2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Перед вами предложение (СЛАЙД 2). Составьте к нему схему, предварительно расставив знаки препинания (переписывать предложение не нужно). Кто выполнит задание у доски? Вера подняла крышечку подбитую бледно-голубым шелком и увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет. Я надеюсь, все вы узнали произведение, из которого я взяла это предложение. Вообще, все примеры для сегодняшнего урока я взяла из рассказа А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Это я сделала не случайно, т.к. ваше домашнее задание будет связано с этим произведением и нацелено на экзамену. Проверим схему на доске. Какой тип предложения перед нами? Верно. Это тема сегодняшнего урока: «Простое осложненное предложение». Запишем её в тетради. (СЛАЙД 3) Исходя из темы, скажите, каких целей мы должны сегодня достичь? Эта тема очень обширная, и сегодня мы только начнем работу над ней, а продолжим на следующем уроке. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Чертят схему. Один обучающийся работает у доски. Устно объясняет схему. Простое осложненное предложение. Записывают тему в тетради. Вспомнить теоретический материал о простом осложненном предложении, закрепить его на практике. | К: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками; П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Организует обучающихся по исследованию проблемной ситуации. А теперь давайте проверим. Чем может быть распространено предложение? Чем может быть предложение осложнено? Давайте сверим ваши таблицы с образцом (СЛАЙД 4). При необходимости внесите дополнения в ваши схемы. Какой термин мы должны знать, говоря об осложнении ПП? Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово обособление? Что значит обособить? (СЛАЙД 5) (СВЕРНУТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ УРОК 1)
| Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.). ПП может быть распространено при помощи ОЧП:определений, дополнений, обстоятельств. ПП может быть осложнено… Обособление — способ смыслового выделения или уточнения. В письменной речи обособления выделяются запятыми. Обособляются только второстепенные члены предложения. | Р: планирование, прогнозирование; П: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; К– инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5.Вторичное закрепление, развитие учебно-языковых умений. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Устанавливает осознанность ситуации. Организует деятельность по применению новых знаний. Цель этапа: актуализировать полученные знания обучающихся. … выполняет индивидуальное задание (ОЧП) А мы, чтобы закрепить знания, выполним упр.358 учебника (стр.247). Вы должны распределить предложения на 2 группы:1) простые осложненные,2)простые неосложненные. В тетради указываем только № предложения (переписывать не нужно). Давайте проверим. Читаем предложение. Определяем, является ли оно осложненным, определяем тип осложнения. Какое предложение вы не выписали? Почему? Обратите внимание на то, какие разнообразные знаки препинания нам встретились в этом упражнении для обособления. Как вы считаете, что нужно учитывать при выборе знака препинания? Да, верно, всегда необходимо «видеть» и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения, его смысловым наполнением. …, ты справилась с предложенным заданием? Тогда я прошу тебя выступить в качестве консультанта и рассказать нам об ОЧП. Группу я прошу зафиксировать основные положения в тетради. Спасибо. …дала довольно исчерпывающие ответы на поставленные вопросы, сумев выстроить логичное высказывание по опознавательным признакам однородных членов предложения и их роли в речи. Может быть, кто-то хочет задать вопрос …? Обращаю ваше внимание на то, что схема постановки знаков препинания при ОЧП находится в вашем раздаточном материале на столе, она поможет вам чуть позже при выполнении заданий. Предлагаю продолжить работу. Давайте уточним, какие определения являются однородными, а какие- нет. Индивидуальное домашнее задание было у … (ПРЕЗЕНТАЦИЯ). Помним о том, что нужно вести записи в тетради. Теперь, когда мы уточнили понятие об однородных/неоднородных определениях, перейдем к практическим заданиям. Подпишите, пожалуйста, свой лист. Прочитайте предложения Задания 1 и проанализируйте их структуру (раздаточный материал на партах). Задание 1. 1.У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом. 2.Доцветали разноцветные махровые гвоздики. 3.Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины. По отношению к какому предложению мы будем говорить об однородных определениях? Аргументируйте свой выбор. Какое предложение содержит неоднородные определения? Докажите. Почему вы не выбрали в качестве примера первое предложение? Какой троп использует автор, описывая георгины? Какими определениями в художественном тексте являются эпитеты Поставьте на листе с заданиями самооценку за выполнение этого задания. Перейдем к Заданию 2. Ваша задача – расставить недостающие знаки препинания, найти в предложениях однородные и неоднородные определения, показать их графически. Двух желающих я попрошу выполнить задание на доске. Задание 2. Расставьте недостающие знаки препинания, найдите в предложениях однородные и неоднородные определения, покажите их графически. Докажите, почему определения являются однородными/неоднородными. 1.Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета. 2.Прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной верной истинной дружбы. 3.Огромное родовое имение было почти расстроено его предками. 4.На старом стершемся и посеревшем от времени переплете вился тускло-золотой филигранный узор редкой сложности. Поменяйтесь, пожалуйста, заданием с соседом по парте и проверьте его работу. Поставьте оценку за выполнение задания. Возьмите свою работу. Давайте проверим работу ребят у доски и оценим их ответы. Сравните ответы со своими, самооценку зафиксируйте после Задания 2. Продолжаем работу по подготовке к экзамену. Задание № 15 звучит следующим образом: «Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую». Задание предлагает нам проанализировать структуру простого предложения с различными типами осложнения. Давайте проверим, насколько вы компетентны в этом задании. Выполняем Задание 3 раздаточного материала: Задание 3 «Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую». 1. Она достала из своего ручного мешка маленькую записную книжку в удивительном переплете. 2. Вера вынула из вазочки две маленькие розы, розовую и карминную. 3.Аносов нагнул голову к борту шинели, понюхал цветы и вдруг улыбнулся славной старческой улыбкой. 4. Была какая-то уютная прелесть в его неторопливом и наивном повествовании. 5. Навстречу ей вышла сероглазая старая женщина, очень полная, в серебряных очках. 6. Море меня волнует, и радует, и поражает. Знаки препинания вы можете расставлять прямо на листах. Ваш ответ? Верный ответ -2,3. Так ли у вас? Давайте проверим правильность ваших рассуждений. Проанализируем каждое предложение с точки зрения осложненности.(Предложения вывожу на слайдах.) Поставьте самооценку за выполнение этого задания. Скажите, пожалуйста, рассмотренные нами ранее однородные и неоднородные определения являются согласованными или нет? В чем проявляется согласование? Как называется несогласованное определение, выраженное именем существительным, относящееся к другому существительному? Для того чтобы актуализировать знания о приложении, выполним Задание 4. Задание 4. Найдите в предложениях приложение, обозначьте его графически. Расставьте необходимые знаки препинания. 1.Обитатели пригородного морского курорта-большею частью греки и евреи-спешно перебирались в город. 2. Вера Николаевна Шеина, жена предводителя дворянства, не могла покинуть дачи. 3.Анна унаследовала монгольскую кровь отца татарского князя. 4. Генерал Аносов, тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки. 5. Сейчас увидите, господа, краткое жизнеописание вашей возлюбленной сестры Людмилы Львовны. Давайте проверим вашу работу. Зачитываем предложение, называем в нем приложение, комментируем необходимость постановки знаков препинания. Попутно можно делать необходимые исправления. Поставьте в лист с заданиями самооценку. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Выполняют упражнение. 3-БСП При выборе знака препинания учитываем строение предложения, его структуру. Один обучающийся отвечает, остальные ведут записи в тетради. Обучающийся показывает презентацию, комментирует слайды, остальные ведут записи в тетради. Это предложение с однородными сказуемыми. Эпитеты. Эпитеты являются однородными определениями. Выставляют самооценку. Работают на местах. Двое обучающихся у доски записывают предложения, дают устные ответы, анализируя структуру предложений. Анализируют структуру предложений, определяют однородность/неоднородность определений. Дают комментарий, озвучивают оценки. Выставляют самооценку. Работают на листах с раздаточным материалом. Проверяют выполнение задания. Комментируют знаки препинания или их отсутствие. 2,3 Выставляют самооценку. Они являются согласованными. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. Приложение. Работают в раздаточном материале. Отвечают, аргументируя свою точку зрения. | Р: контроль, оценка, коррекция; П: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; К: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |