разработки, но и психолого-педагогических особенностей применения. Необходимо определить функции обучаемого, преподавателя и системы на каждом этапе занятий.

На четвертом этапе проводится предварительный психолого-педагогический анализ предполагаемых изменений эффективности обучения при использовании ЦОР, оценивается их влияние на основные факторы интенсификации учебного процесса и личностное развитие обучаемых, прогнозируются проблемы и затруднения, которые могут возникнуть как у педагогов, так и у учеников при использовании ЦОР.

На пятом этапе при использовании готового ЦОР проводится включение его в учебный процесс для контрольных групп обучаемых и осуществляется сбор информации по его использованию и достижению повышения качества и эффективности учебного процесса. При разработке нового ЦОР на этом этапе программируют, анализируют и корректируют сценарии применения ресурса.

  1. Назовите основные требования, предъявляемые к ЦОР.

Современные ЦОР должны:

— соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации, используемым программам;

— ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

— обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;

— предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

— обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

— содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;

— основываться на достоверных материалах;

— превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;

— полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

— обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;

— обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;

— иметь там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;

— иметь удобный интерфейс.

  1. Охарактеризуйте применение моделирующих программ в электронных учебных курсах.

Позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения.

Потребность моделирования или визуализации каких-либо динамических процессов, которые затруднительно или просто невозможно воспроизвести в учебной лаборатории, является одной из важнейших и распространенных причин использования моделирующих программ в обучении.

В моделирующих программах возможно широкое использование интерактивной графики (т.е. поддерживающей режим диалога), дающей обучаемому возможность не только наблюдать особенности изучаемого процесса, но и исследовать эффекты влияния меняющихся параметров на получаемые результаты, «поворачивая» с помощью мыши рукоятки приборов, «смешивая» растворы и т.д. Моделирующие программы могут быть и автономными, но чаще они входят в качестве подсистем в АОС.

  1. Назовите этапы проектирования ЦОР.

Методика разработки ЦОР включает следующие этапы:

  1. Предварительная работа.

Для разработки ЦОР необходимо, прежде всего, разработать документы, регламентирующие процесс их разработки, и выбрать инструментарий для практической подготовки необходимых учебно-методических материалов. Предварительная подготовка включает следующие основные этапы:

— разработка дидактических требований к ЦОР — для этого проводится анализ потребностей, который включает специфику данного направления, данной группы потенциальных учащихся и цели курса. По результатам данного анализа принимается решение о форме ЦОР (CD, сетевой курс);

— разработка технических требований к ЦОР — необходимо убедиться в том, что выбранную технологию можно технически реализовать. В ином случае необходимо изменять или техническое задание, или форму курса;

— разработка структуры ЦОР;

— разработка методики использования ЦОР в учебном процессе (для педагога);

— разработка методики работы с ЦОР (для учащихся).

  1. Подготовка содержания.

ЦОР как программное средство учебного назначения можно представить в качестве системы, состоящей из двух подсистем:

— информационной (содержательная часть);

— программной (программная часть).

  1. Дизайн.

В течение данного этапа уточняется общая структура цифрового учебного ресурса и создается детальный сценарий. Данный процесс состоит из двух ступеней:

— Создание общей концепции оформления, а именно определение общего стиля, атмосферы курса, структуры навигации, обратной связи с учащимися, выбор кнопок для навигации и т.п. Важно, чтобы исходно заданный внешний вид и структура не претерпевали значительных изменений в ходе разработки.

— Детальный дизайн, включающий детальную проработку содержания курса, внешнего вида каждого окна и контекстных меню. Проще вносить изменения на данной ступени, чем в общей концепции.

  1. Производство.

На данном этапе идет непосредственная разработка продукта. Материалы компонуются в модули, делаются перекрестные ссылки, организуется взаимодействие различных частей ЦОР. Оцифровываются графика и звук, оформляются все окна.

  1. Тестирование.

Тестирование ЦОР идет на каждой фазе производства, чтобы итоговый продукт совпадал с намеченными дидактическими целями. Также важно техническое тестирование программы, направленное на выявление программных ошибок. Итоговое тестирование ЦОР должно проводиться в экспериментальных группах под непосредственным наблюдением авторов, методистов и разработчиков. Его цели:

— Проверить работу всех функциональных модулей обучающей программы в реальном режиме.

— Выявить не замеченные ранее неточности в изложении учебного материала и программной реализации. Здесь необходима помощь учащихся. Необходимо фиксировать ошибки и передавать информацию разработчикам.

— Оценить эффективность организации интерфейса ЦОР, фиксируя, что именно вызывает затруднения у учащихся при работе с ней.

  1. Регистрация и сертификация ЦОР.

Правовая и патентная защита подразумевает, что цифровые образовательные ресурсы и сетевые курсы подпадают под действие Закона Российской Федерации по правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных, предусматривающих ответственность за несанкционированное распространение ЦОР и материалов из них. Товарный знак на программу также является средством ее защиты. Регистрация ЦОР нужна для осуществления правовой защиты ресурса. Сертификация цифрового ресурса есть подтверждение его качества. Она проводится аккредитованными государственными или негосударственными организациями, которые устанавливают соответствие ЦОР требованиям, зафиксированным в нормативных документах.

В проектировании ЦОР некоторые исследователи выделяют следующие основные направления деятельности (Я.А.Ваграменко) : идентификацию проблемы, концептуализацию, формализацию, реализацию и тестирование.

Идентификация включает определение ролей участников процесса, характеристик решаемых задач, целей и использующихся ресурсов. На этом этапе определяется состав рабочей группы.

Концептуализация предполагает определение содержания, целей и задач изучения учебной дисциплины, что фиксирует концептуальную основу базы знаний. Педагог определяет, какие виды информации будут представлены в ресурсе (тексты, графика, анимация, звуковые и видеофрагменты), какие связи должны будут устанавливаться между его составляющими.

Формализация предполагает анализ дидактических задач, которые должны решаться путем использования электронного ресурса, поиск и формализацию возможных методов их решения на основе модели процесса обучения и характеристик имеющихся данных и технологий, лежащих в основе ресурса. На этом этапе изучаются возможные сценарии предъявления обучаемым дидактических материалов, принципы оценивания и обратной связи, а затем строятся алгоритмы, по которым будет проходить взаимодействие обучаемых с цифровым ресурсом.

Реализация проекта подразумевает перевод формализованных методов решения дидактических задач в окончательную схему — сценарий действий автоматизированной обучающей системы, использующей централизованный цифровой ресурс.

На этапе тестирования обучаемым предлагаются такие задачи, которые с наибольшей вероятностью подвергнут испытанию работоспособность ресурса и позволят выявить его возможные слабости.

  1. Охарактеризуйте выбор инструментальных средств для создания ЦОР.

Под инструментальными средствами понимаются программы, обеспечивающие возможность создания новых электронных ресурсов: файлов различного формата, баз данных, программных модулей, отдельных программ и программных комплексов. Такие средства могут быть предметно-ориентированными, а могут практически не зависеть от специфики конкретных задач и областей применения.

Инструментальные средства можно разделить на две группы:

1) общедоступные средства, ориентированные на Webтехнологии и не включающие дорогостоящих специальных средств;

2) инструментальные средства, специально ориентированные на разработку компьютерных курсов.

Основные программные инструментальные средства, входящие в первую группу, по своему назначению делятся на ряд категорий:

— текстовые редакторы, в их числе HTML- и XMLредакторы;

— редакторы иллюстративной и презентационной графики (векторные и растровые);

— 3D графические редакторы;

— 2D и 3D-просмотрщики и проигрыватели анимационных и мультимедийных сцен;

— перекодировщики текстовых и графических форматов;

— редакторы звуковых файлов;

— редакторы видеофайлов;

— конверторы и перекодировщики мультимедиа;

— инструментальные средства создания анимаций;

— почтовые клиенты;

— средства организации чатов, теле-, аудио- и видеоконференций;

— средства информационного поиска.

Наиболее простым способом разработки информационных материалов (лекций, докладов, презентаций) является использование приложения Microsoft Office, в частности, среды Microsoft Power Point. По количеству анимационных эффектов данное приложение становится вровень со многими авторскими инструментальными средствами мультимедиа.

В настоящее время разработано достаточное количество готовых инструментальных средств, позволяющих создавать современные, достаточно гибкие цифровые средства обучения и контроля, моделирующие и демонстрационные программы, сайты, электронные гиперссылочные учебники и многое другое.

  1. Проведите сопоставительный анализ дидактических возможностей традиционного и электронного гиперссылочного учебника.

Преимущество электронного учебника заключается в его доступности и оперативности использования в режиме реального «тиражирования» информации. Традиционный учебник, при отсутствии его в личном пользовании, в магазине или библиотеке, возможно получить только спустя некоторое время, заказав по межбиб лиотечному абонементу в библиотеке или в книготорговой фирме. Электронный учебник можно получить в считанные минуты, заказав его в интернетмагазине или «скачав» из электронной библиотеки. У электронного учебника нет тиража в традицинном смысле этого слова. Такое издание можно копировать неограниченное число раз и при необходимости получить печатный вариант учебника или его части при помощи принтера. Одно из преимуществ электронного учебника перед традиционным состоит в том, что авторы (педагоги, ученые), выполнив ряд регистрационных правил, могут сами издать свои произведения и распространять их на свое усмотрение, тогда как издание учебника в традиционной форме – достаточно сложный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. С возникновением потребности в корректировке и дополнениях текст электронного учебника исправить легче, чем заняться переизданием традиционного учебника. При создании электронного учебника издательские расходы сводятся к нулю, что должно отразиться на цене учебника. Создание электронного учебника не требует бумаги, производство которой связано с целым рядом экологических проблем; для создания электронного учебника не используются печатные станки, не расходуется дорогая и вредная краска и т.п. Несомненное преимущество электронного учебника заключается в его компактности. Учебники, занимающие в бумажном виде целую полку, можно разместить на одном или нескольких дисках. В традиционном учебнике основную смысловую нагрузку несет текст, сопровождаемый иллюстрациями (рисунками, схемами, таблицами и т.п.). Явное преимущество электронных книг заключается в сопровождении текста звуком и видеоматериалами. «Средства мультимедиа позволяют представить учебный материал в увлекательной, динамичной форме, а инженерные конструкции, устройства, элементы – как движущиеся трехмерные объекты, тем самым в полной мере раскрывая их конструкцию и принцип действия» При пользовании интернетучебником возможно прямое общение обучаемого и обучающего. Обучающий может сделать необходимые пояснения, осуществить быстрый контроль знаний, полученных обучаемым. Сказывающийся здесь процесс слияния возможностей электронной книги с возможностями виртуальной медиасреды, в целом, обещает колоссальные перспективы – не только в плане расширения средств выразительности и интерактивности в трансляции учебного материала, но и в плане трансформации всей системы образования – в обретении ею нового технологического качества, где информационнообразовательная среда вбирает в себя учащегося и преподавателя (в виде не вполне реального и не вполне персонального – функционального лектора, инструктора, консультанта и контролера) и где может существенно измениться институциональная структура организации процесса.

При всех перечисленных преимуществах электронного учебника над традиционным есть ряд недостатков, которые необходимо учитывать.

Пользоваться электронным учебником можно, только владея навыками работы на компьютере. Физически эта работа сказывается на здоровье. При чтении с экрана, по ряду обстоятельств, снижается скорость и эффективность чтения. Электронный учебник также находится в зависимости от связи с сетью Интернет и от подачи электричества. А с традиционным учебником можно работать в любом удобном для читателя месте. Проблемы пользования электронным учебником возникают в связи с отсутствием форматов электронных книг. Для опубликования электронного издания нужно выбрать определенную программу и подготовить текст с помощью собственных инструментов для издания и распространения. Распечатка на принтере не уступает по стоимости традиционному учебнику и зачастую худшего качества, чем книга. Учебники, построенные с применением видеоматериалов и звуковым оформлением, невозможно «распечатать» на принтере. Недостаток электронного учебника и в том, что электронные библиотеки и магазины не надежны на сегодняшний день. Сервер, предоставляющий информацию, может быть отключен, испорчен, взломан в нужный читателю момент, в то время как с традиционным учебником подобных проблем не возникнет. При пользовании электронным учебником может появиться определенный дискомфорт, так как человеческая психика более приспособлена к последовательному восприятию информации, без передвижений по гиперссылкам. В этом случае традиционный учебник гораздо удобнее. Более того, видеоматериалы, звук, анимация, с одной стороны – прекрасные средства активизации внимания, с другой – они, как свидетельствуют исследования психологов, ведут к снижению рефлексивного, обдумывающего характера восприятия, столь характерного для культуры книги как базового феномена, определившего тип цивилизации разума. Технологии управления вниманием («принудительного ориентирования») не только дополняют, но и способны заменять культуру мысли, связанную с прочтением и понимающим истолкованием написанного слова. И в этом – одна из проблемных граней слияния образовательноучебной среды с медиасредой, равно как и развертывания массовой по своему типу медиакультуры (социальной медиатехнологии) как таковой.

  1. Какие основные дидактические функции цифровых средств обучения Вы можете выделить?

Использование ЦОР в учебном процессе способствует увеличению темпа изучения материала, но это увеличение не может быть большим, так как скорость усвоения материала определяется личностными качествами обучающегося при восприятии информации с экрана монитора. Необходимо осознавать, что применение ЦОР на занятии дает педагогу возможность организовать изучение такого материала, который сложно или практически невозможно качественно представить без использования современных цифровых средств обучения.

Большое значение для эффективности использования ЦОР имеет обстановка, в которой они применяются. Цифровые средства должны использоваться в классе или предметном кабинете в органической связи с другими средствами наглядности.

Использование ЦОР не должно носить преобладающий характер, скорее, выполнять вспомогательную роль, составляя лишь часть занятия. Необходимо учитывать оптимальную частоту применения цифровых ресурсов на занятии, разнообразить формы их применения.

Подбор ЦОР должен определяться общим планом занятия в соответствии с дидактической целевой установкой. Использование цифровых образовательных ресурсов должно стать связанным и взаимодействующим с другими дидактическими средствами и формами учебной работы и элементами занятия.

Обучающиеся должны быть готовы к работе с цифровыми ресурсами как технически, так и психологически. Исследования психологов показали, что значительно усиливаются требования к точности формулировок, логичности и последовательности изложения материала, представленного через ЦОР, повышается значение рефлексии, роль эмоциональных нагрузок при использовании новых средств обучения и общения. Не рекомендуется проводить несколько уроков подряд, требующих обучения в компьютерной среде, что повышает утомляемость, нервную нагрузку и излишние эмоции.

Систематизация вышесказанного позволяет сделать вывод о том, что использование цифровых образовательных ресурсов приводит к повышению качества обучения, к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Необходимо заметить, что внедрение любой новой образовательной технологии и средств обучения – сложная задача. Каждое новое средство обучения имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому сочетание традиционных и инновационных средств обучения — лучший способ их использования и достижения целей обучения и воспитания.

  1. Каковы особенности организации учебного процесса при использовании ЦОР?

ЦОР по своим дидактическим возможностям активно воздействуют на все компоненты системы обучения: цели, содержание, методы и организационные формы обучения, повышают эффективность и качество обучения, изменяют содержание и характер деятельности обучающего и обучающегося, совершенствуют содержание образования, а также позволяют решать важные задачи педагогики — задачи развития человека, его интеллектуального, творческого потенциала, самостоятельности в получении знаний.

Цифровой образовательный ресурс несет различную дидактическую функцию в зависимости от этапа урока, на котором он применяется.

Основной задачей внедрения ЦОР является моделирование среды обучения для самостоятельной работы обучающегося в индивидуальном темпе и, при необходимости, неограниченного права многократного доступа к любым информационным ресурсам, в том числе и к учебному материалу для самоподготовки и самоконтроля.

Возможность применения ЦОР при проведении лабораторных и практических работ устраняет временной разрыв между получением теоретических знаний и их действительным усвоением, способствует большей самостоятельности в обучении. Грамотно разработанные с методической и технологической точек зрения ЦОР позволяют приблизиться к решению многих задач обучения.

При организации учебных занятий, как в традиционной форме, так и с использованием ЦОР педагог должен выполнить ряд общих дидактических требований:

— проведение анализа целей занятия, его содержания и логики изучения материала;

— тщательная подготовка обучающего и контролирующего материала: четкое формулирование всех определений изучаемой предметной области, выделение главных положений, которые должны быть усвоены обучающимися (факты, гипотезы, законы, закономерности), разработка необходимого дидактического материала;

— выбор необходимых ЦОР в соответствии с целями занятия;

— разработка методики применения выбранных ЦОР.

Для успешного и целенаправленного использования в учебном процессе ЦОР педагоги должны знать общее описание принципов функционирования и дидактических возможностей этих средств, принципы проектирования учебно-воспитательного процесса с использованием ЦОР.

  1. Рассмотрите положительные и отрицательные стороны влияния ЦОР на развитие личности обучающегося.

К основным преимуществам внедрения ЦОР в образовательно-воспитательный процесс можно отнести:

— повышение доступности образования, с расширением форм получения образования;

— развитие личностно ориентированного обучения;

— создание единой информационно-образовательной среды обучения;

— независимость образовательного процесса от места и времени обучения;

— обеспечение возможности выбора индивидуальной траектории обучения;

— развитие самостоятельной поисковой, в том числе творческой, деятельности обучающегося;

— повышение мотивационной стороны обучения;

развитие личности обучаемого, подготовка его к жизни в условиях информационного общества;

— повышение наглядности обучения;

— автоматизация процессов контроля;

— автоматизация психодиагностики и другие.

Полноценное внедрение цифровых образовательных ресурсов с их встраиванием в учебный процесс позволяет лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, объективно оценивать качество обученности по предмету и результаты образовательной деятельности вообще.

Во время проведения внеклассных мероприятий с использование ЦОР  создается в памяти яркий зрительный и слуховой образ для усиления воспитательного эффекта мероприятия. Реализуя программы дополнительного образования, направленные на формирование духовно-нравственных качеств личности, привлекая ребят к совместной друг с другом и педагогом  деятельности по созданию общего продукта труда (сайта, презентации, видеоролика и т.д.).

По функциональному назначению ЦОР делятся на

— Демонстрационные. Позволяют визуализировать изучаемые объекты, явления, процессы, обеспечивают наглядное 69 представление любой образовательной информации в целом.

— Тренинговые. Предназначены для отработки разного рода умений и навыков, повторения и закрепления пройденного материала.

— Диагностирующие и тестирующие. Оценивают знания, умения, навыки учащегося, устанавливают уровень обученности, сформированности личностных качеств, уровень интеллектуального развития.

— Контролирующие. Автоматизируют процессы контроля (самоконтроля) результатов обучения, определения уровня овладения учебным материалом.

— Экспертные. Управляют ходом учебного процесса, организуют диалог между пользователем и обучающей системой при решении учебной задачи.

— Моделирующие. Позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения.

— Коммуникативные. Обеспечивают возможность доступа к любой информации в локальных и глобальных сетях, удаленное интерактивное взаимодействие субъектов учебного процесса.

— Вычислительные (расчетные). Автоматизируют процессы обработки результатов учебного эксперимента, расчетов, измерений в рассматриваемых процессах и явлениях.

— Сервисные. Обеспечивают безопасность и комфортность работы пользователя на компьютере.

— Досуговые (учебно-игровые). Компьютерные игры и средства компьютерной коммуникации для организации досуга, внеклассной работы в целях воспитания и личностного развития обучаемых.

  1. Рассмотрите возможности ЦОР при самообразовании.

Удобными при создании и практичными в использовании являются цифровые образовательные ресурсы, созданные средствами программного обеспечения фирмы «1С» (в частности, системы программ «1С: Образование»). Данная система программ предоставляет широкий спектр возможностей по работе с ЦОР различной структуры и позволяет создавать мультимедийные учебные курсы для педагогической деятельности, интернет-обучения и самообразования.

Помощь учащемуся при подготовке домашнего задания:

1. Повышение интереса у учащихся к предмету за счет новой формы представления материала.

2. Автоматизированный самоконтроль учащихся в любое удобное время.

3. Большая база объектов для подготовки выступлений, докладов, рефератов, презентаций и т.п..

 4. Возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера.

5. Развитие творческого потенциала учащихся в предметной виртуальной среде.

 6. Приобщение школьников к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении ИТ и постоянной работе с ними.

Как показывает практика использования ресурсов медиатеки на уроках, работа с ЦОР усилила наглядность уроков, дала возможность оживить урок, вызвать у учащихся интерес к изучаемому предмету, подключила одновременно нескольких каналов представления информации. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, экономится до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски.

  1. Предложите 5 вопросов для электронного семинара «Цифровые образовательные ресурсы».

Что подразумевается под образовательным ресурсом?

Перечислите основные дидактические принципы применения ЦОР.

Продолжи - По функциональному назначению ЦОР делятся на - ..., ...,...

Перечисли виды ЦОР по образовательно-методическим функциям.

Что понимается под инструментальными средствами?