Цвет как средство
выразительности
детского рисунка
Учитель изобразительного искусства
Оразаев Владимир Арсентьевич
Развитие цветового восприятия
окружающей действительности
на уроках изобразительного
искусства является важным
средством формирования
художественно-образного
мышления. Восприятие цвета
очень индивидуальна.
Особенности детского
восприятия заключается в
том, что зрительный аппарат
ребенка еще не достаточно
сформирован, и поэтому оценки
психологического, физиологического и
эстетического порядка выступают
на равных и тесно слиты с
нравственными.
Развитию чувства цвета
помогают уроки живописи.
Непосредственное соприкосновение
с краской, сравнение цвета краски с
окружающими предметами
и природой, получение
оттенков при помощи белил и воды,
сме ш ение красок для получения
нового цвета- все это процессы,
в которых для детей много
приятных ощущений. Стихи и цвета
и красок приходит вместе
с ощущением прозрачности потоков
акварели, свободно стекающих по
листу, вязкости и густоты гуаши,
бархатистости и хрупкости
пастели, дающие множество
нежных оттенков.
Занятия по изучению живописи
направлены на развитие у детей
восприятия цветовой гармонии и
основаны на рисовании с натуры,
по памяти и по представлению
акварельными и гуашевыми
красками, цветными карандашами
и пастельными мелками. Занятия
помогают им становиться духовно
богаче, щедрее душой,
развивают художественный вкус,
творческое воображение.
В целом уроки живописи знакомят
школьников с правилами рисования,
элементарными правилами воздушной
перспективы, светотени, гармонии световой
окраски, расширяют их представления о
многообразии предметов, явлении
действительности .
Основные средства художественной выразительности:
Цвет
Колорит
Фактура
- это один из признаков
видимых нами предметов
Эффект контраста цветности Этот эффект имеет место, когда два контрастирующие по яркости цвета помещаются рядом друг с другом. Будучи помещенным на яркий фон, синий квадрат тускнеет, и, наоборот - выглядит ярким на более тусклом фоне. То же произошло бы и с любым другим цветом.
Эффект контраста тона Оранжевый цвет на фоне красного выглядит несколько желтоватым, а на желтом фоне приобретает красноватый оттенок. Это еще раз иллюстрирует влияние фона, на котором находится цвет на его восприятие.
Эффект контраста яркости Один и тот же серый квадрат выглядит более ярким на темном фоне и соответственно темнее – на светлом.
Цветовая гамма
Интересна следующая классификация цветов по их психологическому воздействию на человека. 1. Стимулирующие (тёплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители: * Красный – волевой, жизнеутверждающий; * Оранжевый – тёплый, уютный; * Жёлтый – контактирующий, лучезарный.
2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение: * Фиолетовый – углублённый, тяжёлый; * Синий – подчёркивающий дистанцию; * Светло-синий – уводит в пространство, направляющий; * Сине-зелёный – подчёркивает движение, изменчивость.
3 . Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета : * Розовый – нежный, производящий впечатление некоторой таинственности; * Лиловый – замкнутый, изолированный; * Пастельно-зелёный – ласковый, мягкий; * Серовато-голубоватый – сдержанный.
4 . Статичные цвета, способные уравновесить, отвлечь от других возбуждающих цветов: * Чисто-зеленый – требовательный, освежающий; * Оливковый – успокаивающий, смягчающий; * Желто-зеленый – обновляющий, раскрепощающий; * Пурпурный – изысканный, претенциозный. * Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражения (серые), гасят его (белые), помогают сосредоточиться (черный).
5. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно: * Охра – смягчает рост раздражения; * Коричневый, землистый – стабилизирующий; * Темно-коричневый – смягчающий возбудимость.
6 . Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение: Темно-серые, черно-синие, темные – зелено-синие.
Тренинговые упражнения направленные на умения использовать цвет (тёплая и холодная гаммы)
Упражнения по цветоведению
Характер живописной фактуры
Дидактические игры и упражнения
Цель этих упражнений - научить вглядываться в многоцветье мира, удивляться, открывать для себя мир природы и пытаться передать эти впечатления цветом .
Упражнения
Творческие задания на умения использовать цвет в процессе изобразительного творчества.
« Какого цвета небо»
«Пейзаж в заданной гамме»
“ Цвет водной стихии”;
“ Здравствуй осень”;
“ Зимняя сказка”;
“ Встреча с весной”;
“ Летняя палитра».
«Цвет в натюрморте»
“ Цвет в портрете”
“ Добро и зло”.
«Ассоциации»
Какого цвета небо
Пейзаж
Ассоциации
Лунная ночь
Сирень
Радость
Шуба
Трели соловья
Цвет, который связан с нашими ощущениями, представлениями, чувствами и восприятием окружающего мира.
Таким образом цвет, как инструмент построения уроков с применением перечисленных методов и технологий, даёт учащимся возможность почувствовать всю цветовую прелесть окружающего мира через своё личное восприятие, помогает им становиться духовно богаче, щедрее душой, развивает художественный вкус, развивает творчество.
Спасибо за внимание!