СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Употребление обращения в диалоге

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого урока в коррекционной школе по теме "Употребление обращения в диалоге". Русский язык, 7 класс. 

Просмотр содержимого документа
«Употребление обращения в диалоге»

Конспект открытого урока

по русскому языку

Тема: Употребление обращения в диалоге

Цель: сформировать у учащихся понятие «диалог» и закрепить правила использования обращения в нём.

Задачи:

Образовательные:

- актуализировать знания учащихся об обращении;

-повторить правило употребления знаков препинания при обращении в зависимости от его положения в предложении;

- развивать умение выразительно читать предложение с обращениями в нём.

Коррекционные:

- коррекция внимания, памяти, речи;

- развитие навыков самоанализа и самоконтроля при выполнении самостоятельной работы;

- формирование познавательного интереса к предмету.

Воспитательная:

- воспитание уважения к одноклассникам и старшим по возрасту;

- воспитание чувства гордости за свой язык и культуру.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- обмен тетрадями;

- проверка рабочих мест.

2. Актуализация знаний учащихся об обращении через словарную работу со словом «пожалуйста».

- На доске написаны предложения:

Пожалуйста, встань!

Молодой человек, уступите, пожалуйста, место.

Пожалуйста, молодой человек, уступите место.

Уступите место, пожалуйста, молодой человек.

- в каком предложении нам понятно, к кому обращаются?

- как мы называем словосочетание «молодой человек»? (обращение)

- где может стоять обращение в предложении? (в начале, в середине и в конце предложения)

- как выделяется предложение на письме? (запятыми)

Сделать вывод: обращение это то слово, которое мы используем для того, чтобы привлечь внимание другого человека или группы людей. На письме обращение выделяют запятыми. Обращение произносят с особой, звательной интонацией.

3.Введение в новую тему.

-На доске написаны диалоги. Задание: найти обращение, расставить запятые.

-Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный?

- Князь печально отвечает: «Грусть тоска мен съедает».

***

- Свет мой зеркальце, скажи, я ль на свете всех милее?

-Ты, царевна, всех милее. Всех румяней и белее.

Беседа по примерам:

Сколько персонажей участвует в разговоре? (двое)

Вывод: разговор, в котором участников двое называется диалог. Слово «диалог» происходит от греческого «диа» - раздельно, «логос»- слово.

Как один персонаж обращается к другому в первом диалоге? Как во втором?

В первом диалоге обращение идет к одушевленному или неодушевленному персонажу? А во втором?

Как вы думаете, для чего нужно обращение в диалоге?

Вывод: обращение в диалоге служит для того, чтобы привлечь внимание собеседника. Обращение может быть адресовано не только к одушевленным, но и неодушевлённым персонажам. В диалоге обращение произносится с особой, звательной интонацией.

4. Физкультминутка:

Задание: если слово нужно писать с заглавной буквы – поднимайте одну руку, если с маленькой буквы- хлопните в ладоши.

Слова: Барсик, котёнок, город, Южно-Сахалинск, Никита, семиклассник, река, Сусуя, собака, корова, Москва, Зорька, воробей, урок.

5. Закрепление полученных знаний. Практическая работа с учебником.

Стр. 29№34

- отработать постановку знаков препинания при обращении;

- отработать интонацию произнесения обращения;

- подчеркнуть обращение;

- обратить внимание на форму разговора- диалог. Сколько персонажей участвует, одушевленные или неодушевленные.

Упражнение 34.

-Здравствуй, Ворона!

- Ты кого зовешь, косой? Меня?

-Тебя,дяденька Ворон.

- Так я не ворона, а Ворон. Не видишь, что ли?

-А что видеть-то?

-Не понимаешь, глупый зверёк? Ворона серая, а я черный. Ворона деревенская, а я лесной.

- Подумаешь, много ли разницы!

-А еще я мясо заячье люблю, болтун.

-Ой, я всё уже понял, дяденька Ворон!

6. Итоги урока:

-как называется разговор двух персонажей?

- что используют персонажи, чтобы привлечь внимание друг друга?

- для чего нужно обращение в диалоге?

7. Выставление и комментирование оценок.

8. Запись и комментирование домашней работы.