Данные об авторе
Автор(ы):
Горяинова Е.А.
Место работы, должность:
МКОУ Павловская БНОШ Павловского муниципального района
Регион:
Воронежская область
Характеристика ресурса
Уровни образования:
Начальное общее образование
Класс(ы):
4 класс
Предмет(ы):
Окружающий мир
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса:
Образовательная технология
Краткое описание ресурса:
Аннотация. Цифровые образовательные ресурсы в данной теме используются для изучения новой темы и систематизации информации об исторических периодах, изучаемых в начальной школе, а так же для выступлений на последующем уроке. Учитель использует Интернет для поиска информации, программы Microsoft Word и Microsoft Power Point для помощи ученикам в освоении новой темы и в процессе их самостоятельной работы. В результате изучения данной темы учащиеся научатся формулировать и аргументировать мысль, связанно излагать информацию, задавать вопросы и отвечать на них.
Описание разработки урока.
Учитель | Горяинова Елена Алексеевна |
Образовательное учреждение | МКОУ Павловская базовая начальная общеобразовательная школа Павловского муниципального района Воронежской области |
Предмет | Окружающий мир |
Краткая аннотация урока |
Класс, профиль | 4 класс, общеобразовательный профиль |
Тема урока | Новейшее время: история продолжается сегодня. |
Тип урока | Комбинированный. Урок-диалог. |
Цели | образовательные: продолжить знакомство с эпохами Всемирной истории, познакомить с открытиями ученых, знаменитыми людьми и событиями 20 века, их достижениями, а так же проблемами, стоящими перед человечеством; развивающие: развивать кругозор учащихся, их познавательную активность, логическое мышление, речь; воспитывающие: воспитывать интерес к истории, гордость за свою Родину. |
Задачи | использование ЦОР для знакомства с этапом Всемирной истории; организация диалога на уроке. |
Приобретаемые навыки учащихся | навыки работы с ИКТ; умение работать в парах; умение комментировать электронный текст. |
Формы организации работы учащихся | индивидуальная; групповая; коллективная. |
Формы организации работы учителя | организация работы по изучению новой темы с использованием ЦОР; консультации и инструктаж по использованию ИКТ; контроль и оценка знаний; подведение итогов урока, рефлексия. |
Технологические особенности: |
1. Технические условия | Компьютерный класс. |
2. Использованное оборудование. | Мультимедийный проектор; экран; ресурсы ЦОР; компьютер; проекционная аппаратура; компьютерная презентация. |
План урока с использованием демонстративно-опорного материала.
Проверка усвоения изученного материала. Два человека работают за компьютером: 1-й располагает названия исторических этапов, 2-й соотносит с этими этапами понятия.
Один человек работает по карточке. Проверка – сигнальные карточки. Остальные учащиеся работают в парах – отгадывают кроссворд.. Самопроверка.
Форма работы – индивидуальная работа по электронному заданию, работа в парах.
Определение темы урока. Целеполагание.
Самостоятельный вывод учащихся.
Формирование новых знаний.
Уточнение целей урока. Знакомство в особенностями изучаемого этапа истории. Использование материалов презентации, учебника. Опора на знания учащихся. Учитель дает материал небольшими порциями, подводит детей к мини-выводам на основе диалога.
Работа в тетради.
Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой.
Обобщение и закрепление изученного материала.
Форма работы – фронтальный опрос.
Итог урока. Рефлексия.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка усвоения изученного материала.
- С начала учебного года мы листаем страницы Всемирной истории. Давайте вспомним, на какие этапы ученые-историки разделяют историю человечества, и какие понятия относятся к этим этапам.
( Два человека работают у компьютера: 1-й располагает карточки с названиями исторических этапов, 2-й соотносит с этими этапами понятия.)
Карточки 1-ому ребенку:
Первобытная история. История Древнего мира.
История Средних веков. История Нового времени.
История Новейшего времени.
Карточки 2-ому ребенку:
каменный топор иероглифы пирамиды
изображение животных на стенах пещер
возникновение земледелия Колизей
рыцарь замок паровоз
кругосветное путешествие
- О каком историческом периоде вели речь на прошедшем уроке?
(об истории Нового времени)
- По карточке рассказать о времени отважных путешественников будет готовиться ...
Карточка.
Время отважных путешественников.
Вставь пропущенные слова и восстанови
текст.
В конце 15 века великий мореплаватель Христофор Колумб открыл ____________ . Её назвали __________ светом. Первую кругосветную экспедицию возглавил _________. Он доказал, что Земля имеет форму _______.
Русские путешественники Беллинсгаузен и Лазарев открыли - _______________.
Фронтальная работа с классом.
- Назовите знаменитых людей Нового времени.
- Вспомнить, какие изобретения были сделаны в этот исторический период, нам поможет кроссворд.. (Работа в парах) – самопроверка.
| 1 | | 2 | | | |
п | п |
а | а |
р | р | 4 |
3 | ф | о | т | о | г | р | а | ф | и | я |
| в | | х | | в | |
о | о | т |
з | д | о |
| м |
| о |
| б |
| и |
| л |
| ь |
Паровой локомотив, который двигается по рельсам.
Судно, приводимое в движение паром.
Снимок, получаемый с помощью фотоаппарата.
Первая самоходная мотоколяска на трех колесах.
Проверка задания по карточке. (Учащийся читает задание и текст, называя слова, которые он вставил. Дети карточками «красный-зеленый» сигнализируют правильность ответа.)
Проверка выполнение задания за компьютером.
Определение темы урока. Целеполагание.
- Почему не ко всем историческим эпохам отнесли понятия?
(Не все исторические понятия Всемирной истории были нами изучены).
- Какая из этих эпох не была нами изучена?
( Новейшее время).
- Определите тему урока.
Новейшее время.
- Как вы думаете, почему тема имеет продолжение – история продолжается сегодня?
( Мы живем в это время, исторический период не закончен).
- Определите цели урока.
(Дети высказывают предположения о том, что узнают на уроке).
Формирование новых знаний.
- Новейшее время – самая короткая среди исторических эпох, которые выделяются в истории человечества. Началось Новейшее время в начале ХХ века.
(Слайд 1)
- Повторите, когда начался период Новейшего времени.
(Ответы детей).
- Этот отрезок исторического времени самый короткий, по сравнению с другими историческими эпохами. Но это не значит, что Новейшая история не так важна, как ее предыдущие этапы.
Всего за 100 с небольшим лет жизнь людей развивалась и изменялась стремительно. ХХ век называют временем открытий, трудным временем и жестоким временем. Давайте приоткроем тайны этого исторического периода.
( Слайд 2)
- Уточните цели урока, опираясь на слайд.
(Слайд 3)
(Узнать, почему Новейшее время называют временем открытий, трудным временем и жестоким временем).
- К началу Новейшего времени наша планета была основательно изучена. Но на карте мира еще оставались белые пятна. Давно манили путешественников ледяные просторы Арктики и Антарктики. В 1909 году американец Роберт Пири впервые достиг Северного полюса на собачьих упряжках.
(Слайд 4)
- Рассмотрите фото этого человека в учебнике на с.28.
- Какое важное для людей открытие он совершил?
- Всего через два года в 1911 г. норвежец Руал Амудсен покорил Южный полюс.
(Слайд 5)
- Рассмотрите фото 2.
- Какое открытие сделал этот человек?
- Как вы думаете, почему эти два человека на фотографиях в теплой одежде?
( На полюсах и Северном, и Южном очень холодно).
- Почему современники этих людей считали их открытия подвигом?
( Было трудно, до них этого никто не делал.)
- В ХХ веке появились на карте мира новые государства, во многих странах изменился государственный строй. В большинстве государств в начале века правил один человек, а сейчас власть во многих странах стана выборной. В том числе и в нашей стране.
- В начале Новейшего времени жили ваши прадедушки и прабабушки. Их жизнь запечатлена на фотографиях, которые хранятся в ваших семейных альбомах.
- Посмотрите на фото в учебнике на с. 29. Важным господам и дамам было бы неуютно шагать по улицам современного города.
(Слайд 6)
- Сравните фото в учебнике на с.30 и на слайде (фото средневекового города). Назовите отличия.
( Широкие улицы, многоэтажные дома, по улицам современного города едут машины и т.д.)
- Вы назвали машины, рекламу. Какие еще изобретения появились в Новейшее время?
(Слайд7)
(Краткий рассказ учителя о некоторых открытиях).
- На прошлом уроке мы говорили о появлении в Новом времени парохода и паровоза, телеграфа и телефонной связи, а в Новейшее время изобретений гораздо больше. Почему?
( Совершено много открытий.)
- Прочитайте это имя. Что можете сказать?
(Слайд 8)
- Люди с глубокой древности стремились к звездам. У Древних греков был миф об Икаре, который на крыльях из перьев и воска пытался долететь до солнца, но воск растаял и Икар погиб.
(Слайд 9)
- В России первым высказал мысль о полете в космос К. Циалковский. Эту мысль поддержал С. Королев. Под его руководством в космос отправились первые спутники, потом на космическую орбиту были запущены собаки Белка и Стрелка, а 12 апреля 1961 года в космос полетел человек - Ю.А. Гагарин. Будьте горды тем, что мы с вами его соотечественники. Через 8 лет американские астронавты высадились на Луну. Так начиналась эра космонавтики. Сейчас в космосе работает Международная космическая станция МКС, где многие месяцы трудятся и живут космонавты. На МКС полетели и первые космические туристы.
- Как вы думаете, какое наиболее значимое событие произошло в Новейшее время?
( Ответы детей.)
- Итак, Новейшее время – это время открытий.
- Но Новейшее время люди называют и жестоким временем. Как вы думаете, почему?
- Сколько помнят себя люди – столько они воюют между собой. Воевали между собой первобытные племена, древние государства. В Средние века более 100 лет длилась война, которую историки назвали Столетней.
- В эпоху Новейшего времени две войны занимают особое место – они получили название – мировые войны. Как вы думаете, почему им дали такое название?
( Ответы детей.)
- Это название они получили потому, что в них были втянуты все крупнейшие государства мира.
В первой мировой войне приняли участие 38 государств, погибло 10 млн. человек.
(Слайд 10)
Вторая мировая война пришлась на середину ХХ века. В ней погибли более 30 млн. человек. Больше всего в этой войне пострадало наше государство.
В каждой российской семье хранят память о тех родных, кто не вернулся с этой войны или умер от ран, полученных на этой страшной войне.
(Слайд 11)
- Подумайте, почему этот период истории получил название – жестокое время?
( Ответы детей.)
- После окончания второй мировой войны люди поняли, как важен мир на Земле. Об этом вы прочитаете самостоятельно в учебнике на с.31, второй абзац снизу.
- Какая организация была создана по инициативе стран-победителей?
(Организация Объединенных Наций – ООН)
- Какие вопросы обсуждают страны, входящие в эту организацию?
( Ответы детей.)
- Центр ООН, ее штаб-квартира находится в США, г.Нью-Йорке. В состав организации входит более 180 стран мира.
(Слайд 12)
Работа в тетрадях.
- Откройте рабочие тетради на с.11, №1.Рассмотрите фото штаб-квартиры ООН в г.Нью-Йорке. Как вы думаете, что за флаги подняты на площади у здания ООН?
- Есть ли среди флагов стран, которые расположены на площади, флаг России? Почему вы так решили? Аргументируйте свой ответ.
( Ответы детей.)
- Что нужно сделать в задании 1? Запишите название организации полностью, обратите внимание, что все слова пишутся с заглавной буквы.
- Почему же Новейшее время названо трудным?
- Как вы думаете, какие проблемы обсуждаются сейчас на заседаниях в ООН?
- Прочитайте с.31 до конца и приготовьтесь ответить на этот вопрос.
Повторите по таблице-опоре, какие трудности стоят сейчас перед мировым сообществом.
(Слайд 13)
- Представьте, что вас пригласили на заседание в ООН. Какие вопросы или проблемы вы предложили бы решить на этом заседании?
( Ответы детей.)
- Только все вместе, объединив усилия, мы можем справиться с этими трудностями.
Обобщение и закрепление изученного материала.
- О каком этапе Всемирной истории вели речь на уроке?
- Когда начался этот период?
- Почему в названии темы урока есть такое продолжение – история продолжается сегодня?
- Какие достижения ХХ века можете назвать?
- Какое из этих достижений вам кажется наиболее важным? Аргументируйте ответ.
- Поразмышляйте, кем хотели стать ваши сверстники в период Нового времени, когда появились первые фотоаппараты, паровозы и т.д.?
- А кем мечтаете стать вы?
- Какие понятия вы бы поместили на доску к периоду Новейшего времени?
Подведение итога урока. Рефлексия
(Слайд 14)
Закончите предложения:
На уроке я узнал...
Меня удивило ...
Я хотел бы узнать больше о ...
Домашнее задание: с.28-32, рабочая тетрадь с.12 № 3.
12