СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 11. Определение расстояний и размеров тел в солнечной системе

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку №11 в 10 классе по астрономии

Просмотр содержимого документа
«Урок 11. Определение расстояний и размеров тел в солнечной системе»

Урок 11 . ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАССТОЯНИЯ И РАЗМЕРОВ ТЕЛ В СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ

Тип урока: «открытие» нового знания

Задачи: исследовать астрономические методы определения расстояний и размеров тел в Солнечной системе

Планируемые результаты

П р е д м е т н ы е : научатся формулировать понятие «горизонтальный параллакс», определять понятие «угловые размеры объекта»; перечислять методы определения расстояний до небесных тел и размеров небесных тел; получат возможность пояснять сущность метода определения расстояния по параллаксам светил, радиолокационного метода и метода лазерной локации, использовать аналитические соотношения при решении задач на определение расстояний до планет по горизонтальному параллаксу и размеров небесных тел по угловым размерам и расстоянию

М е т а п р е д м е т н ы е :

  • познавательные - интерпретировать информацию, представленную в тексте научного содержания; анализировать эмпирический метод определения размеров Земли; использовать табличные данные при решении задач;

  • регулятивные – соотносить наблюдаемые астрономические характеристики и параметры Земли при определении ее характеристик;

  • коммуникативные – выражать логически верные обоснованные высказывания

Л и ч н о с т н ы е:

организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы; высказывать убежденность в единстве методов изучения Земли и других планет Солнечной системы


Образовательные ресурсы: учебник, электронная презентация



Организационная структура урока


Этап урока


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I. Организационно-мотивационный этап

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

- Здравствуйте, уважаемые учащиеся. На прошлом уроке мы говорили о законах движения небесных тел – законах Кеплера.

Среди фраз, которые я перечислю далее, определите верные и ошибочные и обоснуйте свой ответ:

- «Законы Кеплера связывают характеристики движения компонентов любых произвольных космических систем»; «Законы Кеплера позволяют объяснить причины движения тел»; «Частный случай эллипса – окружность – имеет максимальный эксцентриситет»

Настраиваются на учебную деятельность.





Высказывают свое мнение, приводя обоснования.

Построение логичных устных высказываний



II. Актуализация знаний учащихся

Организует обсуждение ответов на вопросы и решение задач

Анализируют вопросы с. 62 учебника, решают задачи (см. РМ)

Построение научно обоснованного устного высказывания







1

2

3

4

III. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности

- Взаимодействие скольких тел рассматривается в законах Кеплера?

- В каком случае можно применить III закон Кеплера при решении задач?

- Вместе с тем Солнечная система – взаимодействие значительно большего, чем два, числа объектов. А период обращения небесных тел в Солнечной системе может быть известен не для всех объектов. Следовательно, необходимы другие методы для определения расстояний и размеров небесных тел. Тема сегодняшнего урока – «Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе». Мы не только познакомимся с методами, которые могут быть использованы как для определения параметров Земли, так и других планет, но и подтвердим достоверность данных методов

Отвечают на вопрос, участвуют в обсуждении

Выявление противоречий. Осуществление мыслительных операций – сравнения, анализа

IV. Открытие нового знания учащимися

























1

- Необходимость определения расстояний и размеров небесных тел накладывает на использование методов определенные ограничения.

- Как вы считаете, какие это могут быть ограничения?

- Какое небесное тело для нас является самым близким?


Организует повторение элементов содержания, характеризующих геометрические зависимости, - длины дуги центрального угла в 1°, равенство синуса малого угла величине самого угла, взаимосвязь радианной и градусной меры угла.

Используя электронную презентацию, вводим понятия «базис», анализируем метод горизонтального параллакса, единицы его измерения и соотношение для его определения.

Предлагает учащимся заполнить таблицу в ходе представления докладов учащихся и обсуждение результатов заполнения таблицы.









2

Высказывают предложения, в совместной беседе с учителем приходят к выводу о невозможности использования прямых измерений размеров небесных тел, зависимости метода от точности измерения других физических параметров, а самым близким небесным телом является Земля.






Изображают в тетрадях графически базис, горизонтальный параллакс.



Желающие представляют доклады: «Радиолокационный метод в астрономии»; «Лазерная локация и ее использование в астрономии».








3

Использование методов измерения расстояний и размеров тел Солнечной системы






















4


-Первые сведения об определении размеров Земли относятся к работам Эратосфена. Используя материал учебника и предложенный алгоритм, узнайте, в чем же состоял его метод.












Сопровождает процесс выполнения учащимися самостоятельной работы.




Организует обсуждение результатов работы. Анализирует методы углового радиуса и триангуляции, используя электронную презентацию. Предлагает представить результаты в виде таблицы.







Организует обсуждение результатов работы.

Заполняют таблицу «Методы определения расстояний в астрономии».


Метод

Суть

Аналитическое соотношение

Метод горизонтального параллакса



Радиолокационный метод



Метод лазерный локации




Представляют результаты работы.

Выполняют самостоятельную работу по алгоритму, используя материал учебника (с. 64-65) (см. РМ).


Представляют результаты своей работы, участвуют в обсуждении метода углового радиуса и метода триангуляции. Заполняют таблицу «Методы определения расстояний в астрономии».


Метод

Суть

Аналитическое отношение

Метод определения углового радиуса



Метод триангуляции





Представляют результаты работы













1

2

3

4

V. Включение нового знания в систему

Комментирует решение типовых задач в учебнике (с. 70-71).

Сопровождает выполнение учащимися самостоятельной работы

В совместной беседе с учителем анализируем решение типовых задач в учебнике. Выполняют самостоятельно задание:

1. Укажите условия применимости каждого из методов определения расстояний и размеров тел Солнечной системы

2. С. 71, упражнение 11

Применение полученных знаний в новых условиях

VI. Рефлексия деятельности

- Сегодня мы рассмотрели методы, позволяющие определить размеры и расстояния до небесных тел. Какие характеристики можно определить для небесного тела, зная его размеры?

- Какие характеристики можно определить для небесного тела, зная расстояние до него?

Отвечают на рефлексивные вопросы

Саморефлексия деятельности на уроке

VII. Домашнее задание

Учебник, § 13


Записывают домашнее задание




РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

Задачи по астрономии.

  1. Среднее расстояние от планеты до Солнца составляет 9,6 а. е. Используя Приложение VI учебника, определите, какая это планета и каков сидерический период ее обращения.

  2. Сидерический период обращения планеты 0,24 земных года. Используя Приложение VI учебника, определите, какая это планета и каково среднее расстояние от планеты до Солнца.

  3. При вычислении синодического периода Нептуна ученик указал, что он составляет 72 года. Верно ли решение, если среднее расстояние от Нептуна до Солнца составляет 30 а. е.?

Определите отношение средних расстояний Мимаса и Титана до Сатурна, если периоды их обращений составляют соответственно 23 часа и 15 дней 23 часа.

Самостоятельная работа.

  1. Назовите проведенные Эратосфеном измерения.

  2. Запишите полученные Эратосфеном данные.

  3. Приведите проведенные Эратосфеном расчеты (формулы, единицы измерения, числовые результаты).

  4. Сравните расчеты Эратосфена и современные данные о размерах Земли.