4. Получение знаний (24 мин.) Цель — получить новые знания о духовных ценностях российского народа, об их формировании в процессе развития культуры XIII – XV веков. Задачи: Определить каким образом шло формирование ценности получения хорошего образования на примере изменений в его организации в русских землях в XIII – XV веках.
Формирование ценностей нашего народа: патриотизма, жертвенности, справедливости, бескорыстия, в процессе развития религиозно – философской мысли и литературы XIII – XV веков.
|
Преподаватель предлагает кадетам разделиться на три группы, вспомнить правила работы в группе (слайд) и лидерам получить рабочие листы с заданиями. Определяет время работы – 7 минут. Преподаватель подчеркивает, что кадеты будут работать как исследователи с историческими источниками, художественными произведениями, иллюстративным материалом. См. Приложение №1,2,3 (рабочие листы) и (слайд). В процессе работы, группы составляют часть кластера, соответствующую заданию (слайд). Задания (группа №1): используя представленные материалы, дать описание школьного обучения в Московской Руси. Вопросы для составления описания: Где могли обучаться дети? К какой группе общества они принадлежат? Что изучали? По каким учебникам учились и были ли они? Почему вы так думаете? Какой материал использовали для письма? О чем свидетельствуют найденные многочисленные берестяные грамоты? Какие изменения произошли в шрифте? Вопросы обществоведческого характера на основе полученных знаний: О каких же духовных ценностях можем мы сделать вывод на основе изученных фактов? Можем ли мы сказать, что тяга к знаниям, грамотность сегодня потеряли свою ценность? Ответы членов группы оцениваются, и каждому дается цветной квадрат разных цветов в соответствие с оценкой: красный, зеленый, синий. Задания (группа №2): используя тексты из литературных произведений XIII – XV ( группа получает отрывки из произведений литературы, изучаемого периода: «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Житие Александра Невского», «Повесть о Петре и Февронии») , «Хождение за три моря», «Задонщина» (см. приложения) определить: Жанр произведения Основные идеи и транслируемые в произведении духовные ценности
Задания (группа №3): используя тексты из произведений Вассиана Патрикеева, выступлений Нила Сорского и Иосифа Волоцкого, ответить на вопросы: Лидеры движений. Основные идеалы, духовные ценности. Взгляд на богатство церкви и отношение к власти. Представить в лицах спор, составив речь нестяжателя и иосифлянина.
Работа с Библейской притчей о Марфе и Марии (слайд с репродукцией картины Веласкеса) – определение духовности как традиционно присущей человечеству ценности
Преподаватель предлагает сделать вывод и разрешить проблему урока. |
Делятся на группы, лидеры получают задания.
Кадеты в процессе выполнения заданий, представленных в рабочем листе, составляют часть кластера.
Представляют отчёт: отвечают на поставленные вопросы, представляют на Интер активной доске выполненную часть кластера,
обосновывают свою точку зрения.
Представляют отчёт: отвечают на поставленные вопросы, представляют на Интерактивной доске выполненую часть кластера, обосновывают свою точку зрения.
Представляют отчёт: отвечают на поставленные вопросы, представляют на Интерактивной доске выполненную часть кластера, Рассуждают, пытаются определить позицию каждой из сторон. Рассуждают, осознают философский смысл притчи, экстраполируют библейский сюжет на духовный опыт нашего народа. Предполагаемый ответ: Несмотря на трагические события истории XIII – XV веков, русская культура продолжала развиваться, более того, победы русского народа над внешними врагами, начало объединения земель, способствовали её расцвету. Под влиянием трагических событий сформировалась система духовных ценностей, приоритетными в которой стали: патриотизм, мужество, семья, преданность, жертвенность. |
Личностные: формирование интереса к познанию, духовному росту. Познавательные: умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации, ее анализ, развитие критического мышления, преобразование информации из одной формы в другую, хронологическая работа. Коммуникативные: умение работать в парах, группах, принимать участие в коллективном обсуждении. Регулятивные: способность планировать, осуществлять свою деятельность во взаимодействии с преподавателем и одноклассниками. Предметные: знать особеннности развития русской культуры XIII – XV веков, основные произведения литературы, их жанры и идеи, особенности развития образования, взаимоотношения государства и церкви, на основе религиозно – философской мысли XIII – XV веков. Знать приоритетные духовные ценности наших предков.
|
8. Рефлексия учебной деятельности (3 мин.) Цели: инициировать рефлексию учащимися своей деятельности и взаимодействия с классом и учителем. | Преподаватель мобилизует кадет на рефлексию собственной деятельности. Кадеты получают кружочки разных цветов: 1. Белый — объективно перечислить исторические события, факты, новые сведения. (группа№ 1) 2. Желтый — обобщить все положительное. (группа №2) 3. Красный — выразить свои чувства, эмоции. Что особенно понравилось на уроке? (группа №3) 4.3еленый — в графической форме представить результаты изученного - общий кластер - собрать и отправить его на диск для кадет.
| Подведение итогов. Дают самооценку своей работе и работе групп. | Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе и роли группы. Регулятивные УУД: умение корректировать свою работу, умение определять реализованы ли заданные цели. |