I. Мотивация к учебной деятельности. Формулирование темы урока, постановка цели | Рядом с входом в пещеру весело потрескивал костер, и клубы дыма то и дело окутывали лица разместившихся вокруг костра детей. Одетые в грубо выделанные шкуры, они отворачивались от дыма, но при этом очень внимательно слушали старика. Он рассказывал очень интересные вещи. Он рассказывал о том, что находится там за рекой, за лесом. Так или примерно так первобытные люди впервые начинал накапливать знания о том, что их окружает. И по мере развития человеческого общества этих знаний становилось все больше. Постепенно возникли и стали развиваться науки. Давайте с вами ответим на вопросы в начале параграфа. Мы с вами знаем, что знания о природе человечество накапливало постепенно, поэтапно. Люди стремились как можно глубже познать окружающий их мир. Знаний накапливалось очень много и поэтому зарождались науки, которые стали изучать более подробно определённые части природы. | Отвечают на вопрос, выполняют задания учителя |
II. Актуализация знаний | – Что такое природа? – На какие две группы делится природа Земли? – Какие объекты относятся к миру живой природы? – Назовите части неживой природы. – Какая связь существует между объектами живой и неживой природы? – Какой из объектов не относится к живой природе: подосиновик, стрекоза, грач, вода, человек? Почему? Объясните предложение. 1) Человек на 80% состоит из воды. 2) Акулы обитают в теплых водах океана. 3) Дождевые черви обитают в почве и делают ее плодородней. – Что такое явление? – Назовите биологические явления природы. – Назовите физические явления природы. | Отвечают на вопрос, выполняют задания учителя |
III. Изучение нового материала | Все науки, которые изучают природу, называют одним словом – ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. - Почему они получили такое название? Что изучают эти науки? Задание: Прочитайте 2 абзац текста параграфа на стр. 11. (Природу в старину называли «естество», Эти науки изучают разнообразные тела, вещества и явления природы. Нас окружают тела природы – почва, горная порода, дерево, человек, т.е любой предмет или живое вещество. Тела состоят из веществ. Тело живой природы состоит из органических веществ – белков, жиров и углеводов. А также в состав тела живой природы входят и минеральные вещества и вода. Явления природы – это любые изменения, которые происходят в природе.) Познакомимся с науками, которые изучают природу. Задание: Работаем в парах. Каждая пара учащихся получает задание дать характеристику науки по плану. Учащиеся читают текст учебника на стр. 11-15 ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУКИ, ИЗУЧАЮЩЕЙ ПРИРОДУ 1.Название науки. 2.Происхождение названия науки. 3.Что изучает эта наука. 4.Для чего нужны знания этой науки. После характеристики наук выполняем задание № 2 и 3 в РТ. | Отвечают на вопрос, выполняют задания учителя |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного. | Задания: 1. Посмотрите на стр. 16 учебника. Здесь находятся картинки с объектами и явлениями природы. Какие из наук о природе изучают данные объекты и явления? 2. Подберите пару НАУКА-ЧТО ОНА ИЗУЧАЕТ 3. Давайте с вами сделаем вывод по уроку. Что мы сегодня узнали на уроке. Сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр. 17. | Отвечают на вопрос, выполняют задания учителя |