СЛАЙД
Учитель в классе и проблемы дисциплины. Причины конфликтных ситуаций.
Добрый день, коллеги. Меня зовут Войтенко Наталья Сергеевна. Я работаю учителем истории и обществознания в МКОУ СОШ 11. Мой педагогический стаж составляет 23 года. Прежде, чем приступить к освещению данной темы Учитель в классе и проблемы дисциплины. Причины конфликтных ситуаций, предлагаю Вам пройти мини-тест, цель которого выявить полезна ли и актуальна будет для вас данная тема
СЛАЙД
Мини-тест
В каждой паре утверждений выберите то, с которым вы в большей степени согласны, соответствующую букву — А или Б.
1 А. Я никогда не испытываю отрицательных чувств по отношению к своим ученикам.
Б. При общении с учениками у меня возникают самые разные чувства, в том числе гнев, раздражение и даже страх.
СЛАЙД
2 А. Часто мои ученики совершают такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не вызывают.
Б. Я чувствую, что чем хуже «выходка» ученика, тем больше он нуждается в поддержке.
СЛАЙД
3 А. Очень полезно ставить в пример детям их более успешных сверстников.
Б. У детей зарождаются комплексы, когда их с кем-то сравнивают.
СЛАЙД
4 А. Учеников не должны интересовать чувства, мысли и переживания учителей.
Б. Даже когда учитель тщательно скрывает свои чувства к ученикам, они хорошо ощущают и зависят от них.
СЛАЙД
5 А. Хороший учитель должен, прежде всего, учить предмету, а не заниматься внутренним миром и переживаниями учеников.
Б. Хороший учитель точно чувствует эмоциональное состояние учеников и учитывает его в своей работе.
СЛАЙД с темой
Подсчитайте результаты.
Если вы выбрали пять, обозначенных буквой Б, то мы с вами— единомышленники, потому что в ней говорится о том, над, чем вы думаете, и многое, о чем вы догадывались, здесь изложено в виде психолого-педагогических приемов и рекомендаций, вы наверняка получите ответы на многие свои вопросы.
Если среди ваших ответов буквой Б обозначены 1—2 утверждения, то вы, задумываетесь над тем, как научить ребенка отвечать за свои поступки, не снижая его внутренней свободы и не умаляя его достоинства.
Введение
Все учителя в первом и старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины. Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеются сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала. Вот два примера…
СЛАЙД
Пятиклассник Петя Птичкин постоянно забывает дома тетрадь по математике и отказывается работать на уроке. Когда учитель просит его открыть учебник и решать задачи, он сказал, что у него нет учебника, а сам бросил его под парту и пытался ногой задвинуть подальше в угол. Стоит учителю отвернуться к доске, как Петя начинает разговаривать и отвлекать внимание одноклассников.
СЛАЙД
Дина Семенова, восьмиклассница, постоянно опаздывает на историю, забывает тетрадь и учебник, отказывается отвечать и участвовать в обсуждении нового материала. Когда учительница истории говорит ей, что поставит двойку за год или вызовет родителей, Дина с вызовом отвечает, что ей все равно им придется терпеть ее до окончания девятого класса.
Такие или похожие Пети и Дины встречаются в каждом классе. Как мы реагируем на их поведение, зависит от «философии дисциплины», которую — осознанно или нет — проповедует конкретный педагог. Здесь можно выделить три разных подхода.
СЛАЙД
Первый подход можно назвать «руки прочь». Педагоги, которые придерживаются невмешательского подхода, считают, что ученики сами постепенно научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения. Такие учителя в лучшем случае разъясняют ученикам, что случилось, когда все уже случилось. Программа дисциплины с точки зрения этого подхода сводится к обучению навыкам общения: эмпатическому слушанию, отражению чувств и т.д.
Второй подход можно было бы назвать подходом «твердой руки». Педагоги, придерживающиеся этого метода, верят в то, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Такие учителя очень похожи на начальников: они требуют, командуют, направляют. Их программа дисциплины предполагает овладение навыками манипулирования учениками ради их же блага. Основные методы воздействия — угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я…» (далее называется наказание, связанное с хорошим знанием «слабых мест» каждого ученика).
Третий подход можно назвать «возьмемся за руки». Педагоги, которые придерживаются такой позиции, считают, что конкретные поступки учеников — это результат действия обеих сил: внутренних побуждений и внешних обстоятельств. Такие учителя берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ученика к необходимости осознанного выбора. Они также включают самих учеников в процесс установления правил. Их программа поддержания дисциплины строится на позитивных взаимоотношениях с учениками и повышении их самоуважения с помощью стратегии поддержки.
Какой подход вам ближе?
Нам ближе всего третий подход. Действовать рука об руку с учениками, родителями и коллегами, объединяясь не для разработки планов наказания, а для реализации плана развития личности каждого ученика класса, — вот как мы должны действовать!. В основе партнерского подхода к проблемам дисциплины лежит качество взаимодействия «учитель—ученик».
СЛАЙД
Молодой педагог, сталкиваясь с «плохим» поведением учащихся, спрашивал себя: как поскорее прекратить неподходящее поведение, мешающее вашим занятиям? Как уберечь хороших учеников от влияния дурных и убедить их продолжать хорошо вести себя? Как сделать так, чтобы пассивные ученики отвечали на уроках? Чтобы получить ответ на эти вопросы, познакомимся с тремя основными законами, которым подчинено поведение ваших учеников, кем бы они ни были
СЛАЙД
Три основных закона поведения
1-й закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.
2-й закон: Любое поведение учеников подчинено общей цели — чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни.
3-й закон: Нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей: привлечение внимания власть месть избегание неудачи.
1-й закон: Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах Вера Семушкина опаздывает на все уроки английского и не торопится поднимать руку при опросе. Почему? Света Петрова очень любит, когда ее хвалят учителя, и сделает ради похвалы любую работу. Почему? Дина Смольникова всегда с готовностью остается после уроков для любой внеклассной работы. Почему ?
Ответ прост: потому что они выбрали в тот момент именно такое поведение.
Психологи объясняют "плохое поведение" детскими впечатлениями, бессознательными мотивами, наследственностью, окружающей средой и воспитанием. Такие объяснения, какими бы справедливыми они ни были, не помогут установить в классе нормальную дисциплину. Так, учитель ничего не может сделать, чтобы изменить детские впечатления своего ученика, или изменить его условия жизни.Когда мы понимаем, что конкретное поведение - это выбор человека, мы тем самым приобретаем силу, чтобы начать влиять на решение наших учеников сделать этот выбор. Выбор существует и у нас: мы можем действовать привычными методами "манипулирования", не оставляя ученику иного решения, а можем захотеть что-то изменить в собственном поведении (а это требует смелости), научиться взаимодействовать с учениками, чтобы они захотели выбирать адекватное реагирование.
II закон. Любое поведение подчинено
общей цели - чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни
Другими словами, - чувствовать свою важность и значимость. Эта потребность естественна для любого, поскольку люди - социальные существа. Ежедневно в течение 9 или 11 лет половину дня ребята проводят в школе, поэтому можно считать нормальным желание каждого занять своё место в этой общности. Такое желание воплощается в трёх частных целях.
1. Ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальную состоятельность).
2. Строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками (коммуникативная состоятельность).
3. Вносить свой вклад в жизнь класса и школы (состоятельность в коллективной деятельности).
Ученики пытаются достигнуть этих целей всеми возможными способами. Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что мы называем "нарушением дисциплины", или "плохим поведением".
III закон. Нарушая дисциплину, ученик осознаёт, что ведёт себя неправильно,но может не осознавать, что за этимнарушением стоит. А это одна из четырёх целей: привлечь внимание, достичь власти, отомстить, избежать неудачи.
Привлечение внимания. Некоторые выбирают "плохое поведение", чтобы привлечь особое внимание учителя. Они всё время хотят быть в центре внимания, не давая вести урок, а остальным - понимать учителя.
Власть. Некоторые ученики "плохо" ведут себя, потому что для них важно быть главными. Они пытаются установить свою власть над учителем, над всем классом. Часто они демонстрируют своим поведением: "Ты мне ничего не сделаешь" - и разрушают тем самым установленный в классе порядок.
Месть. Для некоторых главной целью их излишней активности становится месть за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из учителей, ребят, а иногда и всему классу.
Избегание неудачи. Некоторые так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать. Им кажется, что они не могут выполнить требования учителей, родителей, свои собственные чрезмерно завышенные требования. Они часто мечтают, чтобы все оставили их в покое, находятся в изоляции, неприступные и "непробиваемые" ни для каких методических ухищрений педагога.
Эти четыре мотива выделил в 1930-е годы американский педагог Рудольф Дрейкур. Он писал: "Когда меня спрашивают, на основании какой теории я вывел эти четыре причины? Почему их не пять и не сто? - Я отвечаю, что просто наблюдал за детьми и нашёл только четыре мотива их плохого поведения. В 90 /о случаев присутствует один из этих четырёх мотивов. Если вы можете предложить что-то лучшее - пожалуйста".
Каковы бы ни были цели дурных поступков учащихся, мы должны взаимодействовать с ними. А если мы научимся определять цель нарушения дисциплины, то сможем правильно строить общение, заменить неконструктивный способ на разумный и эффективный. И так не один раз, а всё время.
Стратегии педагогов: правила.
Всё, о чём мы будем сейчас говорить, касается личности самого учителя - изменения его установок и реакций для достижения желаемых отношений с учениками. Без этого не обойтись, ведь никакие слова и действия, как бы тщательно ни были они подготовлены, не приведут к успеху, если учитель лукавит в своих установках и чувствах.
Правило 1. Акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности.
Правило 2. Управлять своими эмоциями.
Правило 3. Не усиливать напряжение ситуации.
Никогда не делайте и не говорите того, что может усилить напряжение ситуации - как для ученика, так и для вас. Это очень трудно - научиться не увеличивать, а снижать напряжённость ситуации. Перечислим типичные ошибки в реагировании на выходки.
Правило 4. Обсуждать проступок позже.
Поговорить о поведении ученика или его решении нужно обязательно, но только не в момент самой выходки. В тот момент, когда вы оба - и учитель, и ученик - возбуждены, вам вряд ли удастся взаимодействовать конструктивно. Вы не услышите, что вам говорит ученик, а он не услышит вас. Особенно когда работают "сильные отрицательные эмоции" в случаях властного и мстительного поведения.
Когда же обсуждать случившееся? Возможно, через час, а может быть, через день. Когда каждый успокоится и сможет разумно рассуждать. Когда учитель будет в состоянии говорить объективно, причём именно о том, что произошло, а не о том, кто виноват, то есть сможет показать действия, а не действующего.
Правило 5. Позволять ученику "сохранить лицо".
Ученики, особенно властолюбцы, не успокаиваются, пока не устроят "шоу". Вместе с тем они знают, что учитель сильнее, и имеет свои "козыри", чтобы вынудить их поступить по-другому. В результате такие ученики всё-таки сделают то, о чём вы их просите, но по-своему. Они играют в игру, которую можно так и назвать: "По-своему". В этой игре они дают нам то, что мы просим, но с оговоркой: "Я сделаю это, но по-своему, а не вашим способом". Почему-то именно это больше всего возмущает нетерпеливого раздражённого учителя. Согласие подчиниться он воспринимает как демонстрацию слабости, но требует полного подчинения себе - и вызывает новую волну конфронтации. Мудрый учитель умеет играть в игру "По-своему", потому что он знает: если мы играем в эту игру с учеником, мы позволяем ему "сохранить лицо", а вместе с тем получаем то, что нам нужно. Оба игрока тем самым выигрывают.
Правило 6. Демонстрировать неагрессивное поведение
Конфронтация выбивает из колеи, эмоции выходят из-под контроля. В этой ситуации люди часто начинают общаться агрессивно. Крик, обвинения, унижение, ругань - всё это агрессивное общение. Даже если мы научились контролировать свои эмоции (например, с помощью аутотренинга), - в момент конфликта они всё же могут захлестнуть нас. Поэтому придерживайтесь правил:
1. Отложить "на потом" дисциплинарные меры.
2. Применить в момент конфронтации одну из миротворческих, разряжающих атмосферу акций. А воспитательные монологи отложим на то время, когда будем абсолютно спокойны.
Дети быстро перенимают неагрессивную модель. Они делают то, что делаем мы, говорят так, как говорим мы. И если мы ведём себя агрессивно, эмоции берут верх над разумом, то и они позволяют себе это.
Конечно, сказанное - лишь отдельные законы и правила, позволяющие установить контроль над дисциплиной. Но именно эти - главные, и важно сделать их органичными нашему общению с ребятами. Тогда дисциплина не будет для них архитектурным излишеством, а для нас - проблемой.