СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Удивительная биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка "Удивительная биология" на базе  центра Точка роста

Просмотр содержимого документа
«Удивительная биология»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сапрыкинская основная общеобразовательная школа»

Губкинского района Белгородской области



«Согласовано»


Руководитель методического объединения учителей-предметников

________ Лубышева Л. Н.

Протокол № ______

от «___» __________ 2024г.

«Согласовано»


Заместитель директора

МБОУ «Сапрыкинская ООШ»

__________Жукова М.А.


«____»_____________2024г.

«Утверждаю»


Директор

МБОУ «Сапрыкинская ООШ»

__________ Ченцова Л. Е.

Приказ № ______

от «___» __________ 2024г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


«Удивительная биология»

(с использованием оборудования «Точка Роста»)

срок реализации программы - 1 год

возраст воспитанников - обучающиеся 11 - 14 лет



Составитель программы – учитель биологии

Копцева Ирина Владимировна





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _1___

от «31»_____08____2024 г















2024 г







Программа: (название, вид, уровень и направленность образовательной программы):

«Удивительная биология», естественно-научное направление



Автор программы: ___ Копцева Ирина Владимировна

Фамилия Имя Отчество





Программа рассмотрена на заседании педагогического совета

от «____» _____________ 20___ г., протокол № ______________



Председатель _______________ Ченцова Л.Е.

подпись Ф.И.О.













































Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и учётом нормативно- правовых документов: -

Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020) . - Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09. 2011 №2357 « О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденный приказом МОН от 06.10.2009» - Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 №986 «об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений». - Письмо Министерства образования РФ от 02.04.2002 г .№13-51-28/13»о повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса». –

Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.

Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач. Применение игровой методики и современных технологий для развития интеллекта позволит школьникам самостоятельно получать более глубокие знания по отдельным, интересным для них темам, демонстрировать их в интеллектуальных соревнованиях. Использование оборудования центра «Точка роста» при реализации занятий кружковой деятельности деятельности позволяет создать условия:

- для расширения содержания школьного биологического образования;

- для повышения познавательной активности обучающихся в естественно-научной области;

- для развития личности ребенка в процессе обучения биологии, его способностей, формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей;

- для работы с одарёнными школьниками, организации их развития в различных областях образовательной, творческой деятельности. Применяя цифровые лаборатории во внеурочной деятельности по биологии, учащиеся смогут выполнить множество лабораторных работ и экспериментов.


Основная цель: всестороннее развитие познавательных способностей и организация досуга обучающихся, расширение их кругозора и повышение мотивации к учению.

Задачи:

  • образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества;

- развивающая: развивать логическое мышление, наблюдательность, умения устанавливать причинно — следственные связи, умения рассуждать и делать выводы, пропаганда культа знаний в системе духовных ценностей современного поколения;

  • воспитательная: развивать навыки коммуникации и коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы и бережного отношения к ней, объединение и организация досуга учащихся.

Программа имеет естественнонаучную направленность и практическую ориентацию, носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся. Важнейшим приоритетом является формирование общеучебных умений и навыков, которые предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей обучающихся опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской, практической, социальной. Занятия по программе разделены на теоретические и практические. Причём деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.


Программа строится на основе следующих принципов:

  • равенство всех участников;

  • добровольное привлечение к процессу деятельности;

  • чередование коллективной и индивидуальной работы;

- свободный выбор вида деятельности; - нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности;

- развитие духа соревнования, товарищества, взаимовыручки;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей.


Организация образовательного процесса.


Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Групповые – для всей группы, при изучении общих и теоретических вопросов, индивидуально- групповые на практических занятиях. На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход к обучающемуся.

Формы контроля достижения результатов


Данная программа рассчитана на 1 год обучения с учащимися 5- 8 классов и составляет 36 часов в год, из расчёта 1 час в неделю, с 1сентября по 25 мая.





Результаты освоения программы. Планируемые результаты

Планируемые результаты

В результате освоения программы «Занимательная биология » обучающиеся на ступени основного общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико- ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.


В процессе прохождения программы должны быть достигнуты следующие результаты: 1 уровень результатов: «Приобретение социальных знаний»

  1. личностные качества: - уважительное отношение к труду и творчеству своих товарищей; - формирование эстетических чувств, познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

  2. универсальные способности - умение видеть и понимать значение практической и игровой деятельности;

  3. опыт в проектно-исследовательской деятельности

-умение работать с разными источниками информации; - овладение составляющими исследовательской и научно-практической деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.) и эстетического отношения к живым объектам;

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе.

  1. уровень результатов: «Формирование ценностного отношения к социальной реальности»

  1. личностные качества:

  • навыки индивидуальной деятельности в процессе практической работы под руководством учителя;

  • навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  1. универсальные способности:

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • способность передавать эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  1. опыт в проектно-исследовательской деятельности:

  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;

  • умение осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном; оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

  1. уровень результатов: «Получение самостоятельного общественного действия»

  1. личностные качества:

  • умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу одноклассников с позиций задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

  1. универсальные способности:

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;

  1. опыт в проектно-исследовательской деятельности:

  • выражение в игровой деятельности своего отношения к природе

Обучающиеся смогут: узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного

  • окружения и своего здоровья; ухаживать за культурными растениями и домашними животными;

  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

  • заботиться об оздоровлении окружающей природной среды;

  • предвидеть последствия деятельности людей в природе;

  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.






















































Содержание программы


Введение.(3часа)

План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных, практических работ. Ознакомление с оборудованием центра «Точка роста».

Оформление уголка кружка.

Практические и лабораторные работы: Лабораторная работа №1 «Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований». Раздел 1. Лаборатория Левенгука (6 часов)

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых. Техника приготовления временного микропрепарата. Клетки, ткани и органы растений. Отличительные признаки живых организмов. Микромир вокруг нас.

Практические и лабораторные работы: Лабораторная работа № 2 Лабораторный практикум

«Изучение устройства увеличительных приборов».

«Части клетки и их назначение». Мини-исследование.

Раздел 2. Биология растений (16часов).

Дыхание и обмен веществ у растений. Изучение механизмов испарения воды листьями. Испарение воды растениями. Тургор в жизни растений. Воздушное питание растений — фотосинтез. Кутикула. Условия прорастания семян. Деление клеток. Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека. Вегетативное размножение растений

Практические и лабораторные работы: Лабораторная работа №5 «Дыхание листьев», Лабораторная работа № 6 «Зависимость транспирации и температуры от площади поверхности листьев». Лабораторная работа №7 «Испарение воды листьями до и после полива».

Лабораторная работа № 8 Тургорное состояние клеток. Лабораторная работа № 9 «Фотосинтез». Лабораторная работа № 10 «Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения».

Лабораторная работа № 10 «Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения».Лабораторная работа № 11«Условия прорастания семян». Значение воды и воздуха для прорастания семян».Лабораторная работа № 12«Наблюдение фаз митоза в клетках растений»

.Лабораторная работа № 13 «Обнаружение хлоропластов в клетках растений» , Лабораторная работа

№ 14 «Обнаружение нитратов в листьях» . Практическая работа «Способы вегетативного размножения растений».

Раздел 3. Зоология(7 часов)

Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. Простейшие . Движение животных.

Тип кольчатые черви. Внутреннее строение дождевого червя. Мини-исследование «Птицы на кормушке»

Практическая зоология

Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Практическая работа

«Классификация животных ».Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп. Лабораторная работа № 15 «Сравнительная характеристика одноклеточных организмов»

.Лабораторная работа № 16 «Наблюдение за передвижением животных». Практическая орнитология. Работа в группах: исследование «Птицы на кормушке».

Раздел 4 Экология(2 часа)

Проектно-исследовательская деятельность: Модуль «Экологический практикум : «Влияние абиотических факторов на организмы».

« Определение запыленности воздуха в помещениях», «Из мерение влажности и температуры в разных зонах класса»

Тематический план


Раздел, тема


Кол час

теория


практика



Введение.(3часа)




1

План работы и техника безопасности при выполнении лабораторных, практических работ.

1


1


2-3

Ознакомление с оборудованием центра «Точка роста». Лабораторная работа №1«Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований»

2

1

1


Раздел 1. Лаборатория Левенгука ( 6часов)




4

Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Лабораторная работа № 2

«Изучение устройства увеличительных приборов».

1

0,5

0,5

5-

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых.

Лабораторный практикум«Части клетки и их назначение».

1

0,5

0,5

6

Техника приготовления временного микропрепарата. Лабораторная работа №3

«Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука».

1

0,5

0,5

7

Клетки, ткани и органы растений. Отличительные признаки живых организмов.

Лабораторная работа №4«Ткани растительного организма».

1

0,5

0,5

8-9

«Микромир вокруг нас». Мини-исследование.

2

1

1


Раздел 2.Биология растений ( 16 часов)




10

Дыхание и обмен веществ у растений. Лабораторная работа № 5 «Дыхание листьев»,

1

0,5

0,5

11-

12

Изучение механизмов испарения воды листьями. Лабораторная работа № 6 «Зависимость

транспирации и температуры от площади поверхности листьев».

2

1

1

13

Испарение воды растениями Лабораторная работа №7 «Испарение воды листьями до и

после полива».

1

0,5

0,5

14-

15

Тургор в жизни растений. Лабораторная работа № 8 Тургорное состояние клеток.

2

1

1

16

Воздушное питание растений — фотосинтез. Лабораторная работа № 9«Фотосинтез».

1

0,5

0,5

17

Кутикула. Лабораторная работа № 10 «Значение кутикулы и пробки в защите растений от испарения»

1

0,5

0,5

18

Условия прорастания семян. Лабораторная работа № 11 «Условия прорастания семян».

Значение воды и воздуха для прорастания семян».

1

0,5

0,5

19-

20

Деление клеток. Лабораторная работа № 12 «Наблюдение фаз митоза в клетках растений»

2

1

1

21

Растения. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека

Лабораторная работа № 13 «Обнаружение хлоропластов в клетках растений»

1

0,5

0,5

22-

23

Лист. Лабораторная работа № 14 «Обнаружение нитратов в листьях»

2

1

1

24-

25

Вегетативное размножение растений. Практическая работа «Способы вегетативного размножения растений».


2

1

1


Раздел 3.Животные (7часов)




26

Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни

человека. Практическая работа «Классификация животных ».

1

0,5

0,5

27-

28

Простейшие. Лабораторная работа «Сравнительная характеристика одноклеточных организмов»

2

1

1

29

Движение животных. Лабораторная работа №

«Наблюдение за передвижением животных».

1

0,5

0,5

30

Тип кольчатые черви. Внутреннее строение дождевого червя. Лабораторная работа № 6

«Особенности внутреннего строения дождевого червя»

1

0,5

0,5

31-

32

Мини-исследование «Птицы на кормушке» Практическая орнитология. Работа в группах:

исследование «Птицы на кормушке».

2

1

1


Раздел 4 Экология(3часа)




33,

34

Влияние экологических факторов на организмы. Экологический практикум «Влияние

абиотических факторов на организмы».

2

0,5

1,5

35

«Микроклимат в классе» Экологический практикум «Измерение влажности и

температуры в разных зонах класса».

1

0,5

0,5

36

Итоговое занятие

1

1





































Материально – техническое обеспечение


Организационные условия, позволяющие реализовать содержание дополнительной образовательной программы «Удивительная биология» предполагают наличие оборудования центра «Точка роста»: - цифровая лаборатория по биологии; - помещения, укомплектованного стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой); - микроскоп цифровой; - комплект посуды и оборудования для ученических опытов; - комплект гербариев

демонстрационный; - комплект коллекции демонстрационный (по разным темам); - мультимедийного оборудования (компьютер, ноутбук, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет). Дидактическое обеспечение предполагает наличие текстов разноуровневых заданий, тематических тестов по каждому разделу темы, инструкций для выполнения практических работ.

Литература


  1. Методическое пособие «Реализация образовательных программ естественнонаучной и технологической направленности по биологии с использованием оборудования центра

«Точка роста». В.В.Буслаков, А.В.Пынеев.

  1. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.

  2. Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.

  3. Абаскалова Н.П. Здоровью надо учить: Методическое пособие для учителей. – Новосибирск: Лада, 2000.

  4. Болушевский С.В. Биология. Веселые научные опыты для детей и взрослых-М.: Эксмо, 2013. -96с.

  5. Долгачева В. С., Алексахина Е. М. Естествознание. Ботаника; Академия - Москва, 2012.

- 368 c.

  1. Вебстер К., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н., Корякина Н.И. От экологического образования к образованию для устойчивого развития. – СПб.: Наука, САГА, 2005.

  2. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006.

  3. Гоголев М.И. Медико-санитарная подготовка учащихся. – М.: Просвещение, 1995.

  4. Зайчикова С. Г., Барабанов Е. И. Ботаника; ГЭОТАР-Медиа – Москва, 2013.

  5. Лазаревич С. В. Ботаника; ИВЦ Минфина - Москва, 2012. - 480 c.

  6. Махлаюк В.П. Лекарственные растения в народной медицине. – М.: Нива России, 1992.

  7. Мухин В. А. Биологическое разнообразие. Водоросли и грибы. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

  8. Родионова А. С., Скупченко В. Б., Малышева О. Н., Джикович Ю. В. Ботаника; Академия – Москва, 2012. - 288 c.

  9. Смелова В.Г. «Зеленые друзья» Физиология растений/ методическое пособие для учителей. – М.:2011

  10. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 2007.

  11. «Юный эколог». 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации / авт.-сост. Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева, С.В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2018.

Список литературы для обучающихся

  1. А. Ван Саан. Веселые эксперименты для детей. Биология. – СПб: Питер, 2011.

  2. Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г. Экология и безопасность питания. – М.: Экологический вестник России, 1995.

  3. Ильичев В.Д. Популярный атлас-определитель. Птицы – М.: Дрофа, 2010.

  4. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. – М.: Дрофа, 1995.

  5. Прядко К.А. Понятия и определения: Экология / Словарик школьника. – СПб: Издательский дом «Литера», 2006.

  6. Резько И.В. Экзотические животные в вашем доме/Авт. сост. И.В. Резько. – Мн.: ООО

«Харвест», 1999.

  1. Синадский Ю.В., Синадская В.А. Целебные травы. – М.: Педагогика, 1991.

  2. Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Ред. коллегия: М. Аксенова, В. Володин, Г. Вильчек, Е. Ананьева и др. – М.: Аванта +, 2005.


Интернет-ресурсы

  1. https://moodledata.soiro.ru/eno/met_rec.pdf. Лабораторный практикум по биологии.

  2. https://urok.1sept.ru/articles/611487 методические разработки с использованием цифровой лаборатории.

  3. http://window.edu.ru/resource/880/29880/files/ssu016.pdf Школьный практикум по биологии.

  4. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»

  5. Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов: [Электронный ресурс]. URL: http://school-collection.edu.ru/. (Дата обращения: 28.03.2020).

  6. Комнатное цветоводство: [Электронный ресурс]. URL: https://www.floriculture.ru/. (Дата обращения: 28.03.2020).

  7. Научно-популярные и учебные фильмы: [Электронный ресурс]// Учебное видео. Экранизации. Биографии. URL: http://school-collection.edu.ru/. (Дата обращения: 28.03.2020).

  8. Сезоны года. Общеобразовательный журнал: [Электронный ресурс]. URL: https://сезоны-года.рф. (Дата обращения: 28.03.2020).