СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 9 МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с устным народным творчеством (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки), для выявления читательского опыта первоклассников о сказках, в которых говорится о домиках.

Просмотр содержимого документа
«Урок 9 МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА.»

Урок 9
МАЛЫЕ ЖАНРЫ ФОЛЬКЛОРА
(потешки, считалки, загадки, пословицы и поговорки)

Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с устным народным творчеством (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки), для выявления читательского опыта первоклассников о сказках, в которых говорится о домиках.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: применяют правила делового сотрудничества: проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности;

метапредметные: регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия; познавательные – знакомятся с малыми жанрами фольклора (потешки, считалки, загадки, пословицы, поговорки), выделяют особенности каждого жанра, формулируют ответы на поставленные вопросы, применяют способы решения творческой задачи; коммуникативные – используют конструктивные способы взаимодействия с окружающими;

предметные: научатся осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки).

Сценарий урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

На доске выставка: справа – картинки с изображением кузовка, котомки, туеска, деревянной тарелки, ухвата, полотенца, деревянной ложки и т. п.; слева – фрагменты деревянной резьбы, кружева, салфетки и т. п.

− Посмотрите на выставку. Все эти предметы созданы умелыми руками людей. Какие из них вам известны?

− Многими из этих предметов пользуются и сегодня. Некоторые предметы люди забыли или не знают. С какими предметами вы встречались в сказках? (Котомка, кузовок.)

Учитель читает отрывки из сказок В. Белова «Родничок», М. Михайлова «Лесные хоромы».

− Эти сказки авторские. Почему их так называют? А как называют сказки, у которых нет автора?

− Отгадайте сказки.

Возле леса на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки:

Кто герои этой сказки?

(Медведи из сказки «Три медведя».)

Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

Тут зубами щёлк да щёлк,

Появился серый волк.

Шкуру белую надел,

Нежным голосом запел.

(«Волк и семеро козлят».)

− Как много в мире добрых, весёлых и запоминающихся устных народных произведений. Они создавались в глубокой древности, когда люди в основном были неграмотными, и передавались от бабушки к внучке, от отца к сыну. Как говорилось, из уст в уста. Вот почему все эти сказки, былины, песенки называются произведениями устного народного творчества. Богат ими русский народ. Издавна бродили по Руси скоморохи – и спеть, и сплясать, и сказочку рассказать они умели.

II. Постановка темы и целей урока.

– В старые времена на Руси был такой обычай. Когда поздней осенью был собран весь урожай, а хлеб в закрома засыпан, собирались жители все вместе коротать осенние да зимние длинные вечера, устраивали посиделки.

За окном мороз, вьюга, а в избе в печи дрова потрескивают, тепло. Кто за прялкой сидит, кто узор вышивает, кто из глины лепит, другие из дерева ложки да плошки вытачивают. Как говорится в русской пословице – «От скуки бери дело в руки». Весело было! То песню затянут, то шуткой перебросятся, то загадки загадывают.

Давайте и мы устроим посиделки. Постараемся почувствовать красоту произведений устного народного творчества. Скоморохи, ваш выход!

Выходят заранее подготовленные дети в костюмах скоморохов.

Пожалуйста, гости дорогие!

Вас ждут песни и считалки!

Интересные загадки!

Пословицы!

III. Работа по теме урока.

1. Игра «Потешки».

Заранее подготовленные дети читают наизусть потешки.

Петушок, петушок,

Золотой гребешок.

Маслена головушка,

Шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь,

Голосисто поёшь,

Деткам спать не даёшь?

* * *

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

* * *

Лиса по лесу ходила,

Громким голосом вопила,

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки плела:

Мужу двое, себе трое

И детишкам по лаптишкам.

Учитель читает потешки, которые даны в хрестоматии.

− Какие потешки вы знаете? Расскажите.

− А теперь «угоститесь» мудрым словом.

2. Игра «Пословицы».

Скоморохи называют слова. Ребята должны составить пословицу из предложенных им попарно соединённых слов.

• Время – потехе. (Делу – время, потехе – час.)

• Труда – пруда. (Без труда не вынешь и рыбку из пруда.)

• Дело – мастера. (Дело мастера боится.)

• Пышки – шишки. (Работнику – медовые пышки, лодырю – еловые шишки.)

• Друга – береги. (Нет друга – ищи, а нашёл – береги.)

3. Работа по группам.

− Придумайте историю на основе одной из составленных пословиц.

Дифференцированные задания.

1) Упражнение в чтении. Самостоятельное чтение пословиц и поговорок в хрестоматии.

2) Выполнение заданий в рабочей тетради.

3) Иллюстрирование пословиц, потешек.

Звучит русская народная песня. Дети играют в игру «Каравай».

4. Игра «Скороговорки».

Учитель читает скороговорки в хрестоматии, дети соотносят тексты с иллюстрациями.

Заучивание скороговорок.

− В скороговорке в одной фразе нарочно совмещены звуки, трудные для произнесения. Скороговорка – это старинная забава, которая помогает развивать речь.

Учитель даёт детям разные команды по прочтению ими вслух скороговорок:

– прочитать, чётко проговаривая все звуки;

– прочитать медленно;

– прочитать: «ночь» (тихо), «утро» (вполголоса), «день» (громко);

– прочитать в быстром темпе 3 раза подряд.

5. Игра «Загадки».

«Скоморохи» хором читают:

Ой-люли, та-ра-ра-ра!

Заходи-ка, детвора!

Да подумай, посмекай,

Все загадки отгадай.

− Загадка – это и игра, и состязание, и развлечение, и учение.

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, я приглашаю вас

К загадкам поскорее!

− Что такое загадка? Загадка – это задачка, которую надо решить, отгадать. В загадке предмет не называется, а описывается. И по этим признакам надо догадаться, о чём идёт речь.

Загадки, в которых даётся описание предмета
или явления путём перечисления различных
его признаков

– Чтобы решить такую загадку, надо проанализировать признаки и объединить их в одно целое.

Кафтан на мне зелёный,

А сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч. (Арбуз.)

− Какие признаки, свойственные арбузу, указаны в загадке? (Цвет, вкус, форма.)

Загадки, где описание предполагает краткую
характеристику предмета или явления

– Чтобы решить такую загадку, надо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

• Голубая простыня весь свет одевает. (Небо.)

Загадки, в которых используется
отрицательное сравнение

– Чтобы решить такую загадку, надо доказать от противного: сопоставить разные, но в то же время схожие признаки, сгруппировать их по-новому, в другом сочетании.

• Летит, а не птица, воет, а не зверь. (Ветер.)

Загадки, в описании которых
используются метафоры

• Под одной крышей четыре братца живут. (Стол.)

Учитель читает загадки из учебника. Дети проводят исследования, на каком описании построены данные загадки.

Ответы: молния, гром, дождь, туча, лиса, ёж.

− Откуда взялись загадки?

Родились загадки очень давно, в те времена, когда топор за богатство считался. Много бед тогда подстерегало человека: ударит молния, вспыхнет лесной пожар, волки нападут на стадо. Наши предки думали, что и дерево, и трава, и звери лесные – все понимают человеческий язык. И для того чтобы природу обмануть, придумали охотники, рыболовы и пастухи особый «тайный язык». Из него и родились когда-то загадки.

6. Рефлексия.

− С какими малыми жанрами народного творчества вы сегодня встретились? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? Какие жанры народного творчества остались сегодня без внимания? (Песни, считалки.)

Конкурс знатоков (работа по группам).

− При помощи считалки выберите участника конкурса «Малые жанры фольклора». Представители от каждой команды читают выразительно на выбор загадку, потешку, скороговорку, пословицу. Остальные должны сказать, что к какому жанру относится.

IV. Итог урока.

− Живет на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, звонкой песни, без ручьев, без синей мохнатой головки василька в поле, без народных сказок и песен, которые поют ему мама и бабушка. Этот человек – каждый из вас.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

В. Шафран