- Ребята, Мудрая сова прислала вам письмо. Прочитайте его. (Слайд 4) Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Вы раскроете ещё одну тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание. Успехов вам! Мудрая сова. -У каждого из вас лежит карточка. В каждом ряду вам необходимо закрасить «лишнюю» букву. Затем эту букву записать в пустую клетку внизу и прочитать полученное слово (слайд 5) В | Х | А | Н | Д | О | Л | В | Е | А | Н | Д | О | Л | В | Х | К | Н | Д | О | А | Л | Х | А | Н | И | О | Л | В | Х | А | Н | Д | О | Л | В | Х | А | С | Д | О | Л | В | Х | А | Н | Д | К | Л | Л | Е | К | С | И | К | А | Введение нового понятия. - Какое слово у вас получилось? -Что означает это слово? -Какая проблема возникла? - А откуда мы можем получить информацию? В интернет-энциклопедии Википедия дано следующее определение. (слайд 6) - Лексика – это словарный состав языка. ( Все слова русского языка). - И мы с вами сегодня начинаем изучать этот раздел. - Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? -Откройте учебник на стр. и прочитайте название раздела, который мы начинаем изучать -Прочитайте, чему мы будем учиться -Прочитайте тему урока. -На какой вопрос мы сегодня ответим? Игра «Отгадай слово» (слайд 7-8) Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса) Крупное домашнее травоядное животное, даёт молоко (Корова) Птица с чёрным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка.(Сорока) - А теперь вы загадайте любое животное, опишите его. -Что вы делали, когда загадывали слово? -Какой же можно сделать вывод? - Прочтите правило с. Групповая работа.(Слайд 9) -По своему лексическому значению слова можно объединять в группы. Я предлагаю выполнить такую работу. -Разделите слова на группы в зависимости от их значения. Впишите их в рисунки. Подберите общее название для каждой группы. (ромашка, карась, боровик, роза, ёрш, рыжик, гвоздика, щука, опята, лисички, сыроежки, окунь, сазан, астра, тюльпан) Словарная работа. (Слайд 10) (На слайде запись) ХБЧЕШРПЕФЗЦА - Посмотрите на запись, мысленно зачеркните буквы обозначающие глухие согласные звуки и узнайте слово с которым мы познакомимся. (Берёза) -Запишите слово. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить. (Берёза – любимое дерево в России, символ России. Своё название получило от иностранного слова, которое означает «белый») -Прочитайте толкование этого слова. (Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями)- это и есть лексическое значение слова берёза -Как ласково назвать берёзу? (берёзка, берёзонька) -Как называют сок берёзы? (берёзовый) -Лес из берёз? (березняк) -Гриб, который растёт под берёзой? (подберёзовик) -подчеркните во всех этих словах букву Е -Проверка Физминутка Мы сидели и писали. Мышцы тела все устали. Потянулись и зевнули, Спинки дружно все прогнули, Повернулись вправо, влево- Стало гибким наше тело. А теперь попляшут ножки: Побежали по дорожке. Быстро –быстро-топ-топ-топ. И в ладоши- хлоп-хлоп- хлоп. Ножку вытянем вперёд- Влево, вправо поворот. Головой все повращаем И урок наш продолжаем. 6.Первичное закрепление нового теоретического материала. - В группе продлённого дня дети играли в слова. Были даны слова , надо было объяснить их значение. Посмотрите, что ответили дети : (Слайд 11,12) Ложка-то, чем едят суп Садовод-дядя, который водит детей в садик Зима-время года, когда идёт снег Перчатки-то, что делает еду острой - Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях детей? - Объясните значения этих слов. - Выскажете своё мнение : почему ошиблись дети? ( Не знали значения этих слов) -А где можно уточнить значение слов? Значения слов можно уточнить в Толковых словарях. Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля (около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова(80000 слов ) ,Школьный толковый словарь( около 4,5 тысяч слов) Работа в парах. - Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам поработать в парах. - У вас на парте есть лист с заданием. Внимательно его прочитайте и приступайте к работе. (Слайд 13,14) Задание . 1.Соедини значение и слово. Начинающий стареть, немолодой- (какой?)… | | баловаться | Любящий трудиться, усердный- (какой?)… | | ленивый | Жить некоторое время у кого-нибудь в гостях- ( что делать?)… | | пожилой | Перевёртываться через голову- ( что делать?)… | | жизнерадостный | Вести себя безобразно-(что делать?)… | | кувыркаться | Человек, который ничего не хочет делать-(какой?)… | | трудолюбивый | Очень весёлый человек- (какой?)… | | гостить | Игра «Опиши предмет» Самостоятельно(Слайд 15) - В заключении урока я хочу посмотреть, как вы поняли тему урока. Перед вами 3 предмета. Выберите любой и опишите его по плану -Какой он формы? - Из чего сделан? -Для чего нужен? - Проанализируйте свою работу и просигнальте мне. Вывод: полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова 7.Рефлексия ( Слайд 16) - Какова тема сегодняшнего урока? - Что такое лексическое значение слова? ( Рассказ о нём, что оно обозначает) - Что делать, если не знаешь слово? -Что понравилось на уроке? - Выразите своё отношение к уроку при помощи Смайлика Домашнее задание: -Упражнение № с. По возможности найти в толковом словаре 5 многозначных слов и 5 однозначных и выписать их в тетрадь. - Урок окончен. ( Слайд 17) - Я вместе с Мудрой совой говорю : «Спасибо за сотрудничество !» |