Урок – консультация
Его предназначение – дополнительная работа с учениками. У каждого ребенка есть свои слабые места. Учитель, замечая их, анализирует , систематизирует, а затем консультирует обучающихся, пытается устранить возникшие проблемы.
В зависимости от содержания и назначения выделяют тематические и целевые уроки – консультации . Тематические консультации проводят по каждой теме, иногда по сложным вопросам программного материала. Целевые консультации входят в систему подготовки, проведения самостоятельных и контрольных работ, зачетов, экзаменов.
На консультации сочетаются различные формы работы с обучающимися: индивидуальные, парные, групповые, общеклассные.
В ходе урока – консультации учитель лучше узнает своих учеников, видит динамику их развития, выявляет наиболее активных и пассивных, любознательных. Он видит, кто нуждается в помощи, подсказке. Помощь может быть реализована не только учителем, но и учениками– консультантами через применение индивидуальных и групповых форм работы.
Подготовка к проведению урока – консультации осуществляется как учителем, так и обучающимися. К консультации ученики должны подготовить вопросы и задания, вызывающие у них затруднения. Накануне урока – консультации можно предложить обучающимся домашнее задание: подготовить по теме консультации карточки с вопросами и заданиями ,с которыми они не могут справиться. Если на первых консультациях учитель не
получает вопросов, то он предлагает ученикам анализировать объяснительный текст и имеющиеся там задания, задает вопросы, которые ускользнули от внимания школьников. Оставшаяся часть урока используется разбору вопросов, подготовленных учителем. Когда обучающиеся поймут суть подготовки к уроку – консультации , они могут подготовить большее количество вопросов, чем можно разобрать на уроке. В таких случаях вопросы либо обобщаются, либо отбираются наиболее значимые, оставшиеся вопросы переносятся на последующие уроки.
Урок – консультация
Готовимся к итоговому сочинению
Готовясь к итоговому сочинению, обучающиеся пробовали свои возможности по объявленным тематическим направлениям («Мой Лермонтов», «Среди великих гениев России мне ближе всех один…», «Какая она, война?», «Ответственность человека перед природой», «Способно ли благородство противостоять злу?»). Работы после проверки анализировались. Зачитывались лучшие из них.
Накануне написания пробного сочинения возникла необходимость показать, как можно использовать свои знания, наработки, уже имеющиеся у обучающихся. Данный урок – консультация был показан административному корпусу школ района и руководителям районного управления образования.
До проводимого урока – консультации были выявлены основные трудности написания сочинения. Перед уроком школьники получили задания: 1)перечитать произведения М.Ю.Лермонтова и выбрать те, в которых будет затронуто большее количество тематических направлений;
2) по таблице (раздается каждому ученику) написать возможные, с их точки зрения, ответы ( таблица прилагается).
В классе 20 человек. Ученики до урока уже определились с тематическими направлениями ( 1направление – 4 человека; 2 – 6человек; 3 – 2 человека;4 – 3 человека; 5 – 5человек)
Урок – консультация проводился по произведению М.Ю.Лермонтова «Беглец».
Началась работа на уроке с того, что определились, почему было избрано произведение М.Ю.Лермонтова . В 2014 году страна отмечает 200 – летний юбилей поэта.
1 тематическое направление - «Недаром помнит вся Россия…»(200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова
Прочитав комментарий, обучающиеся пришли к выводу, что писать нужно о своеобразии творчества поэта, обязательно затронув мотив изгнанничества (Изгнанник проклят, обречен на скитания. Но в то же время это проклятие – знак избранности по отношению к «другим»). Ученики приходят к выводу, что поэма «Беглец» может служить замечательным аргументом для иллюстрации.
Обучающимся были предложены темы сочинений (по одной к каждому тематическому направлению). Сначала определяли ключевое слово темы. В первой теме таким словом стало – «мастерство».
- Что удалось Лермонтову изобразить мастерски?(Нравы горцев; картина «поля брани», состояние героя, гибель беглеца)
Работа в группах –Найти ключевые слова, цитаты, подтверждающие мнение, говорили о своем отношении.(см. таблицу )
2 тематическое направление – Вопросы, заданные человечеству войной.
Ребята приходят к выводу, что не только о подвигах и патриотизме, но и о поражениях , о предательстве, дезертирстве рассказывают нам писатели. Пример тому – Гарун, бежавший с поля боя. И так же, как и 1группа, 2 - ая читает комментарий ,называет главное слово в теме ( Какая она, война?) Обучающиеся подбирают ключевые слова к теме, ищут идею, говорят о своем отношении к проблеме, называют аргумент - иллюстрацию. Говорят о том , что должно быть во вступлении и заключении (Дезертирство, бежит с поля боя, бросает оружие, забывает об отце и братьях; страх, стыд, позор. Понимает, что поступает неправильно, но надеется на прощение, жалеет себя: )
И скрылся я один в пустыне,
Как зверь, преследуем, гоним,
С окровавленными ногами
От острых камней и кустов,
Я шел безвестными тропами
По следу вепрей и волков…
3 тематическое направление – Человек и природа в отечественной и мировой литературе.
Как оказалось, это был самый трудный блок для иллюстрации. О чем говорить здесь? Да, пришлось согласиться с тем, что всегда буйная, жгучая природа Кавказа показана мало. Но как! (Самое начало поэмы – объекты живой природы – им уподобляется герой по боязливости и трусости:
Гарун бежал быстрее лани,
Быстрей, чем заяц от орла…
Природа выражает и свое отношение к человеку, его поступкам: поэтому не будет тут природы, сочувствующей герою. Природа стыдится тому, что взрастила дезертира, не способного защитить ни ее, ни мать , ни невесту(Обучающиеся нашли, что туманы, покрывшие поляны – это саван, которым защищает природа себя от Гаруна)
И снова искали главное слово в теме (Природа и человек едины)
Поведение беглеца (всего боится, крадется, в нем нет ничего героического – природа затихает, «прячется», нет картин любования природой. )
Эта группа также искала ключевые слова, образы, которыми можно было бы воспользоваться на сочинении.
4 Тематическое направление (Спор поколений: вместе и врозь)
Формулировка темы данного направления заставляет поразмышлять о том, всегда ли отцы и дети обречены на конфликт. И если да, то почему. Четвертая группа в своей теме вычленила то слово, которое нужно было объяснить, раскрыть. Таким словом оказалось слово «неизбежен»
(Конфликт отцов и детей неизбежен?)
Данная тема вызвала полемику: одни считали, что мать поступила правильно, не простив сына, другие – наоборот. Также группой был подобран ряд ключевых слов, показывающих взаимоотношения поколений и источник конфликта.(По – разному понимают смысл жизни, любовь между родителями и детьми. Что лучше: смерть сына или позор?)
5 Тематическое направление (Чем люди живы?)
(Природа предательства – тема сочинения) Обучающиеся размышляли над тем, почему Гарун стал предателем. Ведь «отец и два родные брата за честь и вольность там легли».Его друг Селим и на смертном одре думает о сражении, о победе над врагом …«и взор блеснул огнем надежды»:
И он привстал, и кровь бойца
Вновь разыгралась в час конца
Группа, работающая по этому направлении, также комментируя поэму, нашла несколько иллюстраций к своему сочинению (это поведение друга, песня невесты, поступок беглеца по отношению к отцу, братьям, матери).
Рефлексия. Ученик на уроке оценивать может не только себя, но и работу коллектива. Особенно это касается тех занятий, где используются групповые методы работы. На уроке –консультации ученики высоко оценили эффективность коллективной работы. Ребята были откровенны, говоря о том, что многому научились, работая в группе и слушая ответы других.:
-Работая в группе, вы общались. Как это повлияло на результат?
( Ответы: работа стала более эффективной; в написании сочинения многие вопросы разрешились; стало понятно, как нужно начать работу по написанию сочинения; оказывается, можно взять и небольшое произведение, а извлечь из него многое; в работе мы допускали неточности, но их легко поправляли другие; задействованы ресурсы всех участников группы, все приняли участие в обсуждении выбранных тематических направлений и конкретных тем сочинений.)
Учитель затем может быстро проанализировать результат и подкорректировать особенности работы на следующем уроке - консультации, когда вновь прибегнет к групповым методам обучения.
Итог урока –консультации – 7 человек из 20 обучающихся выбрали темы 1 и2(Какие произведения М.Ю.Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу? Можно ли обойтись без книг?)
Дюмина Т.П.