СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Древнейший Рим

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Древнейший Рим" прдназначен для учащихся 5 класса и разработан с учётом требований ФГОС. Содержит задания на развитие логического мышления. В презентации представлены задания для всех этапов урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок Древнейший Рим»

Тема урока: Древнейший Рим.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые технологии: технология интенсификации учебного материала на основе схем и знаковых моделей, проблемного обучения, игровая.

Цели урока:

Личностные: Личностные – развивать умение давать оценку историческим событиям с позиции гуманистических нравственных ценностей, развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Древнего Рима.

Предметные – развивать умение получать информацию из различных источников (документ, историческая карта), систематизировать и критически оценивать историческую информацию; знакомство с новыми понятиями.

Метапредметные - развивать умение применять модели и схемы для решения учебных познавательных задач, умение осознанного чтения и использования речевых средств (устных и письменных) в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

Оборудование:

Учебник А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс. М. – Просвещение.

Презентация, медиапроектор, задания «из бутылки».

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников (формируемые УУД)

Проверяемые умения

Доска (оборудование)

Создание проблемной ситуации

(При входе в класс учитель намеренно роняет лист с буквой «м»). Ребята, я так спешила, что уронила лист. Давайте посмотрим, что на нём? попробуем составить из этих букв слова. Ученики составляют слова «мир», «Рим».

Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий – Л

Высказываются предположения.

На доске из букв составляются слова.

Формулирование проблемы

Обратите внимание на ключевые слова: «мир», «Рим». Как вы думаете, есть ли связь между этими словами? На этот вопрос мы и попытаемся ответить в ходе изучения темы и раздела «Древний Рим»

Выдвигают свои версии.

Выдвижение гипотез и их обоснование – П


Актуализация знаний

Слайды 2, 3. Пословицы помогут нам дать ответ на вопрос.

Какие у вас возникают гипотезы решения проблемы?

Понимание текста, извлечение необходимой информации – П Выдвижение гипотез и их обоснование – П

Гипотезы выписываются на доску.

Проектор, экран; презентация.


Поиск решения

Слайд 4.

Дети делятся на группы

Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации – К

Достижение договорённостей и согласование общего решения – К

Осознание ответственности за общее дело – Л


Проектор, экран; презентация.

Первичное усвоение знаний. Работа в группах

Слайд 5.Рабочая карта 1.

Прочитайте текст перед параграфом 44, пункт 1 параграфа, рассмотрите карту, с.213

Заполните карту «Древняя Италия»

1.Закрасьте кружочек, обозначающий город, основанный, согласно легенде, Ромулом. Надпишите название города.

2. Надпишите название реки, на левом берегу которой возник Рим.

3. Надпишите название гор, отделяющих Италию от остальной Европы.

4. Напишите названия трёх больших островов у берегов Италии.

2. Заполните таблицу. (Слайд 6 – при проверке заполнения таблицы).

Ландшафт

Климат

Источники воды

Полезные ископаемые

Занятия римлян













Умение использовать историческую карту как источник информации о расположении древних цивилизаций и государств;

умение классифицировать информацию, самостоятельно выбрать основания и критерии для классификации;

Проектор, экран; презентация.



Рабочая карта 2.

Прочитайте текст первого пункта и документ «Почитание Весты и Марса», с.214-215 и ответьте на вопросы:

1. Кто в легендах и мифах древних римлян носил эти имена? Что вы о них знаете?

Марс, Веста, Ромул, Рем, Рея Сильвия

2. Вспомните римские легенды. Кто мог бы сказать о себе такие слова? Объясните свою мысль.

С давних пор моих собратьев и сестёр преследуют и убивают, изображают хищными и злыми. А за что? Если бы не я, то сам Рим, быть может, не был бы основан… Ведь статую, да ещё в центре города, зря не поставят! Я на века застыла в броне и этим горжусь. (Слайд 7 – в случае затруднения с ответом)

3. Можем ли мы считать римских весталок монахинями в современном понимании этого слова? Своё мнение обоснуйте. (Слайд 8).

Умение осознанно рассказывать о событиях древней истории;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение основами самоконтроля и самооценки;

принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Проектор, экран; презентация.



Рабочая карта 3.

Прочитайте п.2 параграфа 44.

1. Мог ли Ромул, согласно легенде основавший Рим, что-нибудь слышать об Олимпийских играх? Мог ли он участвовать в Олимпийских играх? (Слайд 9 – в случае необходимости уточнения ответа)

2. Обед в Древнем Риме состоял из закуски, цены (собственно обеда) и десерта. (Слайд 10)

Кому принадлежали следующие меню обеда:

Меню 1.

Закуска: мальва, салат, лук, мята, рыба, обложенная разрезанными яйцами, вымя под пикантным соусом.

Цена: барашек, пироги, бобы, цыплёнок, окорок.

Десерт: яблоки.

Меню 2.

Закуска: зелень, горох, лук, чеснок, чёрный ячменный хлеб.

Цена: бобы, рыба, кислое вино.

Десерт: репа.

3. Как вы понимаете поговорки древних римлян: «Огород – рынок раба и бедняка», «Капуста и свёкла – плебейские овощи».

Умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбрать основания и критерии для классификации;

умение объяснять смысл основных хронологических понятий;

принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Следование в поведении моральным нормами этическим требованиям – Л.



Отчёты групп о результатах проделанной работы.

Критерии экспертизы групповой работы.

  1. Активность всех членов группы – 3 балла.

  2. Правильность суждений каждого члена группы – 3 балла.

  3. Логика ответов – 5 баллов.

  4. Полнота ответов – 5 баллов.

  5. Глубина ответов – 5 баллов.

  6. Умение слушать товарища – 2 балла.

  7. Уровень диалоговой культуры – 2 балла.

Осознанное и произвольное построение речевого высказыванияП Использование критериев для обоснования своего суждения – К Достижение договорённостей и согласование общего решения – К

Раздаются жетоны за ответы.







Первичное закрепление знаний.

Задание (репродуктивного типа) Прочитайте п. 3 параграфа 44.

Прокомментируйте и дополните схему органов управления Древним Римом (Слайд 11)











Планирование учебного сотрудничества – К Познавательная инициатива – Р

Умение работать с изобразительными источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию



Рефлексия

Слайды 12-15 Рефлексия по методу ассоциации.

Учитель: Что такое ассоциация? Какие ассоциации вызывает у вас каждый из слайдов? Какую часть проблемы урока он затрагивает?

Учитель: Наступает ответственный момент – подведение результатов работы.

Сосчитайте жетоны, полученные каждым из вас.

( Выставление оценок и их комментирование).

Кроме того, вы показали себя с лучшей стороны, действуя, как сплочённые группы и выполнили задания.

Желаю вам и дальше развить и сохранить это качество.

Всем спасибо за сотрудничество (Слайд16).

Рефлексия способов и условий действия – П

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности – К

Планирование учебного сотрудничества – К

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям – Л

Умение работать с изобразительными источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию

Проектор, экран

Домашнее задание

Параграф 44, вопросы 1-4. Какие культуры, изображённые на слайде 10, римляне не употребляли в пищу? (задание на самостоятельную работу с дополнительными источниками информации с последующим представлением результатов работы классу)



Познавательная инициатива – Р

Проектор, экран