Творческий отчет
учителя русского
языка и
литературы
Гебековой З.М.
Махачкала 2016 год
Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит её находить.
А. Дистервег
Хочу начать свой творческий отчет со слов Дмитрия Лихачева: «Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а напрямую».
У каждого учителя, работающего в школе, складываются свои принципы.
Главный мой принцип – педагог должен быть сильной личностью и примером для своих учеников, и обучать он должен не словом, а делом. Учитель должен быть требовательным, справедливым. У учителя должно быть, по крайней мере, как минимум три способности:
1. Умение находить выход из любой ситуации.
2. Иметь артистические способности.
3. Иметь доброе сердце и умение понимать людей.
Второй принцип: сегодня, когда идет непрерывное реформирование системы образования, учитель должен постоянно заниматься самообразованием. Он должен знать все инновационные технологии, уметь применять их в своей работе, а также должен владеть компьютерными знаниями и доступом в Интернет.
Третий принцип – это уважение личности учащегося. Как считает Эмануил Ильенков: «Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо!» и я считаю, что каждый ребенок талантлив по-своему. Только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребенка.
Четвертый принцип – обучать ребенка необходимо в сотрудничестве, где роль учителя заключается в помощи добычи знаний учащимися самостоятельно. Ведь учеными доказано, что самостоятельно добытые знания прочнее готовых знаний, и наиболее успешное обучение может проходить именно в процессе взаимодействия. Они считают, что так школьники учатся быстрее и запоминают лучше.
Придерживаясь данных принципов, я в своей работе применяю модульную технологию, интерактивные методы обучения, познавательную активность, которые позволяют у учащихся
- развивать мышление;
- воспитывать уверенность в себе;
- совершенствовать навыки ораторского искусства, а также способность слушать;
- повышают сознание своего права на собственное мнение;
- лучше запоминать новый материал.
Познавательная активность – это интегративное качество личности учащегося, которое характеризуется когнитивной направленностью, мобильностью в выборе познавательной стратегии, осознанным отношением к достигнутым и планируемым результатам образовательной деятельности
Цели: Формирование коммуникативной, лингвистической компетенции школьников, развитие орфографической и синтаксической грамотности, устной и письменной культуры речи учащихся. Повышение качества знаний по русскому языку и литературе. Воспитание чуткого, внимательного отношения к слову, интереса к изучению языка.
Задачи: Стимулирование учебно-познавательной активности обучающихся. Организация их познавательной деятельности по овладению знаниями, умениями и навыками. Развитие мышления, памяти, творческих способностей. Совершенствование учебных умений и навыков.
В этом учебном году я работаю в 5 «А» и 5 «В» классах по ФГОС.
В учебном заведении особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого учащегося, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность учащихся за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию применения активных форм обучения.
Готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность выполнения заданий; систематичность обучения; стремление повысить свой личный уровень и другие. В структуре активности выделяются следующие компоненты:
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны: отстаивать свое мнение; принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим товарищам и преподавателям; рецензировать ответы товарищей; оценивать ответы и письменные работы товарищей; заниматься обучением отстающих; объяснять более слабым учащимся непонятные места; самостоятельно выбирать посильное задание; находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий; решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по-своему активизирует учащихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль, воспитывает.
Познавательная активность:
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ .Сама задача может ставиться учащимся, и пути ее решения избираются новые, нестандартные. ПОИСКОВО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Ученик не просто принимает задачу, но и сам отыскивает средства ее выполнения (имеет место большая степень самостоятельности).
РЕПРОДУКТИВНО-ПОДРАЖАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Опыт в учебной деятельности накапливается через усвоение образцов, при этом уровень собственной активности личности недостаточен.
Познавательная активность :
ТВОРЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ. Не просто проникновение в сущность явлений, их взаимосвязи, а попытка найти для этой цели новый способ.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. Выявление смысла, проникновение в сущность явления, стремление познать связи между явлениями, овладеть способом применения знаний в новых условиях.
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ .Основу составляет процесс понимания, запоминания и воспроизведения знания, а также овладение способами его применения по образцу
Принципы активизации познавательной деятельности учащихся:
Принцип проблемности.
Принцип взаимообучения.
Принцип исследования изучаемых проблем.
Принцип индивидуализации.
Принцип самообучения.
Принцип мотивации.
Существуют основные способы активизации познавательной деятельности: опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы; включать учеников в решение проблемных ситуаций; использовать дидактические игры и дискуссии; использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ; стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.
Правила развития познавательного интереса:
- не требовать от учащихся то, что они не в состоянии выполнить;
- настраивать ребёнка на успех;
- не высмеивать страхи ребёнка, постараться найти их причину и пути преодоления;
- не кричать, а учить;
- самое главное - создать благоприятный психологический климат в классе, способствовать повышению самооценки учащихся.
Следствия познавательного интереса: желание овладеть знаниями; ответственность; уверенность в себе; активность, энергичность; личное участие.
В своей практической работе я применяю следующие методы активизации познавательной деятельности:
1.Работа над сюжетами в русской литературе (тема «маленького человека», тема семьи и дома, тема живой и мёртвой души и т.д.).
2.Разнообразие жанров уроков.
3. Словарная работа.
4. Работа над выразительным чтением. - логическое ударение на ключевые слова.
5. Выразительный пересказ. - позволяет охватить большой объем текста в сжатом виде.
Работа над словарными словами. Провожу ее различными способами: -чтение загадки, отгадывание её детьми; -показ иллюстраций; -отгадывание кроссворда; -угадывание слова по признакам; -придумывание предложения с данным словом; -тематические группировки слов; - подбор однокоренных слов; -запись пословиц и поговорок с данным словарным словом.
Словарная работа на уроке может превращаться в мини – исследование. Ученики по очереди знакомят класс со словарными словами из рамочки (самостоятельно выясняют лексическое значение слова, его происхождение, употребление). Такая работа обогащает словарный запас, приучает учеников пользоваться словарями, развивает познавательную активность и склонность к творчеству.
Словарный диктант можно оживить с помощью игры. Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто найдет в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм?
Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами (содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова; удвоенные согласные).
Создание проблемных ситуаций, которые бы помогли ввести учащихся в систему художественных образов текста. Процесс восприятия текста (отрывка) организуется с помощью разных заданий-вопросов типа: Прослушайте текст, вдумываясь в его содержание. О чем этот текст? Как вы понимаете его название? Как вы думаете, о чем это стихотворение? Представьте себя художником, которому нужно нарисовать цветную иллюстрацию к тексту. Какие краски вам будут нужны для рисунка? Прослушайте текст. Какая картинка возникает в вашем воображении? Что вы "видите" в ней?
В.Г.Короленко «Дети подземелья». Проблемные вопросы: 1. Почему Вася, у которого есть дом, замечательные игрушки, няньки оказался на улице? 2. Почему Васе было хорошо в «дурном обществе»? 3. Можно ли Васину ситуацию перенести в современность?
М.Ю.Лермонтов «Бородино». Почему поэт ведет рассказ не от своего лица, а от лица старого солдата? Ребята, как вы думаете, героизм русских солдат был лишь в прошлом времени?
Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся. Игра на уроке помогает создать атмосферу непринужденности, увлекает, разряжает напряженную обстановку. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих необходимых качеств личности. Именно поэтому игра – не только деятельность младших школьников, но и необходимый вид деятельности для старшеклассников. Все они хотят играть. Важно только, исходя из их возрастных особенностей, выбрать форму игры и органично вплести её в ткань урока. Цель применения технологии игровых форм обучения - развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
1.Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.
Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2.Игры-путешествия.
Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий. 3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Виды работ, связанные с творческим использованием материалов учебника: Составить предложение по опорным словам, на заданную тему, дописать предложения, восстановить текст, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, составить описание, провести анализ композиции текста, сопоставительный анализ художественных и научных текстов и.т.д.
Озаглавьте текст. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами.
В сентябре у нас стоит хорошая погода. Дождливых дней почти не бывает. Весело светит солнце. Золотом горят деревья. Казалось, что они собираются на весёлое торжество и надевают свои наряды. В воздухе ощущается какая-то особая, бодрящая свежесть.
Слова для справок: ненастные, прекрасный, радостно, праздник, чувствуется.
Виды работ с творческой основой:
1.Составь устный рассказ из данных предложений, по картине, рассказ в связи с прочитанным, по впечатлениям или наблюдениям, с использованием языкового материала, развёрнутый рассказ, рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатое, подробное с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу. 2.Написать сочинение по картинкам, по опорным словам, с элементами сравнительной характеристики, подготовить доклад, написать сказку, сочинение рассуждение, сочинение с элементами описания. 3. Сочинение на грамматическую тему, охватывающее целый раздел или тему программы (например, «Сложное предложение», «Глагол» и т.д.).
Сочинения-миниатюры по данному началу или по данной концовке. Например, начало: "Однажды ранней весной я вышел на знакомую мне поляну и не узнал ее..." Концовка: "Вот такая история произошла со мной летом у реки.»
Мини-сочинение по опорным словам. Написать мини-сочинение «Волшебный снегопад», используя смысловые синонимы.
Составьте маленький рассказ о том, что Вы больше всего любите на уроках русского языка. Озаглавьте его. Напишите, как вы определяете спряжение глагола.
1.Также примером творческой работы служит написание сочинения -миниатюры. Текст должен быть насыщен прилагательными, чтобы сделать описание более ярким, интересным.
2.Сочинение на избранную каждым ребёнком тему. Необходимое условие текст должен быть насыщен глаголами.
3.Изменение текста, высказывание собственных суждений и.т.д. Например, изложение. Повествование ведётся от имени рассказчика, не участвовавшего в событиях. Детям даётся задание: изложить содержание текста от имени рассказчика и озаглавить текст.
Эффективным видом работы является составление учащимися простого плана по содержанию изученного на уроке материала. Так, например, при закреплении материала по теме «Имя существительное» учащимися может быть составлен следующий план: I. Имя существительное как часть речи.
II. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
III. Собственные и нарицательные имена существительные.
IV. Род имен существительных.
V. Изменение по числам.
VI. Изменение по падежам.
Заполнение или составление простейших таблиц по материалу конкретного урока. Проделать такое упражнение: написать в тетрадях предложение "Я рисую в альбоме", потом устно изменить глагол по временам и числам; записать все полученные предложения в виде таблицы.
Задания с перестановкой частей предложения; с вводом нужных слов или словосочетаний, выбираемых из предложенного материала; составление предложений какого – либо типа по данному началу и т.д.
Например, такое упражнение.
Задание: Спишите предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу прилагательные: тяжелый, легкий, жаркий, горячий, холодный.
1.... сумка оттягивала мне плечо.
2. На небе появилась... туча.
3. По реке скользила... лодочка.
4. Летом нужна... одежда.
5. Стояло... лето.
6. Между товарищами разгорелся... спор.
7. С моря дул... ветер.
8. В роднике даже в жару была... вода.
Например, такой словарный диктант. На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Учитель предлагает прочитать их и записать, вставляя подходящие слова. Не велик..., да краснеет нос. (Мороз)... любит чистоту. (Посуда) Чужбина калина, родина... (Малина)...человек добро помнит. (Русский)
Исправление ошибок в предложенном тексте (орфографических, пунктуационных, стилистических). Данный вид работы иногда называют редактированием. Например, задание: устранить нарушение стиля:
1. Красавица рябина тоже принарядилась. Она красные бусы надела. Эти плоды являются хорошим кормом для птиц.
2. Совсем еще недавно выпал первый снег. А уже кругом все покрыто белым, пушистым ковром. Толщина снежного покрова уже несколько сантиметров.
Задание: устранить неудачное употребление местоимений: Мальчики показали дятла прохожему. Они поймали его утром в лесу.
Илья Муромец собрался с мощью. Ёж смотался в клубок. Я уже ездил на самолёте. Мы готовились встречать пернатых птиц. Речка замёрзла льдом. Меня пробудил мой папа. В рассказе описывается об одном случае
Какие ошибки допущены в предложениях? Исправьте их. Мы приехали с Тамбовки. Ребята всегда ложили учебники на место. Люди трудились не покладая сил. На стройку приехала молодежь. Они горячо взялись за дело. Вася спросил: "Есть у вас горячий кипяток?"
Найдите ошибку в построении текста. Как переставить предложения?
1. Вы бывали когда-нибудь в осеннем саду?
2. Это чудесное время года.
3. Идешь по дорожке, а с деревьев летят тебе под ноги листья.
4. Вот в стороне стоит березка, печально свесив ветви.
5. Все птицы давно улетели на юг, только воробьи перелетают с дерева на дерево.
6. Чуть дунул ветер, и листья, встревоженные им, поднялись в воздух.
7. И потом плавно опускаются на землю. И только сейчас замечаешь, что идешь по желтому ковру, постланному осенью.
Творческий диктант можно использовать при изучении имен прилагательных.
Задание: написать диктуемый текст, вставляя, где нужно, прилагательные.
Например: Незаметно прошло (жаркое) лето. По небу поплыли (серые) тучи. На поверхности луж плавают (разноцветные) листья. В кустах готовится к зиме (колючий) ежик. Он натаскал в ямку траву, листья, мох, устроил себе (теплое) гнездо. Ветер шуршит (сухими) листьями. Всю землю скоро покроет (белый) снег.
Творческое списывание.
Найти вторую часть. 1. Сверкнула молния, и... 2. Снова ударил гром, и... 3. Ярость молний постепенно ослабевала, и... 4. Улыбнулось солнышко, и... Написано на доске. 1.... загорелась на небе семицветная радуга. 2.... вслед за тем послышался резкий удар грома. 3.... начался ливень. 4.... удары грома становились все отдаленнее и глуше.
Использую мини – диктанты с творческими заданиями для итоговой работы на уроке. К небольшому тексту дается задание: озаглавить текст и объяснить письменно смысл слов, выписать слова, образованные суффиксальным способом и так далее.
Напишите два слова: одно, в котором корень тот же, что в слове "выходной", приставка та же, что в слове "поездка", суффикс тот же, что и в слове "прогулка", окончание то же, что и в слове "коза". Второе - в котором корень тот же, что в слове "села", приставка та же, что в слове "поехал", суффикс тот же, что и в слове "ветерок".
Игра "Я работаю волшебником". Например: Преврати имена нарицательные в имена собственные. Птица орел - (город Орел). Цветок роза - (девочка Роза). Воздушный шарик - (собака Шарик). Плодородная земля- (планета Земля). Наша школа - (повесть "Школа") и др.
Игра "Эстафета". Ученик 1 ряда записывает одно прилагательное с суффиксом -к- и передает листок вперед; сидящий впереди тоже пишет прилагательное с суффиксом -к- и передает листок следующему и.т. д.
Игры ("Кто быстрее?", "Кто первый?", "Кто больше?"). Ребята вспоминают названия произведений, где встречаются числительные. Можно подобрать загадки, пословицы, содержащие числительные. Назовите слова, с помощью которых описывается внешность человека (голубоглазый...), его характер и поведение (молчаливый...).
Работа по самообразованию
Сегодня, когда идет непрерывное реформирование системы образования, особую роль я отвожу самообразованию. В 2013 учебном году прошла аттестацию в институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Имею первую квалификационную категорию.
Тема самообразования: «Подготовка учащихся к ОГЭ и ГИА: технология работы с текстовыми и тестовыми заданиями»
Мои достижения
Применение различных методик в моей практике, в работе по обучении русскому языку и литературе дает неплохие результаты. Мои ученики каждый год участвуют в школьных мероприятиях, в школьных олимпиадах. А теперь немного о моих достижениях.
1.В 2012-2013 учебном году все ученики 9-а класса подтвердили свои знания.
2.В 2014-2015 учебном году я выпустила 11 «а и 11 «б» классы. Показатели на ЕГЭ по русскому языку составляют - % качества знаний, -% успеваемости.
3.Каждый год мои ученики принимают участие в олимпиаде по предмету и показывают хорошие результаты и награждаются грамотами.
4.Также участвуют в конкурсе на лучшего чтеца и занимают призовые места.
Ныне я являюсь классным руководителем 5 «а» класса.
В 5 «а» классе на начало учебного года 27 учащихся: 14 мальчиков, 13 девочек.
По результатам 1 полугодия в классе 11 отличников и хорошистов. Неуспевающих в классе -трое. Посещаемость учащихся класса хорошая, без уважительных причин не пропускают. Пропуски учащихся связаны с болезнями и по семейным обстоятельствам. К группе «риска» относится Гусейнов Гусейн.
Учащиеся класса в свободное время заняты дополнительным образованием, посещают кружки, спортивные секции. Мальчики в основном занимаются в спортивной секции по вольной борьбе и дзюдо. Есть дети, которые посещают художественную школу: Алиева П., Алиев Дж., Абакарова П. .Двое занимаются в музыкальной школе по классу баян. Это Магомедшапиев М., Закарьяев М. Некоторые занимаются плаванием .Девочки и мальчики ходят в танцевальный кружок. Несколько девочек ходят на вокал. Это-Гаджигиреева А., МаллаеваУ., Ибрагимова Х.В классе есть свои художники. Они на все праздники, мероприятия рисуют плакаты. Несколько раз награждались грамотами за свои плакаты и рисунки. В целом, воспитательная работа в I полугодии была многогранной и разносторонней. В своем классе провожу различные мероприятия и открытые классные часы.
Заключение
Какой бы урок мы не проводили, каких бы детей мы не учили, сильных или слабых, основной задачей учителя остается нравственное воспитание ребенка, расширение его кругозора, развитие эстетических, творческих, этических сторон его характера, то есть формирование личности, способной адаптироваться в современной жизни.
«Чтобы быть хорошим учителем, надо прежде всего любить тех, кому преподаешь. У детских врачей есть правило: перед встречей с ребенком согреть руки. Так и учителю всегда надо помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души...»
Наверное, каждый из нас задумывался, каким же все-таки должен быть учитель? Я думаю, что
1. Учитель должен быть добрым, отзывчивым и доброжелательным к детям и коллегам.
2.Учитель должен владеть тоном и тактом в общении с детьми и коллегами.
3.Учитель должен делиться своим опытом с коллегами и не стесняться учиться у них.
4.Учитель не имеет права завидовать успехам коллег и смотреть на них свысока.