- Здравствуйте, уважаемые родители, я рада видеть вас на нашем интерактиве. Чтобы понять, о чём пойдёт речь, я предлагаю обратить внимание на ассоциативный ряд, представленный на слайде.
- Предположите, какую тему мы с вами сегодня обсудим.
- Соответственно, как звучит тема нашего интерактива?
- Верно, тема интерактива «Ребенок и книга»
Сегодня мы с вами обсудим проблему снижения интереса к чтению у современных детей.
В соответствии с темой интерактива какие цели можем поставить перед собой?
- Определить роль книг в жизни ребенка;
- Выявить причины снижения читательского интереса.
- Родители, если данная тема является для вас актуальной поднимите красную карточку.
Действительно, проблема, которую мы сегодня обсудим, достаточно распространена и актуальна. Данные РАН говорят о том, что количество библиотек в РФ неуклонно сократилось, что говорит о падении интереса к чтению.
- Как вы считаете, нужно ли вообще воспитывать у детей интерес к чтению?
Не все родители задумываются о привлечении ребёнка к чтению, так как не все понимают, какую роль играет чтение в жизни человека и зачастую не читают сами.
Как часто читают книги в Вашей семье? Считаете ли Вы чтение книг важным?
Работа в парах
Сейчас я предлагаю, работая в парах, обсудить, какую роль играет чтение в жизни ребёнка.
Кто желает высказаться?
Спасибо большое, это очень ценное мнение. Уважаемые родители, может вам есть что добавить? Какими положениями вы дополнили бы приведённый список?
Благодаря чтению перед ребенком открывается целый мир, о котором он ещё почти ничего не знает. Книга расширяет естественные границы познания.
При помощи простейших, постепенно усложняющихся образов, ребенок учится законам жизни в обществе, правилам общения с людьми. Часто хорошая книга позволяет родителям объяснить ребенку те вещи, которые сами они не смогли бы точно сформулировать. Иногда именно книжные примеры помогают ребенку усвоить те правила, которые он не мог или не хотел воспринять от родителей.
Вспомните себя в школьные годы, Быстро ли вы научились читать и что вам помогло? (Родители, бабушки, родные, близкие люди прививали интерес к чтению)
То есть, когда вы пришли в школу уже умели читать, и научили вас этому ваши родители.
Вопросов, касающихся чтения очень много: о том надо ли заставлять ребенка читать, надо ли окружать детей книгами.
Как вы думаете, каковы причины снижения интереса современных детей к чтению? Уважаемые родители, причин действительно много, но одной из важных причин является наше отношение к чтению.
- А что мы можем сделать, чтобы наши дети смогли полюбить книги?
Как можем мы, взрослые, повлиять на заинтересованность детей читать?
Действительно, психологи и педагоги утверждают, что стратегия родительского воспитания, напрямую влияет на интерес к чтению у детей. Потому что Ваш ребёнок ориентируется на Вас. Чтобы в этом убедиться, предлагаю посмотреть на разные ситуации со стороны и проанализировать конкретные практические ситуации.
Для этого разделимся на 3 группы.
Группа №1 займет позицию родителей, задача которых при помощи стандартных фраз, с которыми мы обращаемся к детям, показать, как наше отношение может повлиять на желание или не желание детей читать книги.
Группа №2 – на время придется почувствовать себя детьми. И после фразы, сказанной родителями отреагировать, как бы вы в роле ребенка ответили бы.
Группа № 3. А вы, уважаемые родители – эксперты, руководствуясь данной схемой, с указанием самых распространённых родительских стратегий в общении с детьми будете определять, фраза положительно влияет на развития интереса ребенка к чтению, или отрицательно. Затем вы все вместе обсудим эффективные стратегии.
Фраза 1: "Быстро идите в комнату и прочитайте рассказ, который задали в школе! Чтение книг такое увлекательное занятие, как вы не понимаете?! "
К вам обратилась мама, что бы вы почувствовали, когда услышали такую фразу? Возникает ли желание читать книги, после подобных фраз?
Ув.родители – эксперты, такое обращение к детям оказало бы положительный или отрицательный эффект на детей? Почему?
Ув.родители, прочитайте вторую фразу: "Пойдём вместе прочитаем рассказ, который задали в школе, а после прочтения обсудим интересные моменты. Можем прочитать заданный рассказ по ролям, вы сможете почувствовать себя настоящими героями этого рассказа! "
- Если бы вам сказала такое родители, что бы вы почувствовали?
Уважаемые эксперты, какой эффект произведёт на ребёнка подобное воздействие родителя?
Судя по тем выводам, к которым вы пришли в этих фразах прослеживаются те позиции или стратегии, которых мы должны придерживаться при формировании интереса к чтению у современного обучающегося.
А что бы понять какую стратегию выбрать и использовать, нужно понять какие проблемы испытывает ваш ребенок, а для этого что нужно? Поговорить и обсудить с ребёнком причину его нежелания читать книги.
Что ж, мы наглядно увидели, что напрямую можем повлиять, через проявление своего позитивного отношения к чтению, на желание детей читать. И теперь, я думаю, вы готовы, работая в группах по 3, самостоятельно сформулировать мудрые советы - правила, придерживаясь которых мы поможем детям без труда не только хорошо читать, читать с удовольствием, и увеличить объем их чтения. И сделаем это на карточке «мудрые советы»
«Карусель»
Уважаемые родители, сейчас остаёмся в таких же подгруппах. Обратите внимание, что на столах у вас лежат листы, на которых обозначена проблема нашего интерактива. Ниже представлена ситуация, рассматриваемая в контексте сегодняшней темы. Для каждой группы она своя.
Рассмотрите предложенные проблемы и предложите способы решения.
(Тема интерактива «Ребёнок и книга»
Ситуация для 1 группы: «На уроке литературы учитель предлагает классу прочитать отрывок из произведения классиков русской литературы. Большинство учеников с энтузиазмом открывают книги и начинают читать, но один мальчик, Саша, сидит с отсутствующим взглядом и даже не пытается открыть книгу. Учитель замечает это и подходит к нему:
— Саша, почему ты не читаешь? Что случилось?
Саша молчит несколько секунд, а затем тихо отвечает:
— Я просто не люблю читать. Книги скучные, они меня совсем не увлекают.
Учитель видит, что у мальчика действительно нет интереса к чтению, и решает попробовать разобраться в причинах этого отказа. Он задает вопросы о том, какие жанры ему нравятся, есть ли фильмы или игры, которые он предпочитает, и постепенно выясняет…»
Классный руководитель мог выяснить, что Сашу больше привлекают динамичные сюжеты и визуальные образы. В конце разговора учитель предлагает мальчику альтернативный вариант — аудиокнигу или комикс, чтобы посмотреть, сможет ли такой формат заинтересовать его больше.
Эта ситуация иллюстрирует проблему, когда ребенок отказывается от чтения из-за отсутствия интереса к традиционным формам подачи информации. Задача учителя в таком случае — найти подход к ученику, предложить ему разные варианты взаимодействия с литературой и помочь развить интерес к чтению через другие формы.
Ситуация для 2 группы: «Учитель задаёт домашнее задание: прочитать рассказ и подготовить пересказ к следующему уроку. Один из учеников, Ваня, подходит к учителю после уроков и говорит:
— Марина Петровна, я не хочу читать этот рассказ. Мне скучно… Да и времени нет.
Учительница удивляется:
— Почему тебе скучно? Это ведь интересная история про приключения!
Ваня пожимает плечами:
— Да ну, все эти книги… Я лучше пойду на улицу поиграть или в компьютере посидеть. Это интереснее.
На предложения учителя найти книгу, заинтересующую мальчика поступает ответ: «— Ну, там всё такое… Слова длинные, ничего не понятно. А потом ещё вопросы задают! Лучше уж мультик посмотреть.»
- В чем состоит проблема Вани?
(У Вани есть проблема с мотивацией к чтению. Ясно, что дело не только в отсутствии интереса, но и в сложности восприятия текста. Возможно, у Вани возникают трудности с пониманием прочитанного или он просто привык получать информацию в более визуальной форме.
— Давай попробуем вместе выбрать книгу, которую ты сможешь прочитать без труда. Может быть, что-то про машины или космос с яркими красочными иллюстр. чтобы компенсировать недостаток визуализации?
Знаешь, есть много способов разнообразить читательскую деятельность, один из способов я покажу тебе завтра на уроке литературы, это инсценировка. Тогда ты сам можешь почувствовать себя актером и проявить творчество в подготовке к выступлению. Роли оживают на твоих глазах.
Как результат, постепенно чтение становится для Вани не обязанностью, а настоящим удовольствием. Он находит радость в том, чтобы погружаться в миры, созданные авторами, и создавать свои собственные образы на основе прочитанного. Теперь ему хочется делиться своими впечатлениями с друзьями и родителями, обсуждать сюжеты и персонажей.
Для того, чтобы никогда не забывать то, о чем мы сегодня говорили, составим рекомендации, которые будет полезны для вас, родители, "Как помочь ребёнку полюбить книги".
Рекомендации:
1. Составляйте список книг, рекомендованных к прочтению. Но многие родители зачастую сталкиваются с такой проблемой «Какие книги должны составлять круг детского чтения?»
-Это могут быть авторские сказки
-Рассказы, имеющие нравственный характер (авторы Драгунский, Носов и т.д.)
-Книги, не входящие в программный материал школы (круг внеклассного чтения)
2. Чаще устраивайте семейные чтения. Пусть это станет вашей новой семейной традицией. Более старшим детям читать вслух еще интереснее, чем совсем маленьким.
3. Читайте сами, пусть ребенок видит, что вас это занятие действительно завлекает. Но рекомендуется читать не новостные ленты в соц. Сетях, а печатные книги, тем самым прививая своим детям эту любовь к книгам.
А.С. Макаренко говорил: «Ничто так не поучает, как личный пример воспитателя», следовательно, родитель, прививая своему ребенку любовь к чтению, должен демонстрировать соответствующую модель поведения.
4. По возможности, создайте вместе с ребенком домашнюю библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения. Покупайте книги совместно с ребенком, развивая его читательский кругозор. Известно, что многие книжные издательства выпускают серии книг, коллекции, что также может мотивировать ребенка к чтению книг одной серии.
Можно расширять круг интересов ребенка, давая ему возможность обмена книгами с друзьями и одноклассниками.
Рефлексия.
- Обратите внимание, на доске представлены незаконченные предложения. Я предлагаю вам продолжить любую из фраз на выбор.
- В завершении хочется сказать, что только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. В наши дома должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения - общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга.
Фраза 1: "Быстро идите в комнату и прочитайте рассказ, который задали в школе!
Чтение книг такое увлекательное занятие, как вы не понимаете?! "
Фраза 2: "Пойдём вместе прочитаем рассказ, который задали в школе, а после прочтения обсудим интересные моменты.
Можем прочитать заданный рассказ по ролям, и вы сможете почувствовать себя настоящими героями рассказа! "
Проанализируйте ситуацию и предложите пути решения выявленной проблемы:
«На уроке литературного чтения учитель предлагает классу прочитать отрывок из произведения классиков русской литературы. Большинство учеников с энтузиазмом открывают книги и начинают читать, но один мальчик, Саша, сидит с отсутствующим взглядом и даже не пытается открыть книгу. Учитель замечает это и подходит к нему:
— Саша, почему ты не читаешь? Что случилось?
Саша молчит несколько секунд, а затем тихо отвечает:
— Я просто не люблю читать. Книги скучные, они меня совсем не увлекают.
Учитель видит, что у мальчика действительно нет интереса к чтению, и решает попробовать разобраться в причинах этого отказа. Он задает вопросы о том, какие жанры ему нравятся, есть ли фильмы или игры, которые он предпочитает, и постепенно выясняет…»
- Что мог выяснить учитель?
- Как можем решить возникшую проблему?
Проанализируйте ситуацию и предложите пути решения выявленной проблемы:
«Учитель задаёт домашнее задание: прочитать рассказ и подготовить пересказ к следующему уроку. Один из учеников, Ваня, подходит к учителю после уроков и говорит:
— Марина Петровна, я не хочу читать этот рассказ. Мне скучно… Да и времени нет.
Учительница удивляется:
— Почему тебе скучно? Это ведь интересная история про приключения!
Ваня пожимает плечами:
— Да ну, все эти книги… Я лучше пойду на улицу поиграть или в компьютере посидеть. Это интереснее.
На предложения учителя найти книгу, заинтересующую мальчика поступает ответ: «— Ну, там всё такое… Слова длинные, ничего не понятно. А потом ещё вопросы задают! Лучше уж мультик посмотреть.»
- В чем состоит проблема Вани?
- Предложите пути решения возникшей проблемы.
Рекомендации родителю:
Составляйте список книг, рекомендованных к прочтению
Чаще устраивайте семейные чтения
Читайте сами
По возможности, создайте вместе с ребенком домашнюю библиотеку
Рекомендации родителю:
Составляйте список книг, рекомендованных к прочтению
Чаще устраивайте семейные чтения
Читайте сами
По возможности, создайте вместе с ребенком домашнюю библиотеку
Составляйте список книг, рекомендованных к прочтению
Чаще устраивайте семейные чтения
Читайте сами
По возможности, создайте вместе с ребенком домашнюю библиотеку