Способ развития ассоциативно-образного мышления школьников на уроках музыки.
Для активизации творческого потенциала учащихся и более глубокого усвоения необходимых знаний о взаимосвязи музыки, литературы и живописи на уроках музыки необходимо использовать творческие задания.
Каждое из заданий предполагает:
- углубление и обогащение восприятия, развитие ассоциативного мышления и воображения;
- выработку навыков художественного анализа и усвоение важнейших понятий в области искусства;
- активизацию процесса сотворчества как необходимого этапа для перехода к самостоятельному творчеству.
Систему творческих заданий на уроках музыки целесообразно рассматривать в двух плоскостях: с одной стороны, постоянно обращаться к жизненным примерам, впечатлениям школьников, а с другой – к произведениям искусства, которых запечатлены знакомые учащимся образы, явления, ситуации.
Типы заданий:
Задание 1.
Объединение различных образных решений в пределах одного и того же сюжета, например, «Образ родной природы в картинах И. Левитана, И. Шишкина и др.», «Тема мира у П. Пикассо и С. Прокофьева», «Весна в произведениях П. Чайковского, С. Рахманинова, К. Дебюсси, И. Стравинского»., «Образ русского поля в народных песнях, музыке и произведениях живописи», «Образ русской тройки в живописи и музыке».
Создание подобной серии тематических уроков, несомненно, способствует развитию развития ассоциативно-образного мышления школьников.
Задание 2.
Сочинение мелодии к любимому стихотворению, либо тексту.
Эти задания развивают ассоциативность мышления, навыки художественного обобщения, учат многогранному видению реальности, формируют способности творческого познания мира.
Задание 3.
Нахождение различного в сходном. Сравнение, сопоставление музыкальных, литературных и художественных произведений для развития способности находить внутренние эмоциональные связи в различных творениях искусства, близких по замыслу и в то же время отличающихся образным решением.
Задание 4.
Сочинение самостоятельного музыкального сопровождения к предлагаемому рассказу, живописному полотну.
Вторая установка ориентирована на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения.
Существует несколько вариантов ее реализации.
1. Перевод образа из одного художественного ряда в другой.
2. Выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать.
3. Построение заданий от конкретного аспекта темы к раскрытию ее художественной целостности и многомерности, т.е. от частного к общему.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Эстетические чувства, как и всякие высшие чувства человека, не являются врожденными, а формируются условиями жизни и воспитания. На уроках, где используется интеграция и синтез искусств, органично сочетаются знания по литературе, истории, театру, изобразительному искусству, но зерном таких уроков является музыка, а взаимодействие искусств необходимо для более полного раскрытия образа и для установления на уроках обратной связи, т.е. учащиеся слушают музыку и передают возникшие чувства посредством слова (рассказ, стихотворение, сочинение), красок (создают картины), сочиняют музыку на свои стихи или на стихи известных поэтов, на музыку пишут стихи.