СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения. "Гласные буквы Я, я."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

-формировать умение находить в словах букву Я;

- знать, какие звуки она обозначает;

- читать слова с этой буквой;

- совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом ,

отвечать на вопросы по содержанию;

способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения. "Гласные буквы Я, я."»

Тема «Гласные буквы Я, я»

Цели:

-формировать умение находить в словах букву Я;

- знать, какие звуки она обозначает;

- читать слова с этой буквой;

- совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом ,

отвечать на вопросы по содержанию;

способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.


Ход урока

I. Включение в учебную деятельность

 Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.


-Давайте поприветствуем наших уважаемых  гостей, улыбнёмся друг другу.  Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Настраиваемся хорошо и слаженно работать.


2. Актуализация знаний

- В начале урока мы  повторим то, что уже знаем. Итак..

1)звуки бывают гласные  и… (согласные)

        твёрдые  и…(мягкие)

        звонкие   и…(глухие)      

 2). Звуки мы слышим, а  буквы…(пишем)

 3). В слове столько слогов, сколько… .(гласных)

 4). После твёрдых согласных пишутся гласные.. ( а,о,ы,у).

 5)  После мягких согласных пишутся гласные… ( и,е)

      Какие буквы мы называем хитрыми? ( Е)

Почему? (В начале слова и после гласной обозначают два звука.)


3. Речевая разминка.

4. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания.

- Круглые, румяные

Мы  растем на ветках:

Любят нас и взрослые

И маленькие детки. ( ЯБЛОКИ )


( Сегодня за работу на уроке  вы получите ЯБЛОКИ-РАСКРАСКИ)

- Произнесите слово яблоки по слогам.

-Сколько в слове слогов?  (3 слога)

Первый ряд произнесет только первый слог.?( яб)

Второй ряд произнесите второй слог ?(ло)

Третий ряд произнесите третий слог? ( ки)

Произнесите только звук ,который мы слышим в начале слова. [ЙА ]

Слияние  какого согласного звука с гласным вы слышите? [Й и А]

Какой согласный звук примыкает к нему? [ Б ]

Кто пойдет к доске и составит схему к этому слову?

Учение у доски составляет схему к слову. Если в классе ребята, кто не согласен с нашей схемой, просигнальте

А теперь Посмотрите на экран.


5.Знакомство с буквой.

Два звука, образовавших слияние [Й А], принято обозначать не двумя буквами, а одной.   И такой буквой является буква Я.

И сегодня она королева нашего урока..

- Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я.
Доложить готова:
- А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я.
Я не только буква Я -
Буква,
Слог и слово Я!

А теперь давайте обратим внимание , как пишется печатная и письменная буква. Учитель демонстрирует изображение с письменным и печатным вариантом.


6. Изучение новой буквы.

         Отгадайте ,пожалуйста , имя девочки .Ее имя  начинается имя на букву Р и оканчивается буквой я.( имя собственное). Она тоже любит собирать и есть яблочки.

Рая

Звукобуквенный анализ слова .

Итак, сделаем вывод: Буква я после гласной обозначает  2 звука [й а ]  

Эту букву назвали хитрой еще и потому , что она может обозначать один звук. А какой? Вы мне сейчас скажете сами.

Какой звук мы слышим на конце каждого слога? [а]

Какой звук стоит в каждом слоге перед я? согласный

. Значит делаем вывод, что буква я обозначает звук [а] только после согласного.

Сделаем вывод-какие же звуки обозначает буква Я? ( буква я обозначает два звука[ й а ] , когда стоит в начале слова и после гласной. А также обозначает [  а ], когда стоит после согласного звука. (слайд 9)

Давайте  найдем ей место для проживания в нашем домике.( она будет жить на первом этаже в домике для гласных) Ничего не перепутали? Докажите, пропойте этот звук. Все верно.


7. Физминутка.

Если в слове, которое я произнесу, есть Я - приседают мальчики, если нет - девочки.

Яблоня, ворона, ящик, валик, янтарь, пила, моя, страна, родная, Россия


8.Работа по учебнику.

А я вам приготовила очередной сюрприз, чтобы вас удивить. Я поведаю вам удивительную историю об одном из существующих 7 чудес света.

-Когда то очень давно, в одном из самых богатых городов мира Александрии ,что находился на реке Нил ,чтобы обезопасить мореплавание ,было решено построить маяк на подходе к нему.

Строительство заняло пять лет. Маяк  - это трехэтажная башня высотой 120 метров. На третьем этаже вечно горел громадный костер, отражавшийся в зеркалах. Дрова для костра доставлялись наверх по спиральной лестнице, по ней на стометровую высоту въезжали повозки, запряженные ослами.

Маяк был и крепостью и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу.

            С падением римской империи он перестал светить, обвалилась верхняя башня, стены нижнего этажа разрушились от землетрясения в XIV веке. Руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость и в ней существуют поныне.

           А морякам всего мира известно еще про один маяк, естественный. Он находится у берегов Центральной Америки. Это вулкан Ицалко( или Исалько), высотой 2000 метров.

       А известен он тем, что каждые восемь минут здесь раздаётся подземный гул и над кратером вулкана возвышается клуб дыма, который растет, превращаясь в столб высотой до 300 метров – это изливается магма. Такие извержения здесь случаются в течение уже двухсот лет. Поэтому он является надежным ориентиром в любую погоду, в любое время дня и ночи.

Теперь вы поняли ,что такое маяк и для чего он нужен.


VI. Итог урока

– С какой буквой познакомились?

– Прочитайте вывод урока в учебнике.

– Его надо выучить дома.

– Дома составьте рассказ о букве Я с помощью звуковки.

– Кому сегодня было сложно?

– У кого всё получилось?

– Вы сегодня все молодцы!

– Спасибо за урок.

– Урок окончен.

Сказка про букву «Я»

        Гордая буква Я никак не хотела встречаться с согласными буквами. Зачем? Ведь у неё же был свой согласный - звук [й`]! Но без неё слова рассыпались и ничего нельзя было понять, что они хотят друг от друга. И вот однажды она согласилась встретиться с одной из согласных букв, что бы хоть не надолго буквы могли о чём-то договориться. Звуку [й`] так понравилось играть со своими братьями – согласными буквами, что он готов был отдать свою мягкость любому из них. С тех пор, как только буква Я вставала в слияние с согласным, звук [й`] уходил к этому согласному и отдавал ему свою мягкость. А буква Я оставалась с гласным звуком [а] и очень гордилась, тем что рядом с ней согласные становятся мягче. Но как только буква Я уходила из слияния, звук [й`] тут же возвращался обратно к букве Я.