Урок окружающего мира в 1 классе, автор А.А. Плешаков.
Учитель Хузина Р.Р.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения: урок - научное заседание.
Тема: « Кто такие птицы?»
Цели урока:
образовательные:
- учить навыкам исследовательской деятельности;
- учить выделять существенные признаки природных объектов;
- познакомить учащихся с птицами как группой животных;
развивающие:
- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы;
- развивать наблюдательность, внимание, интерес к результатам своего труда;
воспитательные:
-воспитывать коммуникативную культуру.
Планируемые результаты:
предметные:
- отличать птиц от других животных;
метапредметные:
- выполнять задания в паре, осуществлять самопроверку;
- получать информацию из иллюстраций учебника;
- описывать объекты живой природы по плану;
- стремиться выполнить учебную задачу урока, оценивать свои достижения на уроке;
личностные:
- иметь целостный взгляд на мир;
- проявлять самостоятельность и ответственность за свой выбор.
Ресурсы урока: Плешаков А.А. Учебник, стр. 36-37; изображения дерева, насекомого, рыбы, птицы, карточки, слайды, электронная физминутка для глаз.
Ход урока:
Организационное начало урока. Мотивация учащихся.
Предлагаю ребятам провести урок необычным образом. Превратить класс в научную лабораторию, а ученикам - стать учёными и попробовать провести научное исследование.
-Закрываем глаза, произносим волшебные слова «Снип-снап - снурэ-бурэ-базелюрэ»
( в это время учитель надевает белый халат исследователя, на доске появляется слайд научной лаборатории)

- Уважаемые коллеги для того, чтобы мы смогли с вами плодотворно работать, делать открытия предлагаю нашу работу построить в парах. Учёные – это серьёзные люди, которые работают по своим правилам. Давайте составим свои правила работы. На доске предложены варианты, выберите нужные для нашего урока.
Предложено | Выбранные варианты | Оставшиеся варианты |
Выслушай товарища Сделать вместе выводы Говорить Обсуди с товарищем Подумай сам Делать , ! | 1.Подумай сам 2. Выслушай товарища 3. Обсуди с товарищем 4. Сделать вместе выводы | Говорить Делать |
Из оставшихся вариантов предлагаю составить предложение ( делать!). Пусть это предложение станет девизом нашего урока.
- Уважаемые коллеги, пожмите друг другу руки и пожелайте удачи.
2. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.
- Учёные изучают объекты природы. Каждый ряд получит для изучения свой объект, к которым ребята в парах будут выбирать нужные определения. ( На доске предложены схемы объектов для каждого ряда и варианты определений, которые нужно выбрать). Пары с каждого ряда подходят к доске, обсуждают варианты, выбирают нужный, прикрепляют его к своему объекту. Работа продолжается до тех пор, пока на доске не появится полная характеристика объекта. Затем от каждого ряда выходит пара и защищает свою работу по ниже предложенному плану, а оппоненты могут задавать вопросы.
Ряд | Объект | Предложенные варианты определений объекта на доске |
1 |  | Цветок Усики Туловище Голова Лист Голова Клюв Голова Стебель Глаза Жабры Ноги Корень Грудь Хвост Шея Плод Ноги Плавники Туловище Лиственное Брюшко Чешуя Крылья Хвойное Крылья Хвост Хвоя Перья |
2 |  |
3 |  |
Правильный вариант выполненной работы
1 ряд |  Цветок Лист Стебель Корень Плод Лиственное Хвойное Хвоя |
2 ряд |  Усики Голова Глаза Грудь Ноги Брюшко Крылья |
3 ряд |  Туловище Голова Жабры Хвост Плавники Чешуя |
Оставшиеся варианты | Голова Клюв Ноги Шея Туловище Крылья Хвост Перья |
План защиты работы
1 | Изучаемый объект- это… |
2 | Характерные особенности объекта-… |
3.Физминутка для глаз.
- Мы хорошо поработали, пришло время отдохнуть. Разогреваем ладошки, накрываем глазки ладошками. Далее выполняем упражнения для глаз .
4. Изучение нового материала.
- давайте вернёмся к понятиям, которые вы не выбрали для своих работ и попробуем подобрать объект, который подходит под оставшиеся понятия. ( следуют ответы ребят). После чего формируем следующий вывод по плану и отвечаем на главный вопрос урока: ПОЧЕМУ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ НАЗВАЛИ ПТИЦАМИ?
Объект | Части тела | Отличие | Вывод |
 | Голова Клюв Ноги Шея Туловище Крылья Хвост Перья | Перья | Это животное под названием ПТИЦА. |
:
- Делая открытия, учёные проверяют свои версии. А как мы с вами можем себя проверить? (ответы учеников) давайте откроем учебник на стр.36 и проверим верность наших рассуждений.
5.Закрепление знаний.
У каждой пары на парте лежит карточка с заданием.
Пара обсуждает задание, делает выводы, доказывает, что умение летать это не признак птиц.
6.Хитрый вопрос.
На экране появляется слайд:

КТО Я?
- Попробуйте доказать можно ли пингвинов назвать птицами?
Если вам это интересно, поищите самостоятельно ответ на этот вопрос дома.
7.Рефлексия.
«Плюс-минус-интересно». Использую следующие карточки (показываю карточку – ученики отвечают):
+ | Ребята рассказывают о том, какие моменты урока им больше всего понравились, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по их мнению, могут быть полезны для достижения каких-то целей |
- | Ребята рассказывают о том, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. |
интересно | Учащиеся говорят о тех любопытных фактах, которые узнали на уроке и чтобы еще им хотелось узнать по данной проблеме. |
- Уважаемые коллеги, благодарю Вас за работу. Поблагодарите друг друга и пожмите руки.