СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по биологии в 8 классе на тему: «Дыхание. Органы дыхания»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок по биологии в 8 классе на тему: «Дыхание. Органы дыхания»»



Урок по биологии в 8 классе на тему: «Дыхание. Органы дыхания»


Цель урока: создать условие для изучения учащимися органов дыхания в соответствии с их функциями

Задачи урока:

Образовательные:

  • изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

  • раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

  • выяснить механизмы голосообразования

Развивающие:

  • продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

  • развивать навыки научно-исследовательской работы через постановку учебных экспериментов.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

  • воспитывать умение работать в группе

Оборудование, материалы, средства ТСО: интерактивная доска, компьютер, проектор, презентация к уроку, ноутбуки на партах, две интерактивные разноуровневые презентации, карточки с разноуровневыми заданиями, материалы для оказания первой медицинской помощи при кровотечениях: бинты, жгут, зелёнка, йод, духи, кусочек ваты на парту каждому учащемуся, свёрнутый жёлтый лист бумаги с текстом Гуманоидов, перевязанный голубой ленточкой.

Ожидаемые результаты:

Предметные УУД:

- знать особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

- понимать сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

- знать механизмы голосообразования


Личностные УУД: 

- развитие и закрепление умений учащихся работать с

различными видами тестов, использовать знания в нестандартных ситуациях;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

- умение быстро ориентироваться в потоке информации: находить нужное,

осмысливать и применять полученную информацию;

- формирование умения определить учебные задачи на базе ранее усвоенного материала, составление плана и последовательности действий, контроль знаний.

Коммуникативные УУД:

- формирование понятий об организме, как едином целом, взаимосвязи его с

окружающей средой.

- формирование умения работать в группах;

- уважительное отношение к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

- содействовать формированию сознательного отношения к значению здорового образа жизни

Познавательные УУД:

- постановка проблемы, умение структурировать тексты, умение давать определение понятиям

Ход урока

  1. I. Организационный этап (2 мин.)

Проверка списочного состава учащихся.

2. Актуализация знаний учащихся (3 мин)

Игра «Кровеносная система в цифрах» (слайд 1). На слайде появляются цифры, которые имеют отношение к кровеносной системе, а учащиеся определяют, что они означают.

  • 300 – грамм весит сердце

  • 5 – литров крови в организме взрослого человека

  • 120/70 – нормальное артериальное давление у взрослого человека,

  • 0.1 – секунд длится сокращение предсердий

  • 70 – ударов в минуту делает сердце здорового человека в минуту

  • 4 – отдела в сердце или группы крови

  • 20-25 – секунд длится полный круговорот крови по двум кругам кровообращения

  • 0,4 – секунд длится расслабление предсердий и желудочков

  • 0.25 – м/с скорость крови в полых венах,

  • 0,3 – секунд длится сокращение желудочков,

  • 0,5 – мм/с скорость крови в капиллярах.

Затем проверяются правила оказания первой помощи при кровотечениях.

3. Создание проблемной ситуации (8 мин)

Включается звук (заранее записанный голос) 

– Внимание!!! Внимание!!! Чрезвычайное происшествие!!! Сейчас во дворе школы обнаружен неопознанный летающий объект! Информационному центру школы срочно организовать онлайн-трансляцию с места события. Просьба сохранять спокойствие!

Учитель: Ребята, что-то случилось на школьном дворе, давайте посмотрим. (Слайд 2). На слайде высаживается космический корабль, из которого выходят Гуманоиды и оставляют коробку со свёртком во дворе школы. Свёрток приносит посыльный. На свёртке текст: «Мы прилетели из звёздной системы Альфа. Наша планета терпит экологическое бедствие. Мы знаем, что ваша планета заселена живыми существами и, возможно, может быть пригодна и для нас. Но, взяв пробу вашего воздуха, мы обнаружили газ, которого нет на нашей планете. Известно лишь, что его концентрация в атмосферном воздухе составляет примерно 21%. Что это за газ и зачем он нужен? Ребята, помогите разобраться!»

Учитель: Ребята, хватит ли вам знаний, чтобы помочь разобраться нашим гостям?

Ученики: Нет.

Учитель: Тогда давайте разбираться вместе. Эпиграфом к нашему уроку могут быть слова древнеримского поэта Овидия: «Пока дышу, надеюсь». (Слайд 3). Наверное, каждый из вас слышал поговорку: «Это нам нужно как воздух». И, действительно, без пищи и без воды животное и человек могут жить несколько дней, а без воздуха никто не может жить даже 10 минут. Какая система органов участвует в газообмене?

Ученики: Дыхательная.

Учитель: Верно. И тема нашего урока сегодня «Значение дыхания. Органы дыхания». Записываем тему урока в тетрадь. (Слайд 4). А какая цель стоит перед нами по теме урока?

Верно, мы сегодня будем изучать органы дыхания и значение дыхания в жизни человека

– Как вы думаете, какой незнакомый газ нашли в нашем воздухе жители планеты Альфа?

Ученики: Кислород.

Учитель: Верно! С пищей мы потребляем органические вещества – белки, жиры, углеводы. Они – источник нашей энергии. Этот процесс чем-то напоминает процесс горения. Но на образование этой энергии необходим кислород. Его, как мы уже знаем, транспортирует кровеносная система, но из воздуха его поставляет в кровь дыхательная система. (Слайд 5)

4. Работа с учебником (7 мин)

– Прочитайте в учебнике «Значение дыхания» и скажите, что это за процесс – дыхание.

Таким образом, дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ. (Слайд 6).

Учащиеся записывают определение в тетрадь.

Дыхательная система состоит из воздухоносных путей (последовательно соединенных между собой полостей и трубок) и дыхательной части.
К воздухоносным путям относятся полость носа и носоглотка (верхние дыхательные пути), гортань, трахея и бронхи.
Дыхательная часть – это легкие и соединительнотканная оболочка – плевра. (Слайд 7)

Воздухоносные пути начинаются носовой полостью. При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Подобно глазам, губам, ресницам, нос, как бы критически к нему не относиться, – украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно!

«Без носа человек – черт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, – просто возьми, да и вышвырни за окошко!..» – так написал о носе Н.В.Гоголь. А если серьезно? Для чего появился нос у человека разумного?

(Дети высказывают предположения).

5. Наблюдения 1 (10 мин)

Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”

Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе. Этот прием можно показать на испытуемом.
Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

Далее по гиперссылке видеосюжет о значении носовой полости

При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость, которая разделена костно-хрящевой перегородкой на две половины. В каждой половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости. Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки мерцательного (реснитчатого) эпителия.

У человека слизистая оболочка выделяет слизь. Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы, оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый воздух до температуры тела.

Закрепление наблюдения

Зачем же нужен человеку нос? (Слайд 8)

После ответов детей на слайде появляются ответы:

  • защитная функция;

  • согревание воздуха;

  • увлажнение воздуха.

Учитель: Восприятие нами запаха также происходит при помощи носовой полости. (Брызнуть в класс духами).

(Закрыв ноздри, произнести несколько фраз)

Полость носа соединяется с полостями в костях черепа: гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания. Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в гортань.

На слайде появляется запись:

  • обоняние;

  • участие в речи и в мимике.

Учитель: Далее воздух через носоглотку и ротоглотку поступает в гортань. (слайд 9)

Гортань располагается в области шеи на уровне 4-6 
шейных позвонков, по бокам ее располагаются доли щитовидной железы, а сзади – глотка. Гортань образована хрящами. Самый крупный их них – щитовидный. У мужчин он несколько выступает вперёд, образуя кадык.

Надгортанник прикрывает вход в гортань во время глотания. Изнутри гортань покрыта слизистой оболочкой с мерцательным эпителием. На боковой стороне гортани справа и слева имеется углубление – желудочек гортани. Хрящи: щитовидный, надгортанник, черпаловидный, перстневидный и др.; голосовые связки, связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами и ограничивают голосовую щель.; выстлана слизистой оболочкой.

Учитель: Вход в гортань во время проглатывания пищи закрывается хрящом – надгортанником. (Слайд 10)

Наблюдение 2

  1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх.
    Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место.
    Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод.

  2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения.
    Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта.
    Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может.

У мужчин длина голосовых связок 20–24 мм, у женщин – 18-20 мм. Чем длиннее и толще голосовые связки, тем голос ниже. Голоса девочек и мальчиков практически не различаются, только у мальчиков в подростковом возрасте начинают меняться – ломаться (из-за неравномерного роста хрящей и связок). Чем сильнее колеблются голосовые связки, тем голос громче.

Звуки, издаваемые голосовыми связками, еще не речь. Членораздельные звуки речи формируются в ротовой и носовой полостях в зависимости от положения языка, губ, челюстей и распределения звуковых потоков. Работа перечисленных органов при произнесении членораздельных звуков называется артикуляцией. (Учащиеся определение записывают в тетрадь)

Закрепление наблюдения

Слайд 11.

Учитель: Посмотрите на рисунки и скажите: где человек молчит, где говорит, а где кричит или громко поёт.

Возможности голосовых связок не ограничены. Об этом говорит следующий пример. Выдающийся оперный певец Федор Шаляпин имел природный дар исполнения. (Класс слушает исполнение фрагмента песни) . Он регулярно тренировал свои голосовые связки. Известный рассказчик Ираклий Андронников рассказывал о нем: «Будучи мальчишками, мы были наслышаны о голосовых связках Шаляпина. Мы прибегали за кулисы театра и просили его открыть и показать рот. Перед нами простиралось огромное пространство в глубину, подобное мне никогда не случалось увидеть». Человеческие способности безграничны. Но возможности нет. Голосовые связки нужно беречь. Нельзя громко кричать, можно сорвать голос. Вредно и курение, спиртные напитки и горячее питье.

Учитель: Трахея – трубка длиной около 12 см, состоящая из хрящевых полуколец. Задняя стенка трахеи мягкая (состоит из соединительнотканной перепонки), прилегает к пищеводу. Изнутри она также выстлана слизистой оболочкой, содержащей железы, которые выделяют слизь. Из области шеи трахея переходит в грудную полость и делится на два бронха (бифуркация трахеи). Бронхи входят в легкие и там делятся на бронхи меньшего диаметра.

6. Закрепление (10 мин)

(Слайд 12)

Учитель: Найдите из перечисленных органов те, которые не относятся к дыхательной системе. (Один уч-ся у доски)

Выполнение самостоятельной работы

1.Носовая полость выстлана

а) плоским эпителием в) цилиндрическим эпителием

б) кубическим эпителием г) мерцательным эпителием


2. Голосовые связки располагаются в

а) носовой полости б) носоглотке в) гортани г) трахее


3.Когда голосовые связки расходятся наиболее широко?

а) когда человек молчит в) когда человек говорит громко

б) когда человек говорит шепотом г) когда человек кричит


4. К нижним воздухоносным, или дыхательным, путям относят:

а) ротовая полость в) гортань

б) носоглотка г) ротоглотка


5. Хрящевые полукольца составляет основу скелета

а) трахеи б) гортани в) бронхиол г)пищевода


6. При вдохе воздух из гортани поступает в

а) ротоглотку б) трахею в) бронхи г) легкие


7. Голосовая щель находится в

а) ротовой полости б) ротоглотке в) гортани г) трахее


1

2

3

4

5

6

7










1. Установите соответствие между процессами, происходящими на вдохе и выдохе.

1) вдох а) межреберные мышцы сокращаются

2) выдох б) диафрагма опускается

в) ребра опускаются

г) объем грудной полости уменьшается

д) воздух поступает в легкие

е) легкие сжимаются

а

б

в

г

д

е








2.Выберите правильные суждения:

а) в плевральной полости отрицательное давление, ниже атмосферного

б) при вдохе объем грудной клетки увеличивается, а диафрагма поднимается

в) при выдохе объем альвеол увеличивается

г) в усиленном вдохе принимают участие брюшные мышцы

д) центры вдоха и выдоха располагаются в продолговатом мозге

е) трахея – орган голосообразования


а

б

в

г

д

е








7.Оценивание работ учащихся (2 мин)

8. Рефлексия (2 мин)

9. Д/з (1 мин) §20, стр. 90-91

На этом слайде вы видите лёгкие – главные органы дыхательной системы. Но о них мы поговорим с вами на следующем уроке. (Слайд 13)