XII межрегиональный смотр – конкурс методических работ педагогов образовательных учреждений
Кировское областное государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «Колледж промышленности и автомобильного сервиса»
Наименование работы
«Показательная функция. Уравнения и неравенства»
Номинация: «Учебное пособие»
Фамилия , имя, отчество авторов: Киселёва Ирина Ивановна,
Шулятьева Наталья Николаевна
Должность авторов: преподаватели математики
Контактный телефон: 8-919-512-80-98
Адрес электронной почты: [email protected]
Киров
2016
Киселёва И.И., Шулятьева Н.Н. Учебное пособие по дисциплине «Математика» для студентов 1 курса КОГПОАУ «КПиАС».
Киров, КОГПОАУ «КПиАС», 2016 г. 28 с.
Рецензент:
Демакова А.В., заведующтй учебно-методической работой КОГПОАУ СПО «Колледж промышленности и автомобильного сервиса»
Содержание
| стр. |
Пояснительная записка | 4 |
Глава 1. Показательная функция | 5 |
Тема 1.1 Свойства и график показательной функции. | 5 |
Тема 1.2 Графическое решение уравнений. | 8 |
Тема 1.3 Графическое решение неравенств. | 9 |
Задания для самоконтроля. | 9 |
Глава 2. Показательные уравнения и неравенства. | 10 |
Тема 2.1 Простейшие показательные уравнения. | 10 |
Тема 2.2 Уравнения, решаемые способом введения новой переменной. | 12 |
Тема 2.3 Уравнения, решаемые вынесением общего множителя за скобку. | 13 |
Тема 2.4 Простейшие показательные неравенства. | 15 |
Задания для самоконтроля. | 17 |
Глава 3. Задания и упражнения для подготовки к письменному экзамену. | 17 |
Задания для самоконтроля | 18 |
Приложения | 19 |
Заключение | 30 |
Список литературы | 31 |
Пояснительная записка
Учебное пособие по дисциплине «Математика» по теме «Показательная функция. Уравнения и неравенства» составлено в соответствии с учебным планом и программой дисциплины.
Пособие содержит задачи репродуктивного, поискового характера, которые служат базой для дальнейшего изучения математики.
Учебное пособие содержит: таблицы, схемы, образцы и алгоритмы решений задач, что помогает обучающемуся самостоятельно изучить тему, не прибегая к помощи преподавателя, вопросы теории и справочный материал, вопросы для самоконтроля, методические рекомендации по выполнению проверочных работ, варианты заданий для проверочных работ, список рекомендуемой литературы. Учебное пособие предназначено для использования обучающимися с целью самостоятельного изучения учебной дисциплины, коррекции знаний при повторении и подготовке к зачету.
Глава 1. Показательная функция
Тема 1.1 Свойства и график показательной функции.
Определение1 : Функция вида
, где а0, и а≠1, называется показательной функцией.
Свойства показательной функции:
Область определения показательной функции: D (y)=R – множество всех действительных чисел.
Область значений показательной функции: E (y)=R+ - множество всех положительных чисел.
Показательная функция y=aх возрастает при a1, показательная функция y=aх убывает при 0
Справедливы все свойства степенной функции:
а0=1 (любое число (кроме нуля) в нулевой степени равно единице).
а1=а (любое число в первой степени равно самому себе).
ах∙aу = aх+у (при умножении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а показатели складывают).
ах:aу = aх-у (при делении степеней с одинаковыми основаниями основание оставляют прежним, а из показателя первого множителя вычитают показатель второго).
(a х)у=aху (при возведении степени в степень основание оставляют прежним, а показатели перемножают).
(a∙b)х=aх∙bу (при возведении произведения в степень возводят в эту степень каждый из множителей).
=
(при возведении дроби в степень возводят в эту степень и числитель и знаменатель дроби).
а-х =
(при возведении числа в отрицательную степень число с положительным показателем переносят в знаменатель дроби, а в числителе ставят единицу).
=
(при возведении дроби в отрицательную степень, числитель и знаменатель меняют местами и показатель становится положительным).
Пример1. Построить график функции y=2х.
Найдем значения функции при х=0, х=±1, х=±2, х=±3.

x=0, y=20=1; точка А.
x=1, y=21=2; точка В.
x=2, y=22=4; точка С.
x=3, y=23=8; точка D.
x=-1, y=2-1=
(см. свойство 11, далее - свойство5) =
; точка K.
x=-2, y=2-2=
(см. свойство 11, далее - свойство5) =
; точка M.
x=-3, y=2-3=
(см. свойство 11, далее - свойство5) =
; точка N.
а) Область определения функции : D (y)=R
б) Область значения: E (y)=R+
в) Промежутки возрастания и убывания: функция y=2х возрастает на всей области определения D (y)=R, так как основание функции 21
г) Промежутки, в которых функция принимает положительные и отрицательные значения: функция принимает только положительные значения (свойство 2)
д) Значение х, при котором у=0: нет таких значений
значение у, при котором х=0: у = 20 = 1
Пример2. Построить график функции y =
(аналогично примеру1)

а) Область определения функции : D (y)=R
б) Область значения: E (y)=R+
в) Промежутки возрастания и убывания: функция y=
убывает на всей области определения D (y)=R, так как основание функции 
г) Промежутки, в которых функция принимает положительные и отрицательные значения: функция принимает только положительные значения (свойство 2)
д) Значение х, при котором у=0: нет таких значений
значение у, при котором х=0: у =
= 1
Задание № 1. Постройте график функции у=3
и запишите основные свойства функции по указанному алгоритму.
Составьте таблицу значений данной функции
Постройте эти точки в системе координат ХОУ и соедините плавной линией
Укажите:
а) Область определения функции D (x)
б) Область значения Е(у)
в) Промежутки возрастания и убывания
г) Промежутки, в которых функция принимает положительные и отрицательные значения
д) Значение х, при котором у=0; значение у, при котором х=0.
Задание № 2. Построить график функции у =
и записать основные свойства функции по указанному алгоритму.
Составьте таблицу значений данной функции (при заполнении таблицы воспользуйтесь свойством 12, свойством 10)
Постройте эти точки в системе координат ХОУ и соедините плавной линией
Укажите:
а) Область определения функции D (x)
б) Область значения Е(у)
в) Промежутки возрастания и убывания
г) Промежутки, в которых функция принимает положительные и отрицательные значения
д) Значение х, при котором у=0; значение у, при котором х=0
Тема 1.2 Графическое решение уравнений.
Пример. Графически решить уравнение: 
Решение: построим графики функций
.
График функции
– прямая, построим её по таблице.
Графики пересекаются в точке
Других точек пересечения нет, т.к. функция
монотонно возрастает, функция
монотонно убывает, а, значит, их точка пересечения является единственной.
Ответ: 
Тема 1.3 Графическое решение неравенств.
Пример. Решить неравенство
a) 
б) 
Решение:
a) Чтобы выполнялось неравенство, график функции
должен располагаться над прямой
(см. рисунок). Это выполняется при 
б) В этом случае, наоборот, парабола
должна находиться под прямой. Это выполняется при 
Ответ: a)
б) 
Задания для самоконтроля
1. Решить графически: 2. Расположить в порядке убывания: 3. Найти: а) наименьшее значение функции у=10х на [−2;5]; б) наибольшее целое значение функции у= на (−2;+); | 1. Решить графически: 2. Расположить в порядке убывания: 3. Найти: а) наибольшее значение функции у=0,3х на [−1;6]; б) наибольшее целое значение функции у=9х на (−;1,5); |
в) произведение наибольшего и наименьшего значения функции у= ; г) количество целых значений функции у= ; д) область значений функции ; е) наибольшее целое значение функции у=−0,09х−2· 0,3х+2. | в) сумму наибольшего и наименьшего значения функции у=5−2sinx+1; г) количество целых значений функции у= ; д) область значений функции ; е) наименьшее целое значение функции у=25х+6·5х+4. |
Глава 2. Показательные уравнения и неравенства
Тема 2.1 Простейшие показательные уравнения.
Определение 2. Показательными называются уравнения, в которых неизвестная переменная находится только в показателях каких-либо степеней.
Для решения показательных уравнений требуется знать и уметь использовать следующую теорему:
Теорема: Показательное уравнение
(где а 0, а≠ 1) равносильно уравнению f(x) = g(x).
Алгоритм решения простейшего показательного уравнения
Алгоритм решения | Пример |
Решить уравнение | 4х = 64 |
Привести обе части данного уравнения к степеням с одинаковыми основаниями |
4х = 43 |
Приравнять показатели | х = 3 |
Записать ответ | Ответ: х= 3 |
| |
| |
| |
| |
Пример 1
2x = 16
2x = 24
x = 4
Пример 2
2x+3 = 64
2x+3 = 26
x+3 = 6
x = 3
Пример 3
0,5x = 0,125
0,5x = 0,53
x = 3
Пример 4
3-8-x = 9
3-8-x = 32
-8-x = 2
-x = 2+8
-x = 10
x = -10
Решите самостоятельно:
1) 5x = 25
2) 3x = 27
3) 4x = 64
4) 5x-7 = 125
5) 37-x = 27
6) 4-6-x = 4
7)(
)x = 
8) 0,1x = 0,001
9) 0,2x-3 = 0,04
10) (
)x+5 = 
11) (
)x-4 = 
12) 5x = 25√5
Решение показательных уравнений, содержащих дробь в одной из частей
Пример 1
=
= 
=
=
= 
х = -2
=
= 
Пример 2
= 9
=
= 
=
= 
-х = 2
= 
х = -2
Пример 3
= 4 
=
* 
= 
-х = 2
х = -2
Решите уравнения
а)
б) 
в)
г)
=81
д)
е) 
ж) 5
з) 2
Тема 2.2 Уравнения, решаемые способом введения новой переменной.
Показательные уравнения, приводимые к квадратным уравнениям:
t 0
пусть
= t , тогда
=
=
- 5t + 4 = 0 
D = 9
= 4
= 1
Переходим к исходным переменным. И решаем два простейших показательных уравнения:
= 4
= 1
x = 2 x = 0
Ответ: x1 = 2; x2 = 0.
Решите показательные уравнения, приводимые к квадратным
а) 
б)
Тема 2.3 Уравнения, решаемые вынесением общего множителя за скобку
Пример 
+
= 130
·
+
= 130
(
+1) = 130
(25+1) = 130
= 
= 5
= 
х = 1
Показательные уравнения (различные способы решения)
Пример 1
-5·
-88=0
t0
·
-5
-88=0
пусть
=t, тогда
=
=
-5t-88=0
D= 25+8·88=729
=
=8
=
=
-постор. корень, т.к. t0
=8 x= 3
Пример 2
-
- 32=0
=
=4
= t
-4t-32=0
D=144
=8
=8
=-4 -постор. корень
x= -3
Пример 3 3·
+
-2·
=0
3·
+
– 2·
=0 | : 
3+
-2·
= 0
t=
Самостоятельно: 1) 52х+1-26 ·5х+5 = 0;
2) 


3) 2·
;
4) 3
;
5) 5·
Тема 2.4 Простейшие показательные неравенства.
Определение 3. Неравенства, которые содержат переменную в показателе степени, называются показательными.
Показательные (простейшие) неравенства – правила решения
Если a 1, то знак между показателями не меняем: x y
Если a - число, меньшее 1, то знак между показателями меняем на противоположный:
x y
Пример 1

5
X
Ответ: (-∞; 5)
Пример 2
≥
0 ≥
5
Знак меняем! X ≥ 5
Ответ: (-∞; 5)
Пример 3 0,
≤ 

≤
2
X ≥ 2
Ответ: [ 2 ; +∞)
Самостоятельно: а) 2х≥4; б) 2х˃
; в) 3х≤81; г)
˃
; д) 32х-4≤27; е)
˃
;
ж) 45х-1˃163х+2; з)
≥
; и) 23х+6≤
; к)
˃
.
Ниже приведена краткая схема решения простейших показательных неравенств
a1 | 0 a |
х1 х2 |
 |
↔ х1х2 | ↔ х1х2 |
Пример:  Решение:  | Пример:  Решение:  |
Т. к. а1 то в силу возрастания показательной функции х4 | Т. к. 0 х |
х 4 |
4 х |
Ответ:(4,+∞) | Ответ:(- ∞,4) |
Решите следующие показательные неравенства.
а) 
б) 
в) 
г) 

Упражнения (решение уравнений) для подготовки к экзамену и ЕГЭ
.
.
.
.
.
.
.
9)
Делим на
.
; .
.
.
.
.
.

.
.
,
.
.
.


.
.

Глава 3. Упражнения (решение неравенств) для подготовки к экзамену и ЕГЭ
≤
.
≤
.
≤
.
≤
.
.
.

.
.
,
.
.
.


.
.

Приложения
1. Справочные материалы
Формулы сокращенного умножения
Действия со степенями
Действия с дробными степенями и корнями

Абсолютная величина действительного числа
Абсолютной величиной или модулем действительного числа x называется само число x, если оно не отрицательное, т.е.

Квадратное уравнение
Уравнение вида
, где a,b,c – некоторые числа, причем
; x – искомая переменная, называется квадратным уравнением.
Дискриминантом квадратного уравнения называется число
.
Если D = 0, то уравнение имеет два совпадающих корня (единственное решение):
.
Если D 0, то уравнение имеет два различных действительных корня:
.
Если D
Теорема Виета (прямая) утверждает: если квадратное уравнение
имеет корни x1 и x2, то выполняются соотношения 
Левая часть квадратного уравнения называется квадратным трехчленом, число D – его дискриминантом, а x1 и x2 – корнями трехчлена.
Трехчлен может быть разложен на множители следующим образом:
а) если D 0, то
;
б) если D = 0, то
.
Функция вида
называется квадратичной функцией, ее графиком является парабола. Расположение параболы в системе координат определяется значениями коэффициентов a,b,c:
а) вершина параболы расположена в точке с абсциссой
, а прямая
является осью симметрии параболы;
б) знак числа a показывает, куда направлены ветви параболы – если
, то вверх, если
, то вниз.
2. Тесты
Тест 1
1) корнем к – й степени из числа а называется такое число ….(закончить предложение)
2) Арифметическим корнем к – й степени из числа а называется такое … число, к –я степень которого равна а (где к – натуральное) (вставить пропущенное слово)
3) Произведение
равно
А) 3;
Б) 4;
В) - 3;
Г) 2
4)
=
А) 6;
Б) -6;
В) ±6;
Г) 10
5) Выражение

А) Не имеет значения
Б) Имеет одно значение
В) Имеет два значения
Г) Имеет бесконечно много значений.
6) Степенью с рациональным показателем называется число:
А)
=
Б) 

В)
=
Г)
=
7) 5º=
А)5
Б) 1
В)0
Г) нет значения
8) Функция у=
является
А) Возрастающей на всей области определения
Б) Убывающей на всей области определения
В) Возрастающей при х0
Г) Убывающей при х0
9) Решением уравнения 
А) 3
Б) 4
В) 9
Г) 2
10) Неравенство
равносильно неравенству х…2 (вставить пропущенный знак)
Ответы на вопросы теста 1:
1). …к-ая степень которого равна числу а.
2). …неотрицательное…
3). А)
4). Б)
5). А)
6). А)
7). Б)
8). А)
9). Б)
10).
Критерий оценки
0 – неправильных ответов - 5
1-2- неправильных ответов – 4
3 – 4 – неправильных ответов – 3
Более четырёх неправильных ответов - 2
Тест 2
Вариант 1
По теме «Показательная функция. Показательные уравнения»
График какой из перечисленных функций изображен на рисунке:
1)
Какое из следующих чисел входит в область значений функции
.

Найдите область определения функции 

Решить уравнение:
.
Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:
.

Сравните числа: а) 
Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения 

Найдите сумму корней уравнения: 
1) 1; 2) 2; 3) -2; 4) 50.
9. Решите уравнение: 
Найдите решение
системы уравнений
и вычислите произведение 
Ответы на вопросы теста 2 (1 вариант):
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3 | 2 | 2 | -2,5 | 3 | а) ;б | 2 | 3 | 3 | 6 |
Вариант 2
По теме «Показательная функция. Показательные уравнения»
1.График какой из перечисленных функций изображен на рисунке:
1)
2. Укажите наименьшее целое число, входящее в множество значений функции
.

3. Найдите область определения функции 
4. Решить уравнение:
.
5. Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:
.

6. Сравните числа: а) 
7. Укажите промежуток, которому принадлежат корни уравнения 

8. Найдите произведение корней уравнения: 
1) -6; 2) -4; 3) 4; 4) 6.
9. Решите уравнение: 
10. Найдите решение
системы уравнений
и вычислите сумму 
Ответы на вопросы теста 2 (2 вариант):
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
4 | -1 | 2 | -3 | 3 | а ;б) | 3 | -6 | 1,8 | 1 |
Вариант 3
По теме «Показательная функция. Показательные уравнения»
1. График какой из перечисленных функций изображен на рисунке:
1)
2. Укажите наибольшее число, входящее в область значений функции
.

3. Найдите область определения функции 
4. Решить уравнение:
.
Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:
.

Сравните числа: а)
Укажите промежуток, которому принадлежат корни уравнения -- 

Найдите произведение корней уравнения: 
1) 
9. Решите уравнение: 
10. Найдите решение
системы уравнений
и вычислите произведение 
Ответы на вопросы теста 2 (3 вариант):
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | 1 | 1 | 0,2 | 2 | а ;б) | 2 | 2 | 1,1 | 0,9375 |
Вариант 4
По теме «Показательная функция. Показательные уравнения»
1. График какой из перечисленных функций изображен на рисунке:
1)
2. Какое из следующих чисел входит в область значений функции
.

3. Найдите область определения функции 
4. Решить уравнение:
.
Укажите промежуток, которому принадлежит корень уравнения:
.

Сравните числа: а)
Укажите промежуток, которому принадлежат корни уравнения 

Найдите произведение корней уравнения: 

9. Решите уравнение: 
10. Найдите решение
системы уравнений
и вычислите произведение 
Ответы на вопросы теста 2 (4 вариант):
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2 | 3 | 4 | 2,4 | 4 | а ;б) | 4 | 2 | 1 | 0 |
3. Контрольная работа
1. Вычислите: а)
.
Г) :
.
2. Найдите значение числового выражения: а)
; б)
; в)
; г)
.
3. Найдите значение выражения
при
.
4. Решите уравнение: а)
; б)
.
5. Решите неравенство
.
6. Постройте графики следующих функций и опишите их свойства.
а) 
б) 
Критерий оценки:
95 -100% - выполнения задания оценка «5»
75 – 94% выполнения задания оценка «4»
60 -74% выполнения задания оценка «3»
Ниже 60% выполнения задания оценка «2»
Заключение
Учебное пособие «Показательная функция, Уравнения и неравенства» может быть использовано преподавателями образовательных организаций СПО для студентов 1 курса. Данное пособие предназначено для внеаудиторной самостоятельной работы, проверки и коррекции знаний студентов.
Литература
Для студентов
1. Алимов Ш.А. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа (базовый и углубленный уровни).10—11 классы. — М., 2014.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Математика: алгебра и начала математического анализа. Геометрия. Геометрия (базовый и углубленный уровни). 10—11 классы. — М., 2014.
4.Башмаков М.И. Математика. Сборник задач профильной направленности: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Дополнительные источники:
Колмогоров А.Н. и др. Алгебра и начала математического анализа: учебник для 10 – 11 кл. общеобразоват. учрежд., 17 изд., – М.: Просвещение, 2008.
Математика. 11 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений (базовый уровень) / [А. Г. Мордкович, И. М. Смирнова, П. В. Семенов и др.]; под ред. А. Г. Мордковича, И. М. Смирновой. – 5-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2010.
Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа. 10 класс. В 2 ч. Ч 1: учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. – 4-е изд., доп. – М.: Мнемозина, 2007.
Погорелов А. В. Геометрия: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. В. Погорелов. – 4-е изд., доработ. – М.: Просвещение, 2011.
Для преподавателей
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Интернет-ресурсы
http://mon.gov.ru/ http://www.edu.ru http://www.fipi.ru | http://ege.edu.ru http://www.school.edu.ru http://pedsovet.alledu.ru http://www.it-n.ru/ http://www.openclass.ru http://www.vestnik.edu.ru/ |
5