Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Форма контроля |
I. Актуализация знаний | Устный счет в игровой форме | Организует устный счет с целью актуализации знаний. • Соедините линией примеры с одинаковыми ответами:  • Выполните работу по таблице. – Сравните числа первой строки. Сравните числа второй строки. 11 12 13 14 15 16 17 18 19 10 20 30 40 50 60 70 80 90 – Сравните пары чисел, записанных друг под другом. Сколько разных цифр используется для записи этих чисел? Сколько всего чисел записано? • Решите задачу. Для растопки печки брат принес 8 поленьев, а сестра – 5. Отец принес столько поленьев, сколько брат и сестра вместе. Сколько поленьев принес отец? • Треугольник разрезали так, как показано на рисунках. Какие фигуры можно составить из полученных частей? (См. ресурсный материал.) | Отвечают на вопросы учителя по материалу предыдущего урока. Выполняют задания на формирование навыка устного счета | Фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу | Устные ответы |
II. Сообщение темы урока | Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Отгадайте загадку: Ежедневно по утрам Он в окошко входит к нам. Если он уже вошел, Это значит, день пришел. (Солнечный луч.) – Луч можно встретить и в математике. Прочитайте тему урока на доске. – Определите цели урока, используя опорные слова (см. с. 6). – Сегодня на уроке будем учиться изображать геометрическую фигуру луч с помощью линейки | Слушают и обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока | Фронтальная | Личностные: устанавливают связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: определяют тему и цели урока, последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Устные ответы |
III. Изучение нового материала | Работа по учебнику. Задание 1 (с. 19) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Рассмотрите рисунки в учебнике. Прочитайте текст. – Можно ли начертить весь луч? (Нельзя.) – Рассмотрите чертеж. На нем изображен луч. Его обозначают двумя буквами латинского алфавита. Точка А – начало луча. Буква В может обозначать любую точку на этом луче. Читают так: луч АВ. Конца у луча нет. – Какую геометрическую фигуру называют лучом? – Как обозначить луч на чертеже? – Прочитайте названия лучей на доске.  – Чем они похожи? Чем отличаются? | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Читают названия каждого луча | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – умеют ориентироваться в учебнике: определяют умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают; делают самостоятельные простые выводы. Регулятивные: самостоятельно организуют свое рабочее место; соотносят выполненное задание с образцом; используют в работе простейшие инструменты; оценивают свое задание. Коммуникативные: участвуют в диалоге; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события, поступки | Устные ответы. Выполнение задания в рабочей тетради |
Задание 2 (с. 20) | – Рассмотрите рисунок в учебнике. Сколько лучей здесь изображено? (Три луча.) – Прочитайте название луча, показывающего каждое из данных направлений. (Луч АМ, луч КО, луч DE.) | Рассматривают рисунок. Отвечают на вопросы | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 3 (с. 20) | – Рассмотрите чертежи. – Что объединяет все фигуры? (Это геометрические фигуры.) – Найдите на рисунке лучи и назовите их. (CD, OE.) – Что такое луч? Как правильно прочитать луч? Как называются остальные фигуры на рисунке? (Отрезки.) – Что такое отрезок? Чем отличается луч от отрезка?  | Сравнивают луч и отрезок | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 4 (с. 20) | – Начертите луч, обозначьте его буквами и запишите обозначение. Работайте по плану, данному в учебнике | Чертят луч в тетради | Индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
IV. Первичное осмысление и закрепление | Работа в печатной тетради № 1. Задание 4 | Задаёт вопросы. Наблюдает за работой учащихся. Комментирует ход решения. – Сколько точек изображено на чертеже? (Три точки.) – Через каждые две точки проведите лучи и обозначьте их буквами. В задании не сказано о том, чтобы какая-нибудь одна или несколько точек были началами лучей. Поэтому возможны разные варианты построения лучей. (См. ресурсный материал.) | Отвечают на вопросы. Строят лучи через данные точки | Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: общеучебные – отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят нужную информацию в учебнике; определяют, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания; логические – сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; определяют план выполнения заданий на уроке под руководством учителя; соотносят выполненное задание с образцом, предложенным учителем; используют в работе простейшие инструменты; корректируют выполнение задания в дальнейшем; оценивают свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи) | Выполнение задания в тетради |
Задание 5 | Направления движения Маши и Миши задаются лучами. Общее начало этих двух лучей изображено на рисунке точкой. Так как Маша и Миша пошли в противоположных направлениях, то для построения сразу обоих лучей удобно линейку расположить так:  | Строят луч, на котором показывают направления движения Маши и Миши | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 7 | Решения:  • Волк и Заяц тоже выполнили это задание. Рассмотрите чертежи. Справились ли с заданием Волк и Заяц? Свой ответ поясните. (См. ресурсный материал.) | Строят отрезок на данном чертеже | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Работа по учебнику. Задание 12 (с. 22) | – Вспомните правило чтения высказываний, изображенных с помощью стрелок. Что обозначает синяя стрелка? (Синяя стрелка заменяет слово «меньше».) – Что обозначает красная стрелка? (Красная стрелка заменяет слово «больше».) – Какое число читают первым? (В паре первым читают то число, от которого идет стрелка, а вторым – то, к которому идет стрелка.) – Сколько можно прочитать высказываний по рисунку? (По рисунку можно прочитать столько высказываний, сколько на нем изображено стрелок.) – Прочитайте высказывания по второй схеме. 1) тридцать пять больше шестнадцати; 2) девяносто больше тридцати пяти; 3) девяносто больше семидесяти восьми; 4) девяносто больше шестнадцати; 5) семьдесят восемь больше тридцати пяти; 6) семьдесят восемь больше шестнадцати | Вспоминают правило чтения высказываний, изображенных с помощью стрелок | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 13 (с. 22) | – Вспомните правила построения графа. Решение: 1. Граф отношения «больше».  2. Граф отношения «меньше».  | Вспоминают правило построения графа. Читают высказывания по данному графу. Строят граф | Фронтальная | Устные ответы |
Задание 15 (с. 23) | – Прочитайте задачу. – Что известно? Что требуется узнать? – Почему задача решается с помощью вычитания? – Измените условие так, чтобы задача решалась сложением. (Для того чтобы задача решалась сложением, нужно в ее условии слово «короче» заменить словом «длиннее».) – Решите новую задачу | Изменяют условие задачи. Решают новую задачу | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 16 (с. 23) | – Прочитайте задачу. – Что известно? Что требуется узнать? – Как вы думаете, можно ли изменить условие задачи так, чтобы число 6 называлось только один раз? Новая формулировка задачи: у Бори 6 простых и столько же цветных карандашей. Сколько карандашей у Бори? – Запишите решение новой задачи | Изменяют условие задачи. Решают новую задачу | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
Задание 19 (с. 23) | – Прочитайте условие задачи. – Что известно? Что требуется узнать? – Используя цветные палочки, решите эту задачу. Рассуждение: «По условию задачи Кролик посадил 2 десятка семян моркови и 3 десятка семян редиса. Выложим с помощью цветных палочек эти числа:   Так как в задаче спрашивается, сколько морковок и редисок надеется собрать Кролик, надо сложить (сдвинуть на модели) эти числа: Всего  Получилось число, в котором 5 десятков (5 оранжевых палочек), – это 50. Значит, Кролик надеется собрать 50 морковок и редисок». В тетради запишем решение задачи: 20 + 30 = 50 (к.). Ответ: 50 корнеплодов. – Прочитайте еще раз вопрос задачи. – Как вы думаете, почему в вопросе задачи используется слово «надеется»? – Можем ли мы точно утверждать, что Кролик осенью соберет ровно 50 морковок и редисок? Почему? – Скорее всего, он соберет меньше 50 морковок и редисок или ровно 50? – Можем ли мы точно утверждать, что Кролик не соберет больше 50 морковок и редисок. Почему? | Решают задачу | Фронтальная, индивидуальная | Выполнение задания в тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений | Предлагает оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Назовите признаки луча. – Что на уроке было самым интересным? Трудным? – Довольны ли своей работой на уроке? – Удалось ли достичь поставленной цели? | Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Коммуникативные: выполняют построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: выполняют оценку результатов работы | Оценивание работы уча-щихся на уроке |
Домашнее задание | Поясняет домашнее задание. № 17, 18 (учебник); № 1 (рабочая тетрадь) | Записывают задание | Фронтальная | Наблюдение |
Треугольник разрезали так, как показано на рисунках. Какие фигуры можно составить из полученных частей?
В задании не сказано о том, чтобы какая-нибудь одна или несколько точек были началами лучей, поэтому возможны разные варианты построения лучей.
Волк и Заяц тоже выполнили это задание. Рассмотрите чертежи. Справились ли с заданием Волк и Заяц? Свой ответ поясните.