СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок окружающего мира. 4 класс. "Новейшее время"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира (история) был проведен для студентов педколледжа. 4 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира. 4 класс. "Новейшее время"»

Данные об авторе

Автор(ы):

Горяинова Е.А.

Место работы, должность:

МКОУ Павловская БНОШ Павловского муниципального района

Регион:

Воронежская область

Характеристика ресурса

Уровни образования:

Начальное общее образование

Класс(ы):

4 класс

Предмет(ы):

Окружающий мир

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Образовательная технология

Краткое описание ресурса:

  1. Аннотация. Цифровые образовательные ресурсы в данной теме используются для изучения новой темы и систематизации информации об исторических периодах, изучаемых в начальной школе, а так же для выступлений на последующем уроке. Учитель использует Интернет для поиска информации, программы Microsoft Word и Microsoft Power Point для помощи ученикам в освоении новой темы и в процессе их самостоятельной работы. В результате изучения данной темы учащиеся научатся формулировать и аргументировать мысль, связанно излагать информацию, задавать вопросы и отвечать на них.



  1. Описание разработки урока.



Учитель

Горяинова Елена Алексеевна


Образовательное учреждение

МКОУ Павловская базовая начальная общеобразовательная школа Павловского муниципального района Воронежской области


Предмет

Окружающий мир


Краткая аннотация урока


Класс, профиль

4 класс, общеобразовательный профиль


Тема урока

Новейшее время: история продолжается сегодня.


Тип урока

Комбинированный. Урок-диалог.


Цели


  1. образовательные: продолжить знакомство с эпохами Всемирной истории, познакомить с открытиями ученых, знаменитыми людьми и событиями 20 века, их достижениями, а так же проблемами, стоящими перед человечеством;

  2. развивающие: развивать кругозор учащихся, их познавательную активность, логическое мышление, речь;

  3. воспитывающие: воспитывать интерес к истории, гордость за свою Родину.

Задачи

  1. использование ЦОР для знакомства с этапом Всемирной истории;

  2. организация диалога на уроке.

Приобретаемые навыки учащихся

  1. навыки работы с ИКТ;

  2. умение работать в парах;

  3. умение комментировать электронный текст.

Формы организации работы учащихся

  1. индивидуальная;

  2. групповая;

  3. коллективная.

Формы организации работы учителя

  1. организация работы по изучению новой темы с использованием ЦОР;

  2. консультации и инструктаж по использованию ИКТ;

  3. контроль и оценка знаний;

  4. подведение итогов урока, рефлексия.


Технологические особенности:


1. Технические условия

Компьютерный класс.

2. Использованное оборудование.

Мультимедийный проектор;

экран;

ресурсы ЦОР;

компьютер;

проекционная аппаратура;

компьютерная презентация.


  1. План урока с использованием демонстративно-опорного материала.

  1. Проверка усвоения изученного материала. Два человека работают за компьютером: 1-й располагает названия исторических этапов, 2-й соотносит с этими этапами понятия.

Один человек работает по карточке. Проверка – сигнальные карточки. Остальные учащиеся работают в парах – отгадывают кроссворд.. Самопроверка.

Форма работы – индивидуальная работа по электронному заданию, работа в парах.

  1. Определение темы урока. Целеполагание.

Самостоятельный вывод учащихся.

  1. Формирование новых знаний.

Уточнение целей урока. Знакомство в особенностями изучаемого этапа истории. Использование материалов презентации, учебника. Опора на знания учащихся. Учитель дает материал небольшими порциями, подводит детей к мини-выводам на основе диалога.

  1. Работа в тетради.

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.

  1. Обобщение и закрепление изученного материала.

Форма работы – фронтальный опрос.

  1. Итог урока. Рефлексия.









Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка усвоения изученного материала.

- С начала учебного года мы листаем страницы Всемирной истории. Давайте вспомним, на какие этапы ученые-историки разделяют историю человечества, и какие понятия относятся к этим этапам.

( Два человека работают у компьютера: 1-й располагает карточки с названиями исторических этапов, 2-й соотносит с этими этапами понятия.)

Карточки 1-ому ребенку:

Первобытная история. История Древнего мира.

История Средних веков. История Нового времени.

История Новейшего времени.

Карточки 2-ому ребенку:

каменный топор иероглифы пирамиды

изображение животных на стенах пещер

возникновение земледелия Колизей

рыцарь замок паровоз

кругосветное путешествие


- О каком историческом периоде вели речь на прошедшем уроке?

(об истории Нового времени)

- По карточке рассказать о времени отважных путешественников будет готовиться ...

Карточка.

Время отважных путешественников.

Вставь пропущенные слова и восстанови

текст.

В конце 15 века великий мореплаватель Христофор Колумб открыл ____________ . Её назвали __________ светом. Первую кругосветную экспедицию возглавил _________. Он доказал, что Земля имеет форму _______.

Русские путешественники Беллинсгаузен и Лазарев открыли - _______________.


Фронтальная работа с классом.

- Назовите знаменитых людей Нового времени.

- Вспомнить, какие изобретения были сделаны в этот исторический период, нам поможет кроссворд.. (Работа в парах) – самопроверка.



1


2




п

п

а

а

р

р

4

3

ф

о

т

о

г

р

а

ф

и

я


в


х


в


о

о

т

з

д

о


м


о


б


и


л


ь


  1. Паровой локомотив, который двигается по рельсам.

  2. Судно, приводимое в движение паром.

  3. Снимок, получаемый с помощью фотоаппарата.

  4. Первая самоходная мотоколяска на трех колесах.


Проверка задания по карточке. (Учащийся читает задание и текст, называя слова, которые он вставил. Дети карточками «красный-зеленый» сигнализируют правильность ответа.)


Проверка выполнение задания за компьютером.


  1. Определение темы урока. Целеполагание.

- Почему не ко всем историческим эпохам отнесли понятия?

(Не все исторические понятия Всемирной истории были нами изучены).

- Какая из этих эпох не была нами изучена?

( Новейшее время).

- Определите тему урока.

Новейшее время.

- Как вы думаете, почему тема имеет продолжение – история продолжается сегодня?

( Мы живем в это время, исторический период не закончен).

- Определите цели урока.

(Дети высказывают предположения о том, что узнают на уроке).

  1. Формирование новых знаний.

- Новейшее время – самая короткая среди исторических эпох, которые выделяются в истории человечества. Началось Новейшее время в начале ХХ века.

(Слайд 1)

- Повторите, когда начался период Новейшего времени.

(Ответы детей).

- Этот отрезок исторического времени самый короткий, по сравнению с другими историческими эпохами. Но это не значит, что Новейшая история не так важна, как ее предыдущие этапы.

Всего за 100 с небольшим лет жизнь людей развивалась и изменялась стремительно. ХХ век называют временем открытий, трудным временем и жестоким временем. Давайте приоткроем тайны этого исторического периода.

( Слайд 2)

- Уточните цели урока, опираясь на слайд.

(Слайд 3)

(Узнать, почему Новейшее время называют временем открытий, трудным временем и жестоким временем).

- К началу Новейшего времени наша планета была основательно изучена. Но на карте мира еще оставались белые пятна. Давно манили путешественников ледяные просторы Арктики и Антарктики. В 1909 году американец Роберт Пири впервые достиг Северного полюса на собачьих упряжках.

(Слайд 4)

- Рассмотрите фото этого человека в учебнике на с.28.

- Какое важное для людей открытие он совершил?

- Всего через два года в 1911 г. норвежец Руал Амудсен покорил Южный полюс.

(Слайд 5)


- Рассмотрите фото 2.

- Какое открытие сделал этот человек?

- Как вы думаете, почему эти два человека на фотографиях в теплой одежде?

( На полюсах и Северном, и Южном очень холодно).

- Почему современники этих людей считали их открытия подвигом?

( Было трудно, до них этого никто не делал.)

- В ХХ веке появились на карте мира новые государства, во многих странах изменился государственный строй. В большинстве государств в начале века правил один человек, а сейчас власть во многих странах стана выборной. В том числе и в нашей стране.

- В начале Новейшего времени жили ваши прадедушки и прабабушки. Их жизнь запечатлена на фотографиях, которые хранятся в ваших семейных альбомах.

- Посмотрите на фото в учебнике на с. 29. Важным господам и дамам было бы неуютно шагать по улицам современного города.

(Слайд 6)


- Сравните фото в учебнике на с.30 и на слайде (фото средневекового города). Назовите отличия.

( Широкие улицы, многоэтажные дома, по улицам современного города едут машины и т.д.)

- Вы назвали машины, рекламу. Какие еще изобретения появились в Новейшее время?

(Слайд7)

(Краткий рассказ учителя о некоторых открытиях).

- На прошлом уроке мы говорили о появлении в Новом времени парохода и паровоза, телеграфа и телефонной связи, а в Новейшее время изобретений гораздо больше. Почему?

( Совершено много открытий.)

- Прочитайте это имя. Что можете сказать?

(Слайд 8)


- Люди с глубокой древности стремились к звездам. У Древних греков был миф об Икаре, который на крыльях из перьев и воска пытался долететь до солнца, но воск растаял и Икар погиб.

(Слайд 9)

- В России первым высказал мысль о полете в космос К. Циалковский. Эту мысль поддержал С. Королев. Под его руководством в космос отправились первые спутники, потом на космическую орбиту были запущены собаки Белка и Стрелка, а 12 апреля 1961 года в космос полетел человек - Ю.А. Гагарин. Будьте горды тем, что мы с вами его соотечественники. Через 8 лет американские астронавты высадились на Луну. Так начиналась эра космонавтики. Сейчас в космосе работает Международная космическая станция МКС, где многие месяцы трудятся и живут космонавты. На МКС полетели и первые космические туристы.

- Как вы думаете, какое наиболее значимое событие произошло в Новейшее время?

( Ответы детей.)

- Итак, Новейшее время – это время открытий.

- Но Новейшее время люди называют и жестоким временем. Как вы думаете, почему?

- Сколько помнят себя люди – столько они воюют между собой. Воевали между собой первобытные племена, древние государства. В Средние века более 100 лет длилась война, которую историки назвали Столетней.

- В эпоху Новейшего времени две войны занимают особое место – они получили название – мировые войны. Как вы думаете, почему им дали такое название?

( Ответы детей.)

- Это название они получили потому, что в них были втянуты все крупнейшие государства мира.

В первой мировой войне приняли участие 38 государств, погибло 10 млн. человек.

(Слайд 10)

Вторая мировая война пришлась на середину ХХ века. В ней погибли более 30 млн. человек. Больше всего в этой войне пострадало наше государство.

В каждой российской семье хранят память о тех родных, кто не вернулся с этой войны или умер от ран, полученных на этой страшной войне.

(Слайд 11)


- Подумайте, почему этот период истории получил название – жестокое время?

( Ответы детей.)

- После окончания второй мировой войны люди поняли, как важен мир на Земле. Об этом вы прочитаете самостоятельно в учебнике на с.31, второй абзац снизу.

- Какая организация была создана по инициативе стран-победителей?

(Организация Объединенных Наций – ООН)

- Какие вопросы обсуждают страны, входящие в эту организацию?

( Ответы детей.)

- Центр ООН, ее штаб-квартира находится в США, г.Нью-Йорке. В состав организации входит более 180 стран мира.

(Слайд 12)


  1. Работа в тетрадях.

- Откройте рабочие тетради на с.11, №1.Рассмотрите фото штаб-квартиры ООН в г.Нью-Йорке. Как вы думаете, что за флаги подняты на площади у здания ООН?

- Есть ли среди флагов стран, которые расположены на площади, флаг России? Почему вы так решили? Аргументируйте свой ответ.

( Ответы детей.)

- Что нужно сделать в задании 1? Запишите название организации полностью, обратите внимание, что все слова пишутся с заглавной буквы.


- Почему же Новейшее время названо трудным?

- Как вы думаете, какие проблемы обсуждаются сейчас на заседаниях в ООН?

- Прочитайте с.31 до конца и приготовьтесь ответить на этот вопрос.

Повторите по таблице-опоре, какие трудности стоят сейчас перед мировым сообществом.

(Слайд 13)

- Представьте, что вас пригласили на заседание в ООН. Какие вопросы или проблемы вы предложили бы решить на этом заседании?

( Ответы детей.)

- Только все вместе, объединив усилия, мы можем справиться с этими трудностями.

  1. Обобщение и закрепление изученного материала.

- О каком этапе Всемирной истории вели речь на уроке?

- Когда начался этот период?

- Почему в названии темы урока есть такое продолжение – история продолжается сегодня?

- Какие достижения ХХ века можете назвать?

- Какое из этих достижений вам кажется наиболее важным? Аргументируйте ответ.

- Поразмышляйте, кем хотели стать ваши сверстники в период Нового времени, когда появились первые фотоаппараты, паровозы и т.д.?

- А кем мечтаете стать вы?

- Какие понятия вы бы поместили на доску к периоду Новейшего времени?

  1. Подведение итога урока. Рефлексия

(Слайд 14)

Закончите предложения:

На уроке я узнал...

Меня удивило ...

Я хотел бы узнать больше о ...

Домашнее задание: с.28-32, рабочая тетрадь с.12 № 3.

















12