Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (классификация) и познавательных процессов (внимание, память). |
Мотивация к учебной деятельности | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Формулирование темы урока и постановка цели | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Изучение нового материал | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания понятий, знаний, алгоритмов работы с ГИС. |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний (мини-практикум) | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Проверка понимания содержания материала урока | Активизация полученных знаний |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Результаты | Формы промежуточного контроля |
Организационный момент | Приветствие, пожелание плодотворной работы на уроке, создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе, проверка готовности к уроку. Создать благоприятный психологический настрой на работу, вовлечь учащихся в урок, во взаимодействие с одноклассниками и с учителем. | Приветствуют учителя, воспринимают услышанную информацию, проверяют наличие учебных материалов для работы на уроке. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения, соблюдение норм и правил поведения на уроке | Визуальный контроль учителя, самоконтроль обучающихся |
Актуализация знаний (слайд 2.) | Актуализация опорных знаний Фронтальный опрос. - Каковы были представления о Земле у людей в древности? - Как люди представляли землю в Средние века? - Когда и почему наступила эпоха Великих географических открытий? - Какое значение имели путешествия X. Колумба и Ф. Магеллана? - Каков вклад русских ученых и путешественников в освоение Земли? | Отвечают на вопросы, дополняют | Личностные коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные учебно – познавательные: Перечислять великие географические открытия: открытия Х.Колумба, Ф.Магеллана и их влияние на судьбы мира; Метапредметные познавательные: -выполнять классификацию; -обосновывать основание для классификации. | Текущий контроль |
Мотивация к учебной деятельности (слайд 3.) | Предлагает определить тему урока, показывает презентацию с изображением источников географической информации. Как вы думаете, что мы будем изучать? Какова цель нашего урока? | Рассуждения учеников. Слушают учителя, смотрят презентацию. | Личностные: Осознавать мотивация учения, соблюдение норм и правил поведения на уроке; Предметные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; Умение работать с разными источниками информации. Метапредметные: Способность к сотрудничеству и коммуникации, умение вести самостоятельный поиск, отбор информации | 2 |
Формулирование темы урока и постановка цели | Обобщает и корректирует ответы учащихся. | Формулируют тему и цель урока. | Личностные: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?). Метапредметные регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. | |
Изучение нового материала | Беседа с элементами самостоятельной деятельности. - Как вы думаете, какие вопросы мы будем разбирать? - Как сегодня собирают информацию о Земле? - Составьте схему «Источники географической информации». - Как осуществляется исследование земной поверхности? - Что такое навигационные системы? Слово «навигация» в переводе с латинского языка означает «плыву на судне». Навигация — это наука о способах выбора пути и методах хождения судов, летательных и космических аппаратов. - Какова задача навигационной системы? Нахождение оптимального маршрута (траектории), определение местонахождения, направления и значения скорости и других параметров движения объектов. | Выясняют, определяют. Просматривают, рассуждают, исследуют.
На основе текста учебника и рассказа учителя учащиеся составляют схему.  | Личностные регулятивные формирование ответственного отношения к учению. Метапредметные коммуникативные умение организовывать учебное сотрудничество, осознанно пользоваться речью. Предметные учебно – познавательные формирование умений пользоваться географическими знаниями в повседневной жизни. | Текущий контроль |
Первичная проверка понимания (слайд 4-7.) | - Прочитайте в учебнике (стр. 17) о самом важном источнике информации. -Что является главным источником информации? -Что позволило ученым создать при появлении мощных компьютеров? - Когда были сделаны первые космические снимки? (опережающее задание) - Какие источники географической информации имеются в кабинете географии, дома? | - Учебник стр. 17. Чтение текста. - Экспедиции, наблюдения, путешествия. - ГИС доклад | Метапредметные: познавательные: смысловое чтение, выделять признаки понятий. Регулятивные: способности к самостоятельному приобретению новых знаний, умения организовать свою деятельность, сверять свои действия с целью, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля. Предметные познавательные усвоение понятия «ГИС». | Текущий контроль |
Физкультминутка | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся Учитель просит учащихся встать. Упражнения Руки вверх, затем вперёд, приседает весь народ, встали дружно, повернулись и друг другу улыбнулись. | Выполняют упражнения для осанки и для глаз | | |
Применение новых знаний Мини – практикум. (слайд 8.) | - Найдите в Интернете географическую информацию 1 группа - по вашему селу. 2 группа – по вашему району. 3 группа – по вашей области. | Учащиеся работают по группам | Личностные, метапредметные коммуникативные : умение организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, формировать речевую деятельность в соответствии для выражения своих чувств, мыслей, владение монологической речью, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, монологическая речь. Предметные познавательные формирование умения выделять нужную информацию. | Текущий контроль |
Проверка понимания содержания материала урока. | -Подведите итог своей работы на уроке. - Как ученые собирают информацию о земле? - Перечислите источники географической информации. Какова их роль для географии? - Каково значение космических технологий для развития географической науки? - Найдите в тексте параграфа ответ на вопрос: как наблюдения и исследования в космосе помогают решать земные проблемы? | Отвечают на вопросы учителя. Предлагают свои варианты ответов. | Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные регулятивные: -уметь оценивать правильность выполненной учебной задачи; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. Предметные познавательные: находить географическую информацию в разных источниках. | Текущий контроль |
Контроль полученных знаний | Экспресс-контроль Подводит итоги урока, выставляет оценки учащимся. | Самостоятельно выполняют тест, оценивают усвоенное содержание. | Выбор эффективных способов решения, в зависимости от конкретных условий. Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме. Контроль и оценка результатов деятельности. Контроль в форме теста | Текущий контроль |
Рефлексия | Фиксирует результаты урока, успехи учащихся. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. О чём мы сегодня говорили на уроке? Всё ли было понятно на уроке? Поднимите руку, кто работал и изучал сегодня активно? А кто мог бы изучать ещё лучше, чем сегодня? Какую оценку вы поставили себе за урок? Предлагает приём «нарисуй смайлик» | Осознают свою учебную деятельность, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. Используют приём «Нарисуй смайлик» | | Самоконтроль |
Домашнее задание(слайд 9.) | Даёт рекомендации по выполнению домашнего задания Параграф 4, задание 2, 4, 6 стр. 18 | Записывают домашнее задание. | | |