СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок " Героическая музыка"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок " Героическая музыка"»

Конспект урока музыки в 5 классе на тему:

«Героические образы в музыке и живописи»


«Герой – это человек, который в решительный

 момент делает то, что нужно делать в интересах

 человеческого общества»


Цель:  Познакомить детей с образами русских воинов, защитников Отечества , которые нашли своё отражение в музыке, в литературе, в изобразительном искусстве… Формирование целостной картины восприятия мира, неделимость музыки и окружающего мира.

Задачи:

 Образовательные:

повторить  и закрепить отражённую  на основе музыкальных произведений, поэзии, живописи героическую тему защиты Родины и народного патриотизма.

Воспитательные:

раскрыть роль и силу героической музыки, литературы, изобразительного искусства;

воспитывать у учащихся гуманизм, духовность, патриотизм,  нравственные и эстетические чувства; 

воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание, соучастие.

Развивающие:

развивать интеллект, логическое мышление, творческие способности учащихся, умение рассуждать, анализировать.

развивать вокально-хоровые навыки, навыки декламации, творческое и художественное мышление.

 Коммуникативные:

Воспитывать культуру слушателя через прослушивание подготовленного материала

Формировать культуру анализа произведений;

Развивать культуру диалоговой и монологовой речи в процессе изучения учебного материала.

Личностные:

Найти возможность для творческой самореализации на уроке и во внеурочное время;

Направить себя на построение самостоятельного маршрута общения с искусством (самостоятельное прослушивание музыки в домашних условиях, приобретение записей классической музыки для домашней фонотеки, посещение концертов, обучение игре на музыкальных инструментах, чтение литературы).

Оборудование:

 фортепиано, компьютер; папки в помощь учащимся; портреты;  живописные полотна.


Музыкальные фрагменты: гимн РФ, Симфония №2 А.П. Бородина, фрагменты кантаты С.С. Прокофьева «Александр Невский»









Ход урока:

Умирая, не умрет герой -
Мужество останется в веках.
Имя прославляй своё борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах!

Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:Здравствуйте ребята.

(звучит гимн РФ), вам знакома эта мелодия?

Ученики: Это гимн России.

Учитель: А что означает слово гимн?

Ученики: Это главная песня страны, республики.

Учитель: В каких случаях он исполняется?

Ученики. В особо торжественных случаях, на государственных праздниках, при поднятии флага, открытии спортивных олимпиад, утром по радио.

Учитель: В каком характере нужно исполнять гимн?

Ученики: Величественно, торжественно, твердо, гордо.

Учитель. Вот в таком характере мы с вами исполним 1 куплет гимна. Давайте встанем, потому что когда звучит гимн, все люди встают, тем самым подчеркивают уважительное отношение к главной песне страны. Теперь вспомним гимн РФ.

(Ребята исполняют куплет и припев )

Актуализации знаний и умений:

Учитель- ''От южных морей, до полярного края, раскинулись наши леса и поля'' такие слова из гимна мы с вами только что пропели. И действительно, территория нашей Родины очень большая и с древних времен со всех сторон на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, нашими природными богатствами, поработить русский народ.

И конечно, всегда находились защитники земли русской, имена которых дошли до наших дней. Мы восхищаемся их подвигами. Назовите известных вам героев, защитников Отечества.

Ученики: Илья Муромец, Александр Суворов, Александр Невский.

Уитель: Верно. И образы богатырей, защитников Родины в разные времена волновали композиторов, художников и они разными средствами, независимо друг от друга воплощали эти образы в своих произведениях. Композиторы при помощи звуков, художники при помощи красок.

А теперь давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

Ученики: Героические образы в музыке и изобразительном искусстве.

Учитель: Вы назвали тему правильно. Главная задача ответить на вопросы:

есть ли взаимосвязь между музыкой и изобразительным искусством?

Можем ли мы увидеть музыку и услышать живопись?

На все эти вопросы в конце урока вы сами дадите ответы .

Звучит фрагмент симфонии №2 А.П.Бородина.

Вы слушали знакомое произведение , ответьте на вопросы:

- Кто является автором?

- Название музыкального произведения?

- Какой образ рисует в вашем воображении эта музыка?

Ученики: Образ человека смелого, решительного, могучего, сильного, людей богатырей.

Учитель: В чьем исполнении вы слушали это произведение?

Ученики: Это исполнял Симфонический оркестр.

Учитель : Сколько музыкантов входит в симфонический оркестр?

Ученики: До ста человек.

Учитель: Какие группы музыкальных инструментов в этом оркестре?

Ученики : Духовые, струнные ,ударные и клавишные.

Учитель: Правильно. Как называются произведения исполняемые симфоническим оркестром?

Ученики: Симфония.

Учитель: Верно. Как вы думаете, какие бы краски можно взять для изображения этой музыки?

(Ответы детей).

Учитель: Русский композитор А.П. Бородин назвал ''Богатырская'', и она действительно рисует нам образ былинных русских богатырей- защитников Отечества. 

Есть картина русского художника наиболее созвучна этой музыке. Назовите эту картину и его автора.

Ученики: Картина русского художника Виктора Михайловича Васнецова ''Богатыри''

Учитель: Правильно. Вы молодцы, правильно ваше творческое воображение и подсказало вам правильный ответ.

Мы знаем интересный фактПосле окончания работы над картиной Васнецов говорил: ''Я хотел, чтобы картина звучала как музыка, пелась как былина, волновала, как родная песня. '' Картина передает эти чувства? Как вы думаете, удалось это художнику?

Картина ''Богатыри'' художника Васнецова и ''Богатырская'' симфония композитора Бородина появились независимо друг от друга и создатели этих произведений жили в разное время и никогда не встречались, но мы не случайно в своем восприятии объединяем эти произведения, так как они связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины, и ее героев, богатырей.

Учитель :Слушаем еще одно знакомое вам произведение.

(Звучит «Ледовое побоище» кантата «Александр Невский» С.С Прокофьева)

- Кто является композитором?

- Что это за произведение?

- О ком это произведение?

- В каком музыкальном жанре воспет его образ?

- Что такое «Кантата»?

Ученики: С.С Прокофьев. Кантата «Александр Невский. Это произведение о русском герое –святом.

Учитель : Молодцы. Слушаем другой фрагмент из кантаты.

(Звучит фрагмент из второй части «Песнь об Александре Невском»)

Учитель:- Этот фрагмент о ком- как вы думаете,?

Ученики: Об Александре Невском.

Учитель: Конечно, о самом Александре Невском. Посмотрите на экран. На нем мы видим картину Павла Корина «Александр Невский».

Сама картина-триптих, как и кантата «Александр Невский» были написаны в 20 веке. Прокофьев написал кантату для одноименного фильма режиссера Сергея Эйзенштейна, ведь кино тоже является разновидностью искусства. Фильм этот вышел в кинотеатрах в 1938 году. Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из этого фильма.

(На экране ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ» 1938г)

Учитель: Каким в фильме изображен Александр Невский? Как вы думаете, образ Александра Невского, который мы увидели во фрагменте кантаты и его образ из фильма соответствуют друг другу? Чем они похожи? Что, кроме сюжета, роднит эти замечательные творения художника, композитора и режиссера?

Ученики: И композитор и художник своими интонациями и красками изобразили образ русского героя , который всю свою жизнь посвятил Родине и защите русского народа.

Учитель : Прекрасные произведения великих мастеров В. Васнецова и А.П. Бородина, П. Корина и С.С. Прокофьева и С. Эйзенштейна рассказывают нам о далеких событиях. Эти произведения были созданы ими гораздо позже событий, описанных в картинах и музыкальных произведениях.

-Что вдохновляет художников, композиторов, исполнителей обращаться к героическим образам и сюжетам прошлого?

(Групповое обсуждение вопроса 2-3 минуты).

Учитель : Воспевая русскую богатырскую мощь, великие мастера изображали не только славное прошлое нашего народа, но и его славное героическое будущее. Изображая историческое прошлое, заимствовав сюжеты из истории, сами произведения, всем свои духом будят в нашем воображении события 20 века.

Они говорят нам о том, что нельзя забывать своей истории.

ФИЗМИНУТКА.

А сейчас мы с вами немного разомнемся как настоящие солдаты. (Электронная физминутка «Богатырская наша сила»)

Учитель :Наша страна в XX веке пережила и победила еще в одной страшной войне – Великой Отечественной, которая унесла миллионы человеческих жизней. И каждую семью коснулась эта война.

Всех, кто сражался на фронте, кто работал в тылу называем героями. Они для нас всегда пример. О них сложено много песен, написано много картин.

Ваши сверстники уже четверное поколение, которому не довелось пережить тех ужасов войны. Но забывать об этом нельзя.

Больше 10 тысячам человек во время Великой отечественной войны было присвоено звание Героев Советского Союза. И среди наших земляков-крымчан есть такие люди. Их знают поименно. Каждый год на 9 мая им посвящаются самые искренние слова благодарности. Подарки и награды от Правительства.

Учитель: В наше время кого мы можем назвать героями?

Ученики: Всех , кто стоит на защите нашей Родины. Это солдаты, которые днем и ночью охраняют наш покой и зорко охраняют наши границы.

Учитель : Современные художники пишут картины о том тяжком времени, поэты пишут стихи, композиторы сочиняют музыкальные произведения а режиссеры снимают фильмы. (На слайде картины современных художников: Петра Кривоногова «Оборона Брестской крепости», Разгром танковой дивизии СС (Валерий Петелин).

И мы сегодня с вами споем современную песню о сохранении мира на земле. («Отмените войну»,авторы песни Музыка Татьяны Ветровой, слова Амалии Майер) но сначала немножко распоемся. (Вокально-хоровая работа, распевание, упражнения на артикуляцию, исполнение песни «Отмените войну»)

После того, как ребята спели песню вопрос:

Ребята, какую картину вы себе представляли когда пели эту песню?

РЕФЛЕКСИЯ

Сегодня на уроке мы познакомились с прекрасными творениями великих мастеров, которые в своих произведениях воспели мужество, героизм, силу, благородство русских защитников Отечества.

Мы сегодня о многом поговорили, давайте вспомним основное:

  1. Симфония – это…

  2. Кантата – это…

  3. Их сходство заключается в… А их различие заключается в …

  4. Мы познакомились с картинами художников… Которые называются…

  5. кто же такой герой …

  6. Что такое Реквием? Кто авторы Реквиема?

  7. Может ли музыка, картина, песня, поэта или стихотворение служить памятником защитникам Отечества?

  8. Связь времен заключается…

Есть прекрасные слова «О поколении судят по героям, которые ему принадлежат»

И я желаю вам стать такими же доблестными, сильными, смелыми, преданными Родине защитниками своего Отечества.

Вы все сегодня замечательно поработали.

"Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной - есть постыдное равнодушие" – этими словами Александра Сергеевича Пушкина мы и закончим сегодняшний урок.


Спасибо за работу, молодцы! До новых встреч!