СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Музыка барокко"

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок мировой художественой культуры на тему: "Музыка барокко". Программа Емохоновой Л.Г.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Музыка барокко"»

МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»

Льговский район Курская область









Урок на тему:

«Музыка барокко»

(Программа Емохоновой Л.Г., 11 класс)

Учитель МХК

Курбатова Г.Н.

























2016 год



Тип урока: комбинированный.

Вид урока: смешанный.

Цели и задачи урока: систематизация и углубление знаний, обучение созданию наглядных пособий, которые могут быть использованы как в «предметную копилку», так и в исследовательских целях; развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных навыков; стимулирование мотивации к обучению; развитие вкуса и расширение кругозора; формирование потребностей самостоятельно совершенствовать ЗУНы продуктивным методом.

Материально-техническое обеспечение урока: интерактивная доска и Microsoft PowerPoint 2010 (не ниже)4 Л.Г.Емохонова Мировая художественная культура, 11 класс, базовый уровень, М., 2012, учебник.

Межпредметные и внутрипредметные связи: МХК, история, литература, изобразительное искусство, музыка; музыка- архитектура – живопись – литература.

Тема «Музыка барокко» - интересна и богата разнообразным материалом. В рамках одного урока учащихся необходимо познакомить с выдающимися музыкальными образцами и вызвать в них творческий интерес к данной теме.

Систематизировать уже полученные знания помогут иллюстрации и творческие задания, в том числе «арочного»типа.

Структура урока:

  1. Организационный момент (приветствие учащихся, оформление журнала, сообщение темы, целей и задач урока) – 3 минуты.

  2. Активизация имеющихся знаний учащихся – 3 минуты.

  3. Знакомство с новым материалом. Обсуждение – 31 минута.

  4. Выполнение творческих заданий – 5 минут.

  5. Рефлексия – 2 минуты.

  6. Запись домашнего задания – 1 минута.

Продолжительность урока – 45 минут.



Ход урока.



Слайд 1. Вступительное слово учителя.



(Звучит ария Петра из «Страстей по Матфею» И.С.Баха).



Тема сегодняшнего урока – удивительная, прекрасная, волшебная музыка барокко и творчество тех, чьи шедевры дошли до нас и по сей день восторгают миллионы людей. Мы с вами не только услышим эти шедевры, но и попытаемся научиться отличать барочную музыку от любой другой, попробуем почувствовать стилистические особенности барочных композиторов.

Слайды 2-4. Особенности барочного стиля (название этого и следующих разделов урока учащиеся записывают в тетради).

Учитель:

- Но вначале мне бы хотелось с вами вспомнить и поговорить вообще о барокко как об искусстве. Что это за искусство?

Учащиеся дают определения, вспоминают, с чьим именем связано появление термина «барокко». Им предлагается 2 задания – по иллюстрациям вспомнить имена двух выдающихся барочных архитекторов (слайд 3), затем попытаться самостоятельно сформулировать эстетические принципы эпохи барокко на основе уже пройденного материала. В процессе беседы мной вводятся понятия мажора и минора в музыкальном искусстве барокко как отражение противоречий и контрастов эпохи.

Слайды 5-9. Оперное искусство эпохи барокко.

(Звучит увертюра из оперы «Орфей» К.Монтеверди).

Знакомство с одной из самых ярких фигур музыкального барокко – Клаудио Монтеверди (слайд 6), его оперой «Орфей», особым – монтевердиевским – выразительным стилем пения “stile concitato” (слайд 7).

Учащиеся вспоминают античный миф об Орфее, героях этого мифа, говорят о его притягательной силе для творцов всех времен и всех видов искусств (слайд 8), о понятии «орфеизма» и магической силе искусства.

Ненадолго мы оказываемся в музыкальном театре и смотрим фрагмент Монолога Музыки (важнейшего персонажа оперы, связанного с «орфеической» темой) из оперы «Орфей» К.Монтеверди (слайд 9).

Учащиеся характеризуют услышанное краткими устными эссе (5-6 предложений), совместно с учителем формулируют особенности стиля композитора.

(Примечание – при необходимости можно послушать оперу с самого начала, поменяв еастройки в «Монтаже видео». Педагог может также взять из этой оперы любой необходимый фрагмент, например, для внеурочного просмотра).

Блиц-опрос:

  1. В какой стране родилась опера?

  2. Какую роль в этом сыграла театрализация жизни7

  3. Кто из композиторов оказал влияние на становление оперы?

  4. Какие особенности стиля Монтеверди характерны и для других видов искусств эпохи барокко?

Слайды 10-16. Инструментальная барочная музыка.

(Звучит концерт А.Корелли).

Знакомство с творчеством Арканджело Корелли (слайд 11) – создателем жанра инструментального концерта – concerto grosso (слайд 12), особенностью которого является чередование игры группы солистов (concertino) и всего состава оркестр (ripieno), а также сопоставление быстрых и медленных частей (слайд 12).

Знакомство с концертом А.Корелли «Рождественская ночь», его структурой и образным содержанием. Учащиеся рассказывают о Рождественском празднике. Учитель дополняет рассказы.

(Примечание – видеозаписи концерта просматриваются фрагментарно с ведением понятия интерпретации – трактовки произведения исполнителями. Педагог может также, воспользовавшись данной презентацией, организовать и внеурочный целиковый просмотр вариантов исполнения с обсуждением).

Блиц-опрос:

Какие особенности стиля Корелли характерны и для других видов искусств эпохи барокко?

Слайды 17-24. Духовная барочная музыка.

(Звучит хор №1 из «Страстей по Матфею» И.С.Баха).

Знакомство с творчеством великого Баха и его пассионами или страстями (ораторией о последних днях жизни Иисуса Христа) (слайды 18-19).

Беседа с учащимися о сюжете произведения и его драматургии (начало – шествие на Голгофу, после чего евангелистом Матфеем повествуется предшествующие этому события: Тайная Вечеря, суд над Иисусом, отречение Петра и его раскаяние, злорадство толпы) (слайды 20-23).

Обязательно затрагиваются общечеловеческие вопросы – предательства, наказания, обмана, зла, смирения и др.

Просмотр (возможно фрагментарно в 3 разных видеозаписях) ария Петра из «Страстей по Матфею» И.С.Баха.

Учащиеся письменно в нескольких предложениях характеризуют музыку, зачитывают свои характеристики и совместно обсуждают впечатления.

Блиц-опрос:

  1. Какие особенности стиля Баха характерны для барокко?

  2. Подумайте и сформулируйте общие черты музыки, живописи и архитектуры барокко.

слайды 25-31. Барокко в музыкальном искусстве (закрепление материала).

Данный раздел включает 5 заданий и резюмирует и систематизирует полученные знания и впечатления от урока.

Задание 1. Эстетика барокко.

Подумайте и скажите, какие определения не связаны с барочной образностью и почему: правильный, причудливый, изящный. Строгий, грациозный.

Задание выполняется группами, представители от каждой из них озвучивают свои версии и обоснования.

Задание 2.

Картинная галерея. Задание выполняется индивидуально (слайд 28- кроссворд с ответами).

Вопросы для кроссворда:

  1. Композитор эпохи барокко.

  2. Создатель полотна «Поклонение младенцу со св. Франциском и св. Иеронимом».

  3. Создатель Шатра-кивория (1624-1633, Собор Св.Петра, Рим).

  4. Архитектор Церкви Иль Джезу.

  5. Имя этого барочного композитора.

  6. Мастер инструментальной музыки эпохи барокко.

  7. Персонаж знаменитого мифа.

Ответы:

  1. Бах.

  2. Гирландайо.

  3. Лоренцо Бернини.

  4. Порто.

  5. Клаудио (Монтеверди).

  6. Корелли.

  7. Орфей.

Задание 3. Музыкальная шкатулка. Задание выполняется индивидуально.

  1. Прослушайте фрагмент музыкального произведения.

  2. Как вы думаете, какому композитору оно может принадлежать?

  3. Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

  4. Запишите в тетрадь свои впечатления от прослушанной музыки.

(Звучит хор №1 из «Страстей по Иоанну» И.С. Баха).

Задание 4. Путешествие по истории. Задание выполняется индивидуально.

  1. Клаудио Монтеверди.

  2. Иоганн Себастьян Бах.

  3. Вольфганг Амадей Моцарт.

  4. Джованни да Палестрина.

Поставьте имена в правильной исторической последовательности. Ответ обоснуйте.

Задание 5. Барочный синквейн. Задание выполняется индивидуально.

Сочинение синквейна, которое одновременно является и рефлексией урока, венчает занятие. Каждый узнал для себя что-то новое и сформулировал в 5-ти строчках.

Слайды 32. Домашнее задание.

Придумайте творческое задание по теме «Музыка барокко», используя материал урока.

Учащимся предлагается не просто придумать задания, а предложить товарищам; наиболее интересные будут использованы на классных и школьных конкурсах «Своя игра».



Приложение 1.

Тест к уроку 13. МХК по теме «Музыка барокко».

  1. Архитектор Церкви Иль Джезу:

  • Джакомо дела Порто

  • Лоренцо Бернини

  • Джордано Бруно

  • Франческо Бартоломео Растрелли.

  1. Аффект печали в музыке передает:

  • Мажор

  • Adagio

  • Stile concitato

  • Минор

  1. Клаудио Монтеверди создал:

  • Stile belcanto

  • Concerto grosso

  • Stile concitato

  • Basso continuo

  1. Не является персонажем оперы Клаудио Монтеверди «Орфей»:

  • Музыка

  • Пёс Цербер

  • Аид

  • Гусли

  1. Concerto grosso в переводе:

  • «Большой концерт»

  • «Прекрасное пение»

  • «Взволнованный стиль»

  • «Концертное соревнование»

  1. Найдите лишнее. Ответ обоснуйте.

  • Stile concitato

  • Vivo

  • Andante

  • Adagio

  1. Концерт «Рождественская ночь» А.Корелли написан для:

  • Скрипки с оркестром

  • Фортепиано с оркестром

  • Двух скрипок с оркестром

  • Оркестра

  1. Интерпретация – это:

  • Трактовка произведения исполнителем

  • Часть произведения

  • Стиль произведения

  • Музыкальный орнамент

  1. И.С.Бах не писал:

  • Опер

  • Месс

  • Кантат

  • Концертов

  1. «Страсти по Матфею» И.С.Баха начинаются с:

  • Распятия Иисуса

  • Предательства Иуды

  • Отречения Петра

  • Шествия на Голгофу

Приложение 2.

(Через 2 недели после проведения занятия рекомендуется пятиминутное тестирование на контроль и стимуляцию остаточных знаний учащихся).

  1. Композитор, автор концерта «Рождественская ночь»:

  1. Бах

  2. Вивальди

  3. Корелли

  4. Тартини

  1. Композитор, живший не в эпоху барокко:

  1. Палестрина

  2. Бах

  3. Гендель

  4. Монтеверди

  1. Форма ансамблево-оркестровой музыки 17-18 вв.:

  1. Stilt conciato

  2. Concerto grosso

  3. Кантата

  4. Месса

  1. О событиях в «Страстях по Матфею» И.С.Бах повествует:

  1. Петр

  2. Иисус

  3. Иуда

  4. Евангелист

  1. Сходство разных видов искусства барокко в их стремлении к:

  1. Движению

  2. Статичности

  3. Ритуальности

  4. Строгости.