Тема урока : «Баргузинский заповедник»
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над саванной тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю, берегите…
НАШЕЙ ЗЕЛЁНОЙ ПЛАНЕТЕ УГРОЖАЕТ ОПАСНОСТЬ. КОГДА ВЫ СТАНЕТЕ ВЗРОСЛЫМИ, ТО ТОЛЬКО ВЫ СМОЖЕТЕ ЕЁ ЗАЩИТИТЬ. А ЧТО ВЫ СЕЙЧАС МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ПРИРОДЫ?
Прочитайте слова и разбейте их на группы.
БЕРЁЗА
ЗАЯЦ
МУРАВЕЙ
СОСНА
ЛОСЬ
ЭКОЛОГИЯ
ПАУК
– А как вы считаете, почему слово экология лишнее?
– Что же мы должны будем узнать сегодня на уроке?
– Правильно, это и будет тема нашего урока.
– Ребята, а кто из вас слышал слово «экология»?
– Попробуйте объяснить, что означает слово «экология».
– А как вы думаете, что же мы должны узнать на уроке, чтобы прийти к единому мнению? (разобраться, что такое экология, что она изучает.)
Слово экология в переводе с греческого обозначает наука о доме. А о каком доме идёт речь?
– От слова «экология» произошло слово «эколог». А кто может объяснить значение этого слова?
(Звучат сигналы SOS)
– Что это за сигналы мы слышим? (сигналы бедствия, просьбы о помощи, сигнал SOS)
– Прежде мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые нам подавала природа. А сейчас, этот сигнал SOS нам посылает лес.Послушайте его историю.
– Жил был лес.
– Обитали в лесу птицы. Они пели задорно и весело.
– Жили в лесу и звери.
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
– Стал человек тогда вырубать лес.
– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.
– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
«Помогите вернуть былую красоту!»
Ведь лес нуждается в скорой экологической помощи. Придём на помощь лесу и исправим ошибки человека.
– Что же нужно сделать, чтобы вернуть лесу его былую красоту, ведь он пострадал от рук человека? (Посадить деревья)
– Мудрая Черепаха для вас приготовила задания.
Если вы отгадаете загадки, то узнаете какие деревья растут в наших лесах.
1.Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)
2.Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза)
3.Зимой и летом – одним цветом. (Ёль)
4.Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
5.С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.
– Если вы отгадаете загадки и доскажите словечко, то сможете узнать, что ещё можно посадить в лесу.
1.Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется... (Подснежник).
2.Золотой и молодой,
За неделю стал седой
Спрячу-ка в карманчик
Бывший... (Одуванчик).
3.Возле леса на опушке,
Ты под листик загляни-
Там краснеет...!(Земляника)
4.Есть цветок с названьем нежным.
Не забывай ни на минутку,
Тебе дарю я…(Незабудку)
– Кого мы ещё должны вернуть в наш лес? (птиц и зверей)
–Правильно. Следующее задание от Мудрой Черепахи для
работы в парах.На столе у вас лежат конверты. Достаньте
и соберите картинки (на пазлах фотографии: медведь, лиса,
сова, енот, дятел, бабочка, стрекоза)
– Какие же животные поселились в нашем лесу?
–Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу? Тогда поиграем в игру «Да/Нет»
Если я приду в лесоки сорву ромашку (Нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку (НЕТ)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю (ДА)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю (ДА)
Если разведу костер, а тушить не буду (НЕТ)
Если сильно насорю, а убрать забуду (НЕТ)
Если мусор уберу, банку закопаю (ДА)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (ДА)
Этап закрепления новых знаний.
–А как вы думаете, у нас в Бурятии есть объекты природы, которые нуждаются в особой защите? Какие?
Рефлексия.
–Ребята, как вы думаете, а можно ли наш сегодняшний
разговор считать важным? Почему?
–Как же нужно относиться к природе, чтобы она не погибла?
–А какие меры принимаются по охране природы? (Создание Красной книги, создаются заповедники, заказники, парки, питомники.)
– Так какая же наука занимается охраной природы?
– А как называются люди, которые охраняют природу?
Заповедники Республики Бурятия
В Бурятии существует несколько крупных заповедников и национальных парков. Среди которых Баргузинский государственный биосферный заповедник, Байкальский заповедник, Государственный природный заповедник "Джергинский", Национальный парк "Забайкальский" и "Тункинский".
Баргузинский заповедник – это самый старый российский заповедник Республики Бурятии.
Заповедник был основан в 1916 г. Главная цель его создания – это сохранение природы западного склона хребта Баргузинский и северо-восточного побережья Байкала. В начале первой половины XX ст. баргузинский соболь, ранее заселявший большую территорию от Северного Приуралья до Камчатки и Сахалина, стал исчезать после интенсивного охотничьего промысла, и лишь в труднодоступных местах сохранилось несколько десятков животных. Тогда и возникла необходимость в создании соболиных заповедников. Баргузинский заповедник стал одним из первых.
Фауна Баргузинского заповедника – таежная. Здесь обитают лось, бурый медведь и северный олень, встречаются кабарга и благородный олень. Всего в заповеднике насчитывается 265 видов птиц.
Здравствуй лес,
Дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Всё открой не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
- Кто догадался, куда мы сегодня отправимся? (в лес)
- Ребята! А вы знаете правила поведения в природе? (да)
- Тогда мы сейчас поиграем в игру «Найди ошибку».
- Я вам прочитаю рассказ с том как дети провели отдых в лесу, а вы должны найти ошибки в поведении детей.
Майский день дети провели в лесу. Они играли, бегали, кричали, рвали цветы и плели венки, собирали большие букеты ландышей.
На поляне разожгли костёр, пообедали и оставили после себя много мусора.
Поймали ежа и взяли его домой.
- Понравилось вам, как дети отдыхали? (нет)
(дети читают стихи)
1. Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать.
Бегай, прыгай и играй,
Только чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки.
2. Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай,
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать,
Из рогатки не стрелять.
Ты пришёл не убивать!
- Ну, вот ребята, повторили правила.
- правила вы все знаете. Молодцы!
- Добро пожаловать в лес!
3. –Ну, вот мы и в лесу.
- А как вы думаете, кто нас встретит в лесу? ( животные и птицы)
- Давайте попробуем угадать, кто же нас встретит первый?
1. Небольшой зверёк с большим пушистым хвостом, который на зиму надевает серую шубку. Гнездо строит в развилках веток или дуплах деревьев, к зиме делает припасы, питается орехами, грибами.
(Белка)
2. Сильный, умный хищник, его добычей становятся не только зайцы – но и крупные звери – кабан, лось. Обычно охотятся небольшими стаями. Размером этот зверь с крупную овчарку.
(Волк)
3. Это животное всеядное. Тело его покрыто щетиной. Этот зверь быстро бегает, часто роет землю клыками и пяточком, чтобы добыть пищу. Кормится обычно днём, а ночью отдыхает.
(Кабан)
4. Это крупное животное. Его называют лесным великаном. Кормится он разнообразной растительной пищей: корой, веточками. У самцов – рога с большой плоской частью. В начале зимы животные их сбрасывают.
(Лось)
- А каких животных вы ещё знаете, которые обитают в нашем лесу?
4. Физ. мин.
- Кто ещё кроме зверей живёт в лесу? (птицы, насекомые)
- А сейчас всех этих животных распределим на группы.
Заяц, бабочка, куропатка, лиса, ёж, комар, паук, тетерев, коршун.
- Какой сделаем вывод?
(все животные делятся на группы: звери, птицы, насекомые)
5. Ребята, а почему некоторых животных остаётся очень мало на земле?
(ответы детей)
Охрана растений и животных – проблема государственная.
- А вот что мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом? (да)
- А как?
(ответы детей)
(дети читают стихи)
Зелёные листья, вода и прохлада
Чтоб это разрушить, немного надо.
Природу нам надо беречь и лелеять:
Копать осторожно, умеючи сеять,
Ловить и стрелять не подряд, а с умом.
Что нынче посеем – то завтра пожнём.
Какие равила вы должны соблюдать в лесу?
1.Не разорять муравейник.
2. Не жечь костры.
3. не шуметь в лесу.
4. Не разорять гнёзда.
- А вы попробуйте придумать свои правила